Понятие педагогического проектирования
проект

Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_proektirovaniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Основы проектировочной деятельности педагога»

Понятие педагогического проектирования

Проект - (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед):

  1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  2.  Предварительный текст какого-либо документа;
  3.  Замысел, план.

Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.

Проектирование педагогическое - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога.

Проект - результат процесса проектирования, целостная форма, предполагающая источники, основания, структуру и результаты будущей деятельности субъекта.

Чертами педагогического проекта являются:

  • отнесенность проекта к будущему; ориентация на желаемое состояние в будущем: (На настоящий момент образовательные результаты таковы…Я хочу, чтобы они изменились - стали лучше, стали вот такими …);
  • представление проекта как системы условий и средств достижения будущего (педагогические условия и средства): (Для того, чтобы такие результаты появились, необходимы следующие условия: моя собственная компетентность; включенность родителей в образовательный процесс; соответствующее оснащение мини центра с определенной системой; определенная организация образовательного процесса и т.д. Если все это …, то тогда, скорее всего, ситуация изменится и результаты будут)
  •  определенность начала и окончания проектной работы (Если я начну над этим работать с 1сентября 2009 г, то первые результаты должны уже проявиться к концу учебного года-1 июня 2010г.);
  •  четко и ясно сформулированные критерии эффективности педагогического проекта (основной показатель эффективности созданных условий (пед. проекта) – индивидуальная динамика развития творческого воображения детей в разных видах детской деятельности).

В педагогике можно выделить следующие направления проектирования:

  •  проекты в области управления образовательным учреждением (Программа развития или Образовательная программа конкретного ОУ, или программа управленческой деятельности как средство достижения современного качества образования, др.);
  • проекты в организации образовательного процесса («Организация коллективных форм работы как условие развития самостоятельности и инициативности детей»);
  • проекты по разработке содержания образования (Содержательные условия развития экологического сознания);
  • проекты по образовательным технологиям и формам и методам обучения (Внедрение технологии «ТРИЗ» в образовательный процесс, как условие развития творческих способностей);
  • другие.

Педагогическим (управленческим) проектом может являться

  • рабочая программа педагога по реализации содержания образовательной области,
  • программа развития образовательного учреждения,
  • программа - модель деятельности методического объединения педагогов;
  • система деятельности педагога по достижению определенной педагогической цели;
  • модель организации образовательного процесса по обеспечению развития детей;
  • др.

В качестве проектной работы могут быть представлены психолого-педагогические, методические разработки,  проекты, касающиеся самых разных областей профессиональной деятельности педагогов в различных элементах образовательного  процесса образовательного учреждения.

Цель - это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.

Цели должны отвечать следующим требованиям:

1. Цели должны быть реалистичны, то есть проект не должен превратиться в прожект.

2. Цели должны быть ранжируемы, т.е. разделены на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они могут быть представлены как задачи).

 3. Цели должны быть диагностируемы, т.е. должны иметь измерители (критерии и методики замера).

Проектировочная деятельность педагога

Проектировочная деятельность представляет собой один из основных видов деятельности педагога, поскольку для организации управления процессом образования воспитанников необходимо осуществление педагогом предварительного проектирования собственной деятельности.

Способность проектировать педагогическую деятельность обусловлена наличием ряда умений: умение планировать, анализировать и рефлексировать собственные проявления деятельности.

По механизму осуществления проектировочная деятельность субъекта включает в себя следующие процедуры:

1. Целеполагание субъекта деятельности.

2. Рефлексия процессов и результатов деятельности, предшествующей описываемой, выявление причин данного состояния.

3. Анализ образовательной ситуации, выявление необходимых и возможных путей изменения ситуации.

4. Содержательное представление объекта и предмета деятельности (для проектирования).

5. Прогнозирование результатов деятельности.

6. Планирование (проектирование-конструирование) деятельности на основании построения системы задач профессиональной деятельности и способов их реализации (определение направлений деятельности и содержания деятельности в каждом направлении).

.        Т.О.: Педагогический проект – комплект документов, отражающих цели и ценности проектирования, состав и структуру проектирования, логику проектирования, ресурсное обеспечение реализации проекта.

А также:

Проект образовательный (педагогический) – целевой ориентир и система инновационной деятельности, направленной на изменение количественных или качественных показателей результатов образования в соответствии со стратегическими целями развития образовательной системы в целом и ее подсистем.

Логика педагогического проектирования

(Основные этапы проектирования)

1. Подготовительный этап проектирования:

- анализ образовательной ситуации, формулировка противоречий и проблем (цели и ценности проектирования);

- выбор формы проектирования (система, программа, модель);

- нормативно-правовое, научно-теоретическое, методическое, материально-техническое и др. обеспечение проекта (ресурсное обеспечение реализации проекта).

Анализ образовательной ситуации включает:

- анализ нормативно-правовой документации в сфере образования,

- анализ концептуальных материалов по изучаемому вопросу,

- анализ теории изучаемого вопроса в различных областях научного знания (психологии, педагогики, лингвистики, психолингвистики, культорологии, литературоведения и частных методик),

- анализ программно-методического обеспечения с позиции изучаемого вопроса,

- анализ реальной педагогической практики (аналитические материалы об учащихся и некоторых аспектах деятельности педагогов – из опыта работы).

