Народные традиции и обычаи
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Крюкова Оксана Анатольевна

Календарно тематическое планирование недели по теме" Народные обычаи и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai-_planir_nedeli.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народная культура и традиции» группа «Пчелки» воспитатель Крюкова О.А.                                                                                     Длительность: 2 недели марта-1 неделя апреля                                                                                                                                                                                                             Разделы тематического блока:                                                                                                                                                                                            1. Народные игрушки                                                                                                                                                                                                                      2. Устное народное творчество                                                                                                                                                                                         3.Художественные промыслы

Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к народной культуре и традициям.                                                                                                    Задачи: Знакомить с народными традициями и обычаями с декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), а также с национальным декоративно прикладным искусством (игрушки из камня- Борнуково)                                                                                              Расширять знания детей об истории русской деревянной матрешки (Городецкая, Богородская),  формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образам народного декоративно-прикладного искусства.                                                                                         Рассказать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта и одежды.

Работа с родителями по тематической неделе:                                                                                                                                                                                              1.Совместное наполнение центров по тематической неделе «Народная культура и традиции».                                                                                                2.Папки- передвижки на тему: «Народная игрушка», «Мастера нашего края»                                                                                                                               3.Консультация на тему «Кукла своими руками».                                                                                                                                                                                                              4. Оформление мини-музея на тему: «Народные промыслы» (апрель)

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК

                 УТРО

               

 

Беседа по теме: «Русская матрешка»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями;

 с культурой родного края

Разучивание закличек: «Приходи весна», «Жаворонки»

Дидактическая игра: «Подбери слово»

Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словарного запаса, развитие речи детей с Варей и Леной

Рассматривание цветущей герани. Цель - создать условия для формирования знаний о комнатных растениях, развивать умение наблюдать за растением , воспитывать бережное отношение к растениям.  

Оформление ширмы с предметными картинками: «Народная игрушка» для наглядного видения образов

В уголке индивидуализации организовать мини- коллекции «Народные игрушки»

Проектная деятельность «Традиции и обычаи нашего поселка»

Папка- передвижка на тему: «Народная игрушка»

               НОД

1.Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба –бах»» Цель: учить детей дифференцировать звуки ц – ч;

 2.Музыкальное развитие – музыка (по плану музык.руководит.)

учить Лену и Злату дифференцировать звуки ц – ч;

Познакомить со стихотворением Дж. Ринвза «Шумный Ба – бах» (перевод с англ. М. Боровицкой)

Распевки, музыкальные подвижные игры

ПРОГУЛКА

Наблюдение за неживой природой

Цель: формировать представление о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе

П/И народные «Бирюльки», «Горелки»

Цель:  познакомить с правилами игр, развивать двигательную активность детей, умение быстро и ловко передвигаться.

Ф/У «Попади снежным комом в цель»

Цель: развитие глазомера и силу броска с Димой. М и Максимом

Трудовая деятельность Расчистка участка от снега. Цель: Создать условия для формирования умения работать лопатой и метелкой, воспитывать трудолюбие, желание помогать                                                                                                          

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при самостоятельном восприятии музыки разного характера.

                 ВЕЧЕР

 Гимнастика после сна.                

 Цель: здоровье сбережение

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей с новым произведением, развивать внимание и память при запоминании сюжета сказки

Д\У «Назови одним словом»

Цель: развивать словарный запас, мышление и память; активизация и обогащение словаря  с Варей и Ритой

 Трудовые поручения «Наведем порядок в группе»

Цель: помогать сверстникам прибирать игрушки, расставлять их на свои места

Сюжетно – ролевая игра«В русской избе»

Цель: формировать желание организовывать сюжетно – ролевую игру по результатам экскурсий

ПРОГУЛКА(Веч)

П/И «Совушушка». Цель: создать условия для закрепления умения быстро действовать по сигналу воспитателя.

Развивать умения забивать шайбу в ворота; ориентироваться в пространстве с Димой П,

Никитой, Димой К

Наблюдение по прогулке  Цель: создать условия для формирования внимания, памяти и речи детей.

Свободная деятельность детей. Цель – создать условия для развития социально-коммуникативных качеств детей.

Разместить информацию о проекте на сайте «Радужная семья»

ВТОРНИК

                    УТРО

Рассказ на тему: «Русские народные  инструменты»

Цель: расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке.

