Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
проект (младшая группа) на тему

Анчугова Александра Валерьевна

Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_anchugova.docx88.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Общего и профессионального образования

Свердловской области

ООО «Аист»

Учебный центр «Всеобуч»

Педагогический проект

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Разработчик:

Анчугова Александра Валерьевна

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3стр

I.  РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

7 стр

1.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

11 стр

1.2  ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

11стр

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

14 стр

2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

14стр

2.2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

15 стр

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

16 стр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24стр

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

26 стр

ПРИЛОЖЕНИЯ

28 стр

Введение

     Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

         Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  

     Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Оно регламентируется и обеспечивается государственной политикой и нормативными правовыми актами, содержащие нормы, регулирующие сферу дошкольного образования:

     В Федеральном законе «Об образовании »[1] отмечается, что охрана здоровья обучающихся должна включать в себя: «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда»[2], «организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом»[3].

      В Указе президента РФ Указ Президента РФ  "О Национальной стратегии действий в интересах детей "[4] сказано о существующей проблеме низкого уровня здоровья у детей и необходимости его укрепления разными методами, в том числе: «Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей … Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций»[5].

     С появлением Федерального государственного образовательного стандарта[6], необходимость становления здорового образа жизни  у дошкольников подтверждено документально и данным документом: «Стандарт направлен на достижение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…»[7], «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»[8].

     В раннем возрасте у детей часто не сформировано представление о своем здоровье и важности его сохранения и сбережения. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития.  Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».                                                                                

     Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.  Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     Для освоения данных технологий, с целью повышения знаний детей о себе своем здоровье, необходим метод педагогического проектирования.

     Актуальность данного проекта: 

- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

-  необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;

-  имеющимся воспитательным потенциалом семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ

- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.

      Объект педагогического проекта – процесс формирования представлений о себе и своем здоровье у детей раннего возраста.    

     Предмет педагогического проекта – педагогическое проектирование.

     Цель проекта – дать теоретическое обоснование разработке проекта, направленного на формирование представлений у детей раннего возраста о себе и своем здоровье.

     Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме ;
  2. Раскрыть особенности формирования представлений о себе и своем здоровье у детей раннего возраста;
  3. Определить значение педагогического проектирования для формирования представлений о себе и свеем здоровье в раннем дошкольном возрасте;
  4. Разработать проект, направленный на формирование у детей раннего дошкольного возраста представлений о себе и своем здоровье;
  5. Привлечь родителей к совместному пополнению предметно-развивающей среды;
  6. Укрепить здоровье детей с помощью «здоровьесберегающих технологий».

     База реализации проекта – 1 младшая группа детского сада № 72 города Каменска-Уральского.

Реферативная часть

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

     Представление – «это образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде образов памяти и воображения. П. памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Если восприятие относится только к налично-данному, настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему, являясь формой индивидуального чувств. отражения, П. человека опосредствованы языком, наполнены обществ. содержанием, осмыслены и осознаны»[9].

     Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) . Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

     В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с  семьями воспитанников.

      Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается . При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

     Для группы раннего возраста  в процессе формирования здорового образа жизни ставятся задачи :

1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.

2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно  слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться  на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

     Для формирования представлений о себе и своем здоровье у детей раннего возраста необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой  сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки,, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

     Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

     Развитие движений, воспитание двигательной активности  детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание.  Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 15 градусов/. Они оздоравливают и развивают.

     Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через НОД, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

     Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки .

     Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие

     Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

     Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.

      Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

 Особое место  уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно  адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

      К наиболее значимым внешним факторам, определяющим ребенка, относится семейное воспитание.   Одним из приоритетных направлений развития является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле.  Приступая к работе по оздоровлению, эффективность  оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.

     Основная цель взаимодействия с родителями: создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей.  Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.

 2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. В соответствии с целью и задачами определить принципы взаимодействия с семьей.

     Педагогическое проектирование является одним из важнейших методических приемов формирования у детей раннего возраста представлений о себе и свое здоровье.

  1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

     Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед") – «это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию этого объекта путем его детализации, дополнения, расчетов и оптимизации»[10], «…задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению"[11]

     Педагогическое проектирование – «разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий»,[12] «процесс создания проекта будущего, потребного состояния объекта. Включает прогнозирование, моделирование, разработку проектов и их научно-методическое и ресурсное обеспечение».[13]

     Одним из эффективных средств решения проблемы освоения детьми раннего вораста знаний о себе и своем здоровье считается метод педагогического проектирования,  как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

     Внедрение в практику технологию - метод проекта,  позволит изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Поэтому  в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

     Основные педагогические принципы проектной деятельности ДОУ по здоровье сбережению:

- Принцип формирования здорового образа жизни основывается на ценностях и традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.

- Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.

- Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.

- Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

- Принцип стимулирования интереса детей к определенным проблемам;

- Принцип сотрудничества педагога и ребенка.

       Социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу , способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя их при построении продуктов воображения, не просто передает в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинает целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

    Таким образом с ранних лет сформированная культура поведения, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Выше изложенное говорит о том, что метод педагогического проектирования с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

Проектная часть

2.1 ПОЯНСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Педагогические условия реализации данного проекта обусловлены  примерной образовательной программой «ДЕТСВО», по которой работает детский сад. Представленный проект охватывает все 5 областей развития ребенка (познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие). Проект ориентирован на освоение детьми задач области физического развития. Задачи образовательной области «физическое развитие»:

«1. Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных

движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным

действиям.

2. Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной

насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.

3. Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям

детского сада.

4. Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.

5. Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на

друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща,

придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные

ориентиры.»[14]

     В группе создана предметно-пространственная среда  (массажные дорожки, тренажеры на развитие моторики, игры на поддувание, оформление зрительных дорожек, новые дидактические игры, художественная литература для уголка чтения). Это необходимо для формирования у детей ценностей здорового образа жизни.

     После окончания первого полугодия пребывания детей в детском саду (группа вновь набрана), была проведена диагностика, рассматривавшая все образовательные области[15]. Из 16 человек группы 5 детей показали низкий уровень развития в данной области , 8 детей показали средний уровень развития и только 3 детей владеют представлениями о ЗОЖ и КГН на уровне нормы. Представленная диагностика разработана учебным учреждением. Также среди родителей воспитанников этой группы было проведено анкетирование по вопросам здоровья их детей[16] (вопросы анкеты подготовили воспитатели группы). Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.  Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Для повышения уровня ценностей ЗОЖ среди дошкольников и их родителей был разработан данный проект.

Планируемые результаты проекта:

  1. У большинства детей сформированы основы культурно-гигиенических навыков;
  2. Дети любят и с удовольствием играют в подвижные игры;
  3. Снизилась заболеваемость детей;
  4. Родители с желанием приняли участие в спортивном развлечение «С мамой- ловкие, с мамой- смелые»;
  5. Родители выразили желание пополнить уголок физического развития;
  6. Создана атмосфера  взаимопонимания с семьями воспитанников, направленная на развитие и укрепление здоровья воспитанников.

2.2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

База реализации проекта

МБДОУ "Детский сад №72" г. Каменска-Уральского Свердловской области

Цель проекта

Сформировать у детей раннего возраста представление о себе и своем здоровье.

Задачи проекта

  1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме .;
  2. Раскрыть особенности формирования представлений о себе и своем здоровье у детей раннего возраста.;
  3. Определить значение педагогического проектирования для формирования представлений о себе и свеем здоровье в раннем дошкольном возрасте;
  4. Разработать проект, направленный на формирование у детей раннего дошкольного возраста представлений о себе и своем здоровье;
  5. Привлечь родителей к совместному пополнению предметно-развивающей среды;
  6. Укрепить здоровье детей с помощью «здоровьесберегающих технологий».

Адресная направленность проекта (участники проекта)

Данный проект рассчитан на детей 1 младшей группы (возраст 2-3 года), родителей, педагогов образовательных учреждений.

Продолжительность проекта

Среднесрочный

Форма педагогического проектирования

Образовательный проект

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1этап – подготовительный

-Анкетирование родителей.

Цель: Выявление отношения семьи к здоровому образу жизни, соблюдение здорового образа жизни в семье.

-Выявление уровня знаний детей о правилах КГН и сохранения и укрепления здоровья.

-Подбор методической и художественной литературы по формированию культуры здоровья.

-Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: подвижные игры, физ. минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, беседы о здоровье.

 2этап – основной

-Ситуативные разговоры с детьми: о пользе утренней гимнастики, о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков.

-Беседы: «Чистота-залог здоровья», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Полезная и вредная пища», «Знакомство со своим организмом», «Что растет на грядке», «Во саду ли, в огороде», «Твой носовой платок», «Наше здоровье в холодное время года»,

-Игровые ситуации: «Кукла Маша обедает», «На день рождение к кукле Кате», «Кукла Катя простудилась», «Уложим куклу спать», «Аптека-больница», «Купание куклы».

-Дидактические игры: «Собери Машеньку», «Что есть у куклы», «Умею-не умею», «Ребенок-кукла», «Что хорошо, что плохо», «Собери клоуна», «Семья медведей», «Узнай и назови овощ», «Ребенок-кукла», « Разложи по тарелочкам»

-Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», К .Чуковский « Айболит», «Мойдодыр», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,  В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э.Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е.Благина «Как у нашей Ирки», С.Капутикян «Пожалейте нас!», потешки «Завяжу потуже шарф», «Водичка, водичка..»