Анализ образовательной ситуации позволит:

  • выделить ключевые факты по изучаемому вопросу с различных позиций (теоретических и практических) и сформулировать аргументы; определить актуальность своего проектирования на разных уровнях (общий, локальный, личностный);
  • соотнести данные факты с актуальным состоянием, выявить несоответствия, сформулировать противоречие и соответствующую проблему педагогического проектирования (образовательного проекта);

2. Основной этап проектирования:

- выбор систематизирующего основания проектирования: последовательное, «пошаговое» целеполагание проекта, проектирование педагогических условий (системы, процесса, ситуации и др., т.е. проектирование организационно-содержательных условий реализации проекта),

- выбор критериев прогнозируемых результатов и диагностического инструментария оценки результатов педагогической деятельности в рамках проекта.

3. Контрольно-оценочный этап проектирования:

- выделение критериев эффективности проекта, описание технологии оценки педагогического проекта (диагностического инструментария).

Структура проекта

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть (собственно проект)

Заключительная часть

Список литературы

Приложения

Введение:

Актуальность, противоречия, проблема, цель, гипотеза, тема, объект проектирования, предмет проектирования, задачи проектирования.

Пример формулировок

противоречия, проблемы, цели, гипотезы, темы, объекта и предмета проектирования, задач проектирования

 Противоречие. С одной стороны в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в эмоционально-чувственном развитии детей раннего возраста, а с другой стороны реальные психолого-педагогические условия не соответствуют принятой идеологии.

 Проблема. Какие психолого-педагогические условия будут обеспечивать эмоционально-чувственное развитие детей раннего возраста?

Цель. Спроектировать психолого-педагогические условия эмоционально-чувственного развития детей раннего дошкольного возраста.

Тема. Психолого-педагогические условия эмоционально-чувственного развития детей раннего дошкольного возраста.

Объектом проектирования (исследования) – могут быть процессы: образования, воспитания, обучения, развития, формирования, социализации, адаптации и т.д.

Объекты проектирования (исследования): процесс

- развития творческих, (интеллектуальных, регуляторных, коммуникативных; сенсорно-моторных, познавательных, др.) способностей;

- формирования основ экологической культуры;

- эмоционально-чувственного развития;

-социально-эмоционального развития;

- художественно-эстетического развития;

- развития художественных способностей и художественного вкуса;

- самостоятельности в решении элементарных социальных и бытовых задач;

- развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

-развития физических (интеллектуальных, личностных) качеств;

- формирования основ валеологической культуры;

- воспитания патриотических чувств;

-развития социальной и коммуникативной компетенции;

- развития положительного отношения к людям ближайшего окружения;

- воспитания бережного, ответственного отношения к рукотворному миру;

- формирования культуры речи и речевого общения;

- развития способности к поисковой деятельности (исследовательских способностей);

- др.

Предмет проектирования: это то, от чего зависит объект: система дидактических игр, содержательно-организационные условия, система работы с родителями, модель построения развивающей среды, организация различных видов детской деятельности: театрализованной, опытно-экспериментальной (поисково-исследовательской), проектной; модель организации образовательного процесса, рабочая программа и т.д

Гипотеза. Если будут

а) определены и систематизированы

- подходы к оценке результатов развития…… и показатели (культуры речи и речевого общения, основ экологической культуры и т.д.);

- содержательные условия развития (культуры речи и речевого общения, основ экологической культуры и т.д.);

- методы и приемы развития …..,

б) разработаны и описаны

- модель организации развивающей среды, обеспечивающей развитие …;

- система включения родителей в образовательный процесс,

то процесс развития (культуры речи и речевого общения, основ экологической культуры и т.д.) будет более результативным.

Задачи проектирования

1. Изучить и проанализировать нормативно-правовые, концептуальные, теоретические материалы по вопросу развития …..,

2. Определить и систематизировать

- подходы к оценке результатов развития …и показатели (культуры речи и речевого общения, основ экологической культуры и т.д.);

- содержательные условия развития (культуры речи и речевого общения, основ экологической культуры и т.д.

- методы и приемы развития ….

3. Разработать и описать

- модель организации развивающей среды, обеспечивающей развитие….

- систему включения родителей в образовательный процесс

4. Выделить критерии эффективности проекта ….

Задание

1. Выделите из предложенных тем объект, предмет, прогнозируемые результаты проектировочной деятельности педагога ДОУ.

Темы проектировочной деятельности педагога ДОУ:

  • Модель организации адаптационного периода как средство сохранения психического и физического здоровья детей раннего возраста;
  • Организация театрализованной деятельности как условие развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
  • Содержательно-организационные условия социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста;
  • Психолого-педагогические условия развития социальной и коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
  • Организация уголка «Умелые руки» как условие развития личностных качеств и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Модель организации образовательного процесса, направленного на обеспечение развития социально-личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Определитесь с объектом и предметом собственной проектировочной деятельности.

3. Сформулируйте тему проектировочной деятельности.

Моделирование организации образовательного процесса ДОУ

Образовательный процесс ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Образовательный процесс в ДОУ строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов  воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребенка, с обязательным выполнением государственных требований, с учетом специфики и направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

Модель организации образовательного процесса ДОУ  – уменьшенное воспроизведение, образ, схема, фиксирующая взаимообусловленные ценностно-целевые ориентиры, содержательно-организационные, деятельностно-ресурсные, контрольно-результативные аспекты образования с учетом потребностей и возможностей развития детей дошкольного возраста, условий образовательного учреждения, государственных требований


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка

Проект позволяет поставить и решить любую проблему, как педагогическую, так и детскую, решает задачу становления детской компетентности, реально привлекает родителей к образовательному процессу....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:«Утро радостных встреч»

Можно использовать для детей с речевыми нарушениями,...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»

Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....

Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...