Инсценированное чтение потешек

Цель: развитие умения выразительно передать содержание

Д/И «отгадай загадки»

Цель: развитие мышления. Памяти и воображения

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам с Аней и Дашей

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Трудовые поручения:

«протирание пыли с листочков комнатных растений»

Цель: развивать трудовые навыки, желание заботиться о комнатных растениях

Подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки

Консультация «Воспитательное значение русского фольклора»

                          НОД

1.Познавательное развитие – ФЭМП Тема: «Раздели круг на части» Цель: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимой части числа от цвета и пространственного расположения предметов

2. Физическое развитие – физкультура ( по плану физ.руководителя)

3.Художественное творчество – Рисование Тема: «Дымковская игрушка» Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Учить Кирилла О, Ваню Ч  называть части и сравнивать целое и часть;

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках;

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

              ПРОГУЛКА

 Наблюдение за снегом

Цель: формирование умения самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойством снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям

П/И «Кот и мыши», «Пробеги тихо» Цель: создать условия для развития умения убегать не наталкиваясь друг на друга и соблюдать правила игры

Индивидуальная работа с Зариной и Дашей по развитию движений; отработка подскоков и приставного шага

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Опыт по определению плотности снега»

Цель: развитее наблюдательности и любознательности, загадывание загадок.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры  с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности

                              ВЕЧЕР

Игровая ситуация «Мы встречаем гостей – угощаем их блинами»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.

Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстрации о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушках

Д/И «Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы»

Цель: развитие мелкой моторики с Никитой, Димой М и Зариной

Ситуативный разговор на тему: «Как жили люди на Руси»

Цель: развитие памяти, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи

Мастерская «Укрась Даше сарафан»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение самостоятельно придумывать узор на сарафане

 ВЕЧЕР-ПРОГУЛКА

Игра с мячом «Какие виды народной игрушки ты знаешь?» Цель: создать условия для закрепления знаний детей о народных промыслах, развития ловкости при ловле мяча.

Д/И «Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком с Ритой и Богданом

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

СРЕДА  

УТРО

Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Д/И «Скажи по – другому»

Цель: развитие грамматического строя речи¸ обогащение словарного запаса

Д/И с Ириной, Ваней В и Богданом «Кому, что нужно для работы?» Цель: способствовать общему развитию ребенка, прививая любовь к Родине

Поручение индивидуальные и коллективные «Мы сегодня соблюдаем порядок в группе»

Цель: уважение труда взрослых

Предложить детям придумать колыбельную для куклы Маши

Цель: развитие памяти, активизация словаря, развитие воображения

Создание альбома на тему: «Мастера нашего края»

1. Художественное развитие – Рисование Тема: «Роспись матрешки элементами гжельской росписи» Цель: Развивать умение выделять специфику гжельской росписи. Формировать умение передавать элементы росписи.

Закреплять умение рисовать акварелью с Аней, Варей и Ритой.

Воспитывать интерес к декоративному искусству.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место.

           НОД

2.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Культура и традиция русского народа»   Цель: Познакомить детей с понятием «традиция»;

3.Развитие речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства»

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре

Помочь детям оценить поступок мальчика

Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

                   ПРОГУЛКА

Наблюдение за солнцем

Цель: уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека; развиваем наблюдательность, любознательность; рассказать детям о влиянии солнца на здоровье человека; развивать активный словарь детей

Подвижная игра «Самолеты» «Кот и мыши» - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение

Д/И «Направо – налево»- закреплять пространственные ощущения с Никитой, Димой К, Ваней.

Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, учить задействовать для игры всю площадку, следить за своей осанкой во время движения.

Трудовая деятельность: «Расчистка участка от снега»

Цель: продолжать учить детей пользоваться детской лопаткой; развивать физические способности; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям

                       ВЕЧЕР

 Работа по краеведению, патриотическая тематика. «Мастера нашего поселка» Цель – создать условия для формирования знаний о народных мастерах нашего города.

Викторина по русским народным сказкам»

Цель: активизация пассивного и активного словаря, развитие памяти, воображения, быстроты мышления с Максимом и Олесей

 Сюжетно-ролевая игра «Народные мастера». Цель – создать условия для развития у детей социально-коммуникативных качеств, развивать умение договариваться при распределении ролей.

Предложить книгу «Игрушка своими руками» с целью свободного и самостоятельного рассматривания иллюстраций и расширения представлений о видах народной игрушки                                                                                                                            

ВЕЧЕР-ПРОГУЛКА

«Салки в кругу» .Цель:- создать условия для формирования умения соблюдать правила игры; по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга; различать цвета.

Д/ и по ознакомлению с окружающим миром «Признаки весны» Цель – создать условия для формирования кругозора детей

Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры

Самостоятельная игровая деятельность Свободная дея-ть детей. Цель: создать условия для формирования коммуникативных и социокультурных качеств детей.

ЧЕТВЕРГ  

 

                                          УТРО

Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучим в теремок»

Цель: расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке

Д/И «Повтори скороговорку»

Цель: развитие памяти, воображения, развитие артикуляционного аппарата

Разучивание Песенок – потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано по утру» «Ласточка – ласточка»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа с Дашей и Аней

(формирование КГН за столом)

Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приема пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведение за столом, аккуратность

Предложить детям русские народные игры: «Гуси – лебеди», «карусель», «Гори – гори ясно»

Цель: развитие двигательной активности детей, приобщение к культуре русского народа

 Рассказать детям, какие традиции есть в его семье»

Буклет «Потешки, прибаутки»

 

НОД

1.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Русская матрешка»

 Цель: Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. 2.Музыкальное развитие – музыка (по плану муз.руковод)

Учить детей различать разные техники росписи матрешек

Формировать эстетическое отношение к миру.