-Продуктивная деятельность: Лепка «Морковка для зайчика»,

Рисование «Где живут витамины»

Изготовление коллажа «Дерево здоровья»

-НОД  («Части тела. Человек. Эмоции»[17], «В гостях у Мойдодыра»[18], «Морковка для зайчика»[19], «Если ты  вдруг заболел» [20], «Режим дня. Будь здоров»[21].

  Работа с родителями.

-Круглый стол: «Здоровье ребенка в ваших руках».

Цель: Познакомить родителей с основными факторами, способствующих укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и в условиях детского сада. Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей. Повышать мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

 3этап – заключительный.

-Итоговое мероприятие: физкультурно-оздоровительный досуг «Мы с мамой - ловкие, мы с мамой - смелые»

Цель: Вызвать у детей и родителей эмоциональный отклик и желание участвовать в физкультурно-оздоровительном досуге, создать атмосферу дружелюбия и радости.

2.3 СОДЕРАЖНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

Неделя

Специально-организованная образовательная деятельность

Совестная деятельность взрослого и ребенка

Работа с родителями

1

«Что я знаю о себе»

Цели: Ознакомить детей как устроено тело человека. Учить детей значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Объяснить детям, что с детсва нужно заботится о своем здоровье, знать свое тело, научить заботится о нем.

НОД «Части тела. Человек. Эмоции» (Цель: Формировать знания детей о частях тела человека и об их значении для него.)

Д/игры: «Собери Машеньку», «Что есть у куклы», «Семья медведей», «Собери клоуна» (цели: учить называть часть тела; формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.

Игра с мячом «Умею-не умею» (цель: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма)

Игра «Ребёнок – кукла» (цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребёнка и у куклы)

Продуктивная деятельность «Лепим маленькую куколку» (цель: учить лепить предмет из двух частей круглой формы разной величины)

Папка-передвижка «Система оздоравливания малышей»

2

«В гостях у Мойдодыра»

Цель: Способствовать формированию элементарных правил личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

НОД «В гостях у Мойдодыра» (

Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.)

Д/игры «Что хорошо, что плохо», «Купание куклы», «Правила гигиены» (цели: закреплять культурно-гигиенические навыки-умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание; учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу )

Чтение худ. Литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» (цели: развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур»

Игра-тренинг «На день рождения к кукле Кате» (цель: формировать навыки безопасного поведения за столом)

Индивидуальные беседы о физических и гигиенических навыках, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

3

«Таблетки растут на ветке»

Цель: познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей. Развивать логическое мышление, внимание.

НОД «Морковка для зайчика» (

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и формирование интереса к работе с пластилином.)

Беседы на тему «Что растет на грядке», «Во саду ли в огороде» (цель: уточнить знание детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения)

Д/игры «Узнай и назови овощ», «Разложи на тарелках полезные продукты» (цели: закрепить обобщающие понятия « овощи», «фрукты», продолжать формировать представления о пользе овощей и фруктов для здоровья.

Изготовление коллажа «Дерево здоровья» (цель: прививать интерес  к здоровому питанию, пополнять знания детей о полезных продуктах)

Продуктивная деятельность: «Лепим витаминки»  (цель: объяснять пользу витаминов)

Наглядность в виде информационных файлов

4

«Если ты заболел»

Цели: учить детей бережно относиться к своему здоровью, внимательно относиться к заболевшему человеку. Формировать навык пользования носовых платков. Приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком. Упражнять в пользовании носовым платком.

НОД «Если ты  вдруг заболел»

(Цель:

Формировать представление детей о профессии врача.)

Беседа «Твой носовой платок» (цель: продолжать учить детей основным приемам ухода за больным человеком, формировать чуткое и внимательное отношение к заболевшему, научить правильно пользоваться носовым платком, знать его назначение)

Беседа «Наше здоровье в холодное время года» (цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодное время года,  Познакомить детей с базовыми правилам здоровьесбережения)

Д/и «Кукла Таня простудилась» (цель: формировать навыки пользования носовым платком)

Д/и «Покажем Мишке как надо одеваться, чтобы не простудиться» (цель: закрепить название зимней одежды и порядок одевания, формировать представления о необходимости заботиться о своем здоровье)

Чтение худ. литературы  К. Чуковский «Айболит», В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э.Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е.Благина «Как у нашей Ирки», С.Капутикян «Пожалейте нас!», потешка «Завяжу потуже шарф»

Консультация «Неспецифические методы профилактики ОРВИ и ГРИППА»

5

« Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Цели: способствовать формированию привычки к ЗОЖ: соблюдению режима, выполнению утренней зарядки. Помогать осознавать, что утренняя зарядка, физические упражнения вызывают хорошее настроение.

НОД «Режим дня. Будь здоров»

(Цель: развивать умение детей правильно составлять предложения по картинкам и наводящим вопросам воспитателя)

Д/игра «Уложим куклу спать» (цель: закрепить название постельного белья и принадлежностей, уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья)

Д/игра «Купание кулкы», «Хорошо-плохо» (цели: помогать запоминать правила личной гигиены; формировать бережное отношение к своему здоровью)

Д/игра «Кукла Маша обедает» (цель: закреплять навыки поведения за столом)

Практическое упражнение «Послушные ладошки» (цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду. Формировать привычку мыть руки после туалета, акцентировать внимание на такой характеристике действий, как аккуратность)

Беседа «Чистота и здоровье» (цель: развивать у детей понимание значение и необходимости гигиенических процедур)

С.р.игры

Выставка массажных дорожек (их важность и значимость в развитии ребенка).

Заключение

      Проблема формирования здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности, вклад в разработку которой внесли: А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова и другие. В рамках дошкольной педагогики данным понятием и его содержанием занимались В. Г. Алямовская, М. Л. Лазарев, С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и многие другие, исследования которых показали, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, осознанные представления о своем организме, органах чувств, умения реализовать знания об основах здорового образа жизни. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме  формирования у детей раннего возраста представлений о себе и своем здоровье выяснилось, что интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс очень сложный, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, и ориентации семейного воспитания.  Большое значение в создании условий для формирования у детей раннего возраста представлений о себе и своем здоровье играет система дошкольного образования.

     Знание о себе и своем здоровье — это главное, основное, жизненно важное знание; Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы этих знаний, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.  

     Одним из важнейших методов в формировании знаний о себе и своем здоровье у детей раннего возраста является метод педагогического проектирования.

Основные достоинства метода проектов в формировании здоровье сберегающей компетентности:

-усвоение и использование правил носит осознанный характер;

-понимание необходимости выполнения правил для здоровья;

-формирование практических умений и мотивов выполнения правил окрашено положительными эмоциями;

-развитие самоконтроля;

-возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

-возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность;

-самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения;

-умение наблюдать, слушать;

способность обобщать, анализировать;

-умение увидеть проблему комплексно.

     Таким образом, метод проектов по здоровье сбережению таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности.

     Используя, данные принципы был разработан педагогический проект, включающий себя разные виды специально-организованной образовательной деятельности и совместной деятельности ребенка и взрослого, а также работу с родителями. Проект носит практико-ориентированный характер, учитывает реальные условия педагогической деятельности.

Список информационных источников

Книги:

  1. Аверина И.А. Физкультурные минутки в детском саду. –М.: Айрис-пресс, 2011. -112 с.
  2.  Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. М. 2000, - 151с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
  4. Гаршина Т.П. ОБЖ для дошкольников. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс,  2010. – 356 с.
  5.  Галанова А.С. Игры, которые лечат. –М.: Сфера, 2006.- 98 с.
  6.  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.
  7.  Киселева Л.С., Данилиной Т.А., Лагоды Т.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Аркти, 2006. – 96 с.
  8. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: 2015. – 245 с.
  9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. –М.: Аркти, 2000. – 104 с.
  10. Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения и практические материалы. - Ярославль, 2009.  - 56 с.
  11. Морозова Л.Д.  «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». –М.:Сфера, 2010. – 101 с.
  12. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 . – 96 с.                                                                                                                                                                                    
  13. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. - Санкт-Петербург:  Речь, 2009. – 87с.
  14.  Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. -  Челябинск, 1997. - 104 с.
  15.  Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». –М.: Сфера, 2005.  135 с.

Статьи в журналах:

  1. Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1102-1104.
  2. Копосова Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 16-18.