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

ПРОГУЛКА

Наблюдение на прогулке за голубями – уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц весной; установить связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц

П/И «Свободное место», П/И «Перелет птиц» Цели: создать условия для развития умения бегать по всей площадки, развивать ловкость, внимательность

Физ.упр «Прыг – скок»

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг очерченного круга с Ритой и Варей.

Продолжать развивать желание играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя.

Выносной материал

Лопатки, формочки для игры со снегом.

Трудовая деятельность: строим дом из снегр, закрепляем (фасад, красный угол, арка и т.д) расчистка дорожек от снега, подметание веранды от мусора

             ВЕЧЕР                                            

 Беседа по теме: «Русские народные промыслы – деревянная, глиняная игрушки» «Промыслы Нижегородской области»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; культурой родного края

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (муз. инструмент)»

Цель: развитие музыкального слуха и памяти

Конструирование из бумаги. «Скамейка, печка, стол, изба»

Цель: развитие умения детей в складывании бумаги по принципу оригами по образцу и схеме с Максимом и Кириллом

Через наблюдения, ситуативные разговоры формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Предложить сюжетно – ролевую игру «Магазин народных игрушек»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

ПРОГУЛКА(Веч)

Дидактические игры «Какое это дерево?» Цель – создать условия для формирования кругозора детей

Элементы хоккея с мячом с Димой, Максимом, Никитой. Цель – продолжать учить пользоваться клюшкой и мячом

Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение, умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками

Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры

ПЯТНИЦА

          УТРО

Слушание:П.И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н.песня Пляски и игры:

«Заинька», обр.С.Кондратьева; «Кострома» и «Казачок»,обр,М.Иорданского; Русские народные прибаутки «Ворон», «Лиса»;

Цель: расширять представления о народном искусстве фольклоре, музыке

Рисование «Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски – франтихи» или «Дымковский конь» с Аней и Дашей

Цель: развитие мелкой моторики, умение изображать узор по дымковским мотивам

Рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения. Цель – создать условия для формирования знаний о правилах дорожного движения

Набор игрушек кукольного плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек

Презентация по проекту «Традиции и культура нашего поселка» «Воспитание сказкой»

Делимся впечатлением о прошедшей неделе, Круглый стол «Угощаемся блинами»

              НОД

1.Художественное развитии  - Аппликация  Тема: «Воздушные шары»  Цель: учить детей вырезать круг из квадрата, делать заготовки для работы, создавать композицию – воздушный шар с корзиной.

2. Физическое развитие – физкультура (по плану физ.руководителя)

3.Физическое развитие – физкультура ( на прогулке)Цель: повторить ходьбу со сменой движения; упражнять в равновесии и прыжках

Учить Максима, Ваню Ч, Варю вырезать круг из квадрата

Упражнять в равновесии Лену и прыжках Ваню Ч

Развивать эстетическое восприятие, воображение.

Формировать умение создавать объемную работу.

Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности

ПРОГУЛКА

Наблюдение за одеждой взрослых и детей – продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе

Игра «Волк во рву» Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу Подвижная игра «Море волнуется». Развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ

Дидактическая игра «Какой ветер» - научить подбирать относительные прилагательные с Димой Л, Максимом и Никитой

Трудовые поручения: «Чистка снежных построек от снега. Цель: поддерживать стремление детей приносить пользу, следить за порядком.

Самостоятельные игры детей.

Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия

                      ВЕЧЕР

Пальчиковая игра: «Мы сегодня рисовали»

Д/И «Собери матрешку», «Найди такую же», «Подбери картинки», «Матрешкины подружки»

Цель: развитие мышления, воображения, памяти

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Мастер класс «Сделай игрушку из цилиндра»

Цель: развитие творческого воображения, умение видеть образ

Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус. нар. сказки

Складывание пазлов по мотивам русских народных сказок.

ВЕЧЕР ПРОГУЛКА

Дидактическая игра «Что из чего сделано» - учить детей определять материал из которого сделан предмет

«Найди предмет похожего цвета» - упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении признаку цвета

Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

Наблюдение по прогулке. Цель – создать условия для формирования внимания, памяти и речи детей  

Свободная деятельность детей. Цель – создать условия для формирования самостоятельной игровой мотивации у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христово и народными традициями и обычаями»

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христ...

«Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы»

приобщение детей дошкольного возраста к истокам тывинских традиций и обычаев, при посещении целебных источников....

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...