Ссылки в Interhet:

  1. Методическая разработка на тему: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста": http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/22/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-formirovanie-osnov 
  2. Статья "Формировании основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте": http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/10/statya-o-zdorovom-obraze-zhizni-doshkolnikov

Интернет-ресурсы:

  1. Международный образовательный портал Маам. Режим доступа: http://www.maam.ru/
  2. Сайт «Учительская копилка». Режим доступа: www.uchkopilka.ru
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.  Режим доступа: http://nsportal.ru/
  4. Форум «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su». Режим доступа:

http://pedsovet.su/

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАБЛИЦА

№ п/п

ФИ ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется  индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Имеет  элементарные представления о себе и своем здоровье

Итоговый показатель по ребенку

С.г

К.г

С.г

К.г

С.г

К.г

С.г

К.г

1

Бирюкова Соня

2

2

2

2

2

Бударина Аня

2

2

2

2

3

Жуков Арсений

2

2

1

1,7

4

Козина Соня

3

2

3

2,7

5

Лазарева Уля

3

2

2

2,7

6

Лисакова Лиза

3

2

2

2,7

7

Литовченко Тимофей

2

2

1

1,7

8

Огурцова Лена

2

2

1

1,7

9

Павлова Саша

2

2

2

2

10

Паршуков Данил

2

2

2

2

11

Першин Егор

2

2

1

1,7

12

Пилипенко Вероника

3

2

3

2,7

13

Попова Соня

2

2

1

1,7

14

Стукалов Илья

2

2

2

2

15

Таназлы Слава

2

2

2

2

16

Яковлева Катя

2

2

2

2

Средний балл

2,1

С.г –середина года

К.г-конец года

4-бальная система оценивания

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Конспект НОД. Тема: «Части тела человека. Эмоции».

Возрастная группа: 1младшая.

Цель: Формировать знания детей о частях тела человека и об их значении для него.

Задачи: Воспитывать интерес к занятию и его результату;

Развивать любознательность, умение соотносить предмет с его словесным обозначением, развивать эмоциональную сферу детей, мимическую выразительность.

Учить ориентироваться в схеме собственного тела; учить различать понятие «девочка-мальчик», узнавать к какому полу относится сам ребенок, формировать словарь по теме.

Материал : Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением сказочных героев сказки “Курочка Ряба” с разным настроением, модели “Настроение” на каждого ребенка, картинки с изображением игрушек для мальчиков и девочек, разрезная картинка “Мячик” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, фломастеры.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).

 Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).

 Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).

 Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).

 Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

2.Основная часть.

2.1. Упражнение «Покажи на кукле и на себе».

Воспитатель: Познакомьтесь, это куклы Маша и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы . Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу потешку, а вы показывайте то, о чем говорится в потешке.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.

2.2. Упражнение “Чего не хватает?”

Воспитатель (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?

2.3. Динамическая пауза.

Воспитатель (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

Потом глазки закрываем,

Теперь глазки открываем.

Щечки сильно раздуваем,

Ротики мы открываем

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

2.4. Упражнение “Эмоции”.

Воспитатель. Кукла Маша – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована сказка (показывает картинки к сказке “Курочка Ряба”) Какая? Посмотрите, Курочка Ряба снесла яичко – не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка (дети выполняют задание). Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки. Посмотрите, что делает на картинке мышка? Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка. (Воспитатель показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое улыбается. Положите его рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А куда надо положить эту картинку, а эту? (дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией).

2.5. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” (продолжение).

Воспитатель (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают). А где у вас руки (ноги, живот)? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.

2.6. Подвижная игра под музыку “Части тела”.

(Воспитатель предлагает детям танцевать под музыку и по его команде показывать руки, ноги, голову, живот).

2.7. Игра “Раздадим игрушки детям”

Воспитатель: Какая кукла – девочка, а какая – мальчик? Кто из вас девочка, а кто мальчик? (ответы детей). Мальчики и девочки любят играть в игрушки. Давайте раздадим игрушки Маше и Саше. В какие игрушки любят играть девочки? А мальчики? А какую игрушку мы дали и Саше и Маше? (Дети отвечают “Мяч”). Правильно. И девочки, и мальчики любят играть в мячики. Давайте и мы поиграем с мячиком.

2.8. Складывание картинки “Мячик” из трех частей.

2.9. Подвижная игра “Мячики”.

Воспитатель предлагает детям под ритмичную музыку попрыгать, словно мячики.

3. Подведение итогов:

Ребята, а сейчас куклы Маша и Саша должны идти домой, давайте с ними попрощаемся (дети прощаются с куклами).

Воспитатель: Ребятки, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Какие части тела человека вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4  

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «В гостях у Мойдодыра».

Возрастная группа: 1младшая.

Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.

Задачи: Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать;

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;

Учить детей составлять описание предмета, учить громко произносить слова знакомых стихотворений; закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, причесывание, купание, чистка зубов).

Материалы: Мешочек с умывальными принадлежностями (мыло, мочалка, зубная паста, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением гигиенических принадлежностей; чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

2.Основная часть.

2.1.Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, мы сегодня поговорим о предметах, которые помогают нам быть опрятными, чистыми, красивыми, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает? (Ответы детей). Правильно, это мыло, мочалка, зубная паста, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце… (Стук в дверь). В группу входит кукла Катя – лохматая, грязная.

- Здравствуй, Катя. Что с тобой случилось? Ты заболела? Почему ты такая грустная?

Катя: Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышла во двор и хотела поиграть с детьми. Но со мной никто не захотел играть. Все сначала отошли в сторону, а потом дали мне вот этот мешочек и сказали, что вещи, которые там лежат, мне помогут. Вот, посмотрите.

Катя отдает мешочек детям и просит помочь ей.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло). Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое). Кто расскажет Кате, зачем нужно мыло? Ребенок (по желанию) рассказывает. Воспитатель помогает (мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).

Катя: А как моют руки? Покажите мне, ребята!

2.2.

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем: Ш-Ш-Ш,

Руки моем: Ш-Ш-Ш,

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем.

Дети (с помощью педагога) имитируют умывание.

Воспитатель. Ой, руки у нас мокрые! Что нам, нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце). Дети берут в руки воображаемое полотенце и «вытирают» руки.

2.3- Катя, посмотри, есть в твоем мешочке полотенце?

Катя достает полотенце.

- Полотенце, какое? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное…).

Педагог предлагает детям достать из мешка все предметы и рассказать о них.

Каждый из детей рассказывает. Например:

Это расческа. Она деревянная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы, вот так (ребенок показывает Кате, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).

Катя счастлив! Теперь она знает, как быть чистой, опрятной, красивой. Она уходит, взяв с собой мешочек.

Воспитатель. Ребята, а кто из вас по утрам, до умывания, делает зарядку?

2.4. Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

2.5 Возвращается Катя.

Катя: Ребята теперь я знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какая я была? (Дети перечисляют: грязная, неопрятная, чумазая, неряшливо одетая, непричесанная…). А какой я стала?  (Дети: чистой, опрятной, красивой…). Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться.

Катя: Давайте прочитаем отрывок из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок

Катя приглашает детей поиграть и раскладывает на столе предметы: расческу, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, мочалку, мыло…

2.6. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Катя предлагает детям посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза, сама в это время убирает один предмет. На слова: «Раз, дав, три – посмотри» дети оборачиваются и отгадывают, какой предмет спрятала Катя: «Не стало, например, расчески!» Дети отгадывают все вместе.

После игры Катя прощается с детьми, благодарит за помощь и уходит.

3.Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости? (Ответы детей)

-А чем, мы ей помогли? (ответы детей)

-Молодцы ребята! Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь на месте нашей гостьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию детей

Тема: «Морковка для зайчика».

Возрастная группа: 1 младшая.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и формирование интереса к работе с пластилином.

Задачи: Воспитывать культурно-гигиенические навыки, аккуратность, заботливое отношение к животным;

Развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание;

Учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называть их; учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путем придавливания; закреплять умение детей делать по образцу.

 Материал: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; натуральные овощи;  игрушка-зайчик; корзиночка для зайчика; корзина.

          Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».

                                                   Ход занятия.

  1. Мотивация на совместную деятельность.

Воспитатель: Станем рядышком по кругу,

                          Скажем «Здравствуйте» друг другу,

                          Нам здороваться не лень

                           Всем «Привет!» и «Добрый день!»

                           Если каждый улыбнется, утро доброе начнется

                             - Доброе Утро!

2. Основная часть.

   На полу разложены несколько гимнастических ковриков-«грядок», на них лежат натуральные овощи. У воспитателя в руках корзина.

-Ребята, сегодня мы с вами пойдем в огород. Вы знаете, что такое огород? (Ответы детей). Правильно, это где растут овощи на грядках.

2.1.Подвижная игра «В огород мы пойдём»                                                                     В огород мы пойдём                                                                                                   Урожай соберём                                                                                                      Мы картошки накопаем                                                                                          Мы морковки натаскаем,                                                                           Срежем мы качан капусты                                                                  Круглый, круглый, очень вкусный.

 Щавеля нарвём немножко                                                                             И вернёмся по дорожке.

(дети выполняют движения по тексту стихотворения, помогают собирать овощи в корзину)

 2.2.  Рассматривание овощей.

Воспитатель достаёт из корзины поочерёдно каждый овощ, описывает его.

Воспитатель: Что это?

Дети: Картошка.

 Воспитатель: Это картошка, она выросла на огороде. Она твёрдая, круглая и коричневая.

Воспитатель передаёт её поочерёдно каждому ребёнку, давая возможность потрогать, подержать в руках.

Воспитатель: А это что за овощ, оранжевый и с зелёным хвостиком?

      Дети: Морковка.

      Воспитатель: Правильно, это морковь. Она длинная, оранжевая, твердая и сладкая.

      Воспитатель: Отгадайте, о каком овоще загадка.

      Круглый бок, жёлтый бок,

      Сидит в грядке колобок,

      Врос в землю крепко.

      Что же это?

      Дети: Репка.

      Воспитатель: Правильно. Вот и репка.

Дети рассматривают репку. Воспитатель достаёт из корзины для рассматривания капусту, огурец и помидор.

        2.3. Динамическая пауза.

                Мы капусту рубим-рубим,

                 Мы капусту трем-трем,

                 Мы капусту жмем-жмем,

                А потом, а потом

                Мы капусту в рот кладем! Ам!

2.3 Игровая мотивация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?

Дети: Зайчонок (дети находят зайчика).

Воспитатель: Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся (дети гладят игрушку). Откуда же зайка прискакал?

Дети: Из леса.

Воспитатель: Вам жалко зайчика?

Дети: Очень жалко.

Воспитатель: Что любит есть зайчонок?

Дети: Он любит морковку.

Воспитатель: Давайте угостим нашего зайку морковкой, которую мы вытащили на огороде (дети угощают зайчика морковкой). Зайчонку одной морковки мало. Давайте, ребята, вылепим ещё морковок и для его семьи, которые остались в лесу.

2.4. Порядок выполнения работы.

а) Показ воспитателем способа лепки моркови: раскатывает из кусочка пластилина оранжевого цвета колбаску (длина 5-6 см, диаметр 2 см); затем отщипнуть от бруска пластилина зелёного цвета небольшой кусочек и делает колбаску (длина 2-2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая её пальцем- это хвостик, придавливает его к морковке.

б) Самостоятельная лепка детьми морковки. Воспитатель помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.

        3. Подведение итогов: Рассматривание готовых работ (им даётся только положительная оценка). Дети угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, но ему надо вернуться домой. Дети складывают свои морковки зайчику в корзинку, провожают его в лес.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конспект НОД на тему «Если ты заболел… »

Цель: Формировать представление детей о профессии медицинской сестры.

Образовательные области :  Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

1)Дать представление о болезни, умении определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму; оказывать элементарную первую медицинскую помощь

2)Закреплять навыки здороваться при встрече и прощаться при расставании, при этом смотрят на собеседника.

3)Вызвать желание проявлять заботливое отношение к своему другу Карлсону; проявлять инициативу каждого ребёнка.

Оборудование и материалы: игровой персонаж – Карлсон; атрибуты к играм.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, беседа: «Мы были в гостях у врача», «Как вести себя во время болезни». Е. Шкваловский. Дидактические игры: «Кому что нужно? », «Что лишнее? ».

Ход занятия

1.Организационный момент.

 Ребята, что это там гудит за дверью?

Это Карлосон.

Встречают Карлосона. Здороваются с ним. Формируется коммуникативный навык общения ребёнка со взрослым.

2. Основная часть.

2.1 Карлсон, как хорошо, что ты к нам вернулся. Полетай немного для ребят!

Карлсон. Нет, не хочу.

Карлсон, а баночку варенья хочешь?

Карлсон. Нет, не хочу.

Карлсон, а пачку печенья хочешь?

Карлсон. Нет, не хочу.

И игрушки наши новые посмотреть не хочешь?

Карлсон. Нет.

Ребята, как вы думаете, что случилось с Карлсоном? Отвечают на вопрос.

Формируются представления о болезни.

2.2Воспитатель спрашивает у детей: кто нам поможет узнать, заболел он или нет? Ответы детей.

Измеряют температуру, смотрят горло и т. д Развивать представление о болезни, умении определять больные места.

2.3 Воспитатель спрашивает:

-Ребята, а у вас была когда-нибудь высокая температура? Ответы детей. Отвечают на вопросы простыми предложениями.

2.4Температура никогда не бывает просто так, значит, что-то заболело. Что может заболеть?

Ответы детей. Отвечают на вопросы простыми предложениями.

2.5 О любой боли всегда нужно сообщать взрослым. Взрослый может сам оказать тебе помощь или обратиться к доктору. Давайте посмотрим, чем же заболел наш друг Карлсон?

(Воспитатель предлагает детям задать Карлсону вопросы о его самочувствии) .

Обследуют больного Карлосона.

Ведут диалог.

Закрепляет желание проявлять заботливое отношение к своему другу Карлсону;

2.6 Дети, как вы думаете, где Карлсон мог набить себе шишку?

Высказывание детей. Формируется коммуникативный навык общения ребёнка со взрослым.

2.7 Надо срочно что-то делать! Ведь синяк – это кровь, которая скопилась на месте удара, потому что лопнули кровеносные сосуды. Надо приложить что-нибудь холодное. Зимой можно приложить снег, лед, сосульку. А если снега нет, можно приложить пятак, монетку Прикладывают к голове Карлсона монетку.

Оказывать элементарную первую медицинскую помощь.

3. Подведение итогов:

3.1 Ну вот, наш Карлсон повеселел. Дети радуются Эмоции детей.

3.2 Карлсон предлагает поиграть в игру «Угадайка». Сначала Карлсон, а потом и дети изображают, что у них болит, а все должны догадаться, что изображается.

Дети играют. Имитации движений больного.

3.3 Итог: Хорошо, что у нас в детском саду есть врач Людмила Анатольевна, она всегда придет нам на помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспект НОД по развитию речи

«Режим дня. Будь здоров»

Цель: развивать умение детей правильно составлять предложения по картинкам и наводящим вопросам воспитателя.

Задачи:

Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, гигиены, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Развивать умение детей правильно рассказывать о гигиене, здоровом образе жизни и режиме дня с помощью картинок и наводящих вопросов воспитателя.

Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звук «с».

Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко, тихо, и темп речи (быстро, медленно) .

Повторить потешку «Водичка»

Воспитывать желание быть здоровым, бережно относиться к себе.

Предварительная работа: Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни.

Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Соблюдай личную гигиену». Чтение детям художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» (Чуковский К. И., «Вредные советы», «Девочка чумазая». Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных упражнений и утренний гимнастики. Выполнение дыхательных упражнений.

Материалы:Гномик, солнышко и солнечные лучи из картона, картинки на тему «Режим дня» и «Части суток»: желтый квадрат – утро, белый – день, синий – вечер, черный – ночь.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

 Приход игрушки. Гном потерял здоровье.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем.

Беседа воспитателя с детьми о том, почему надо здороваться. Здороваемся – значит мы желаем друг другу здоровья.

2. Основная часть.

2.1 Гномик сообщает детям, что он потерял здоровье

Воспитатель: Дети, давайте поможем гному вернуть здоровье. Гном, ты, наверное, делал что-то не так.

Гном: Да, я утром люблю долго поспать.

Воспитатель вывешивает на доске желтый квадрат (утро).

Воспитатель: Дети, что у нас наступило?

Дети: Утро.

Воспитатель: А что нужно делать по утрам? Научите гномика.

2.2 Воспитатель показывает картинки, и дети перечисляют: Утром надо просыпаться рано, утром надо умываться, утром надо чистить зубы, утром надо делать зарядку.

За каждый правильный ответ ребенок получает солнечный лучик (лучик здоровья, который дарит солнышку (выкладывает к солнышку, лежащему на ковре).

Воспитатель: А для чего надо умываться по утрам? Давайте покажем гномику как мы умываемся. Открываем кран, потекла водичка (дети демонстрируют это). Сильно течет вода (дети громко повторяют звук «с», тихо течет вода (тихий звук «с»).

2.3  Потешка про водичку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки покраснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Дети показывают как надо мыть руки, лицо и объясняют, что это нужно делать, чтобы быть здоровым.

Воспитатель предлагает детям сделать зарядку.

2.4 Физкультминутка.

Тик-так, тик-так

Шаг вперед, шаг назад.

Гном: А зачем делать зарядку?

Дети отвечают: чтобы быть крепким, сильным и здоровым.

Воспитатель выкладывает на доске белый квадрат.

Дети говорят о том, что после утра наступает день.

2.5 Воспитатель показывает картинки из серии «Режим дня» - дети на прогулке. Дети рассказывают гному о прогулках на свежем воздухе, играх, беге, что после обеда нужно отдыхать, спать днем.

Гном: А зачем спать? Я не хочу спать.

Дети: Нужно спать, чтобы быть здоровым, сильным, крепким.

Воспитатель выкладывает синий квадрат (вечер) .

Воспитатель: Дети, в какое время дня вы возвращаетесь домой из детского сада?

Дети: вечером.

2.6 Картинки на тему досуга: вечером смотрят телевизор, играют на компьютере, читают сказки.

Гном: а когда же вы ложитесь спать?

Воспитатель: А ты гном?

Гном: я не хочу спать, я долго смотрю телевизор, играю на компьютере, смотрю мультики.

Дети должны сказать о том, что надо вовремя ложиться спать, не смотреть допоздна телевизор, мультфильмы.

Воспитатель: Рано в кровать – рано вставать, здоровым будешь подрастать.

Выкладываем четвертый, черный квадрат.

Воспитатель: Что это?

Дети отвечают – ночь, когда всем детям надо спать, чтобы набраться сил и здоровья.

3. Подведение итогов:

Гном: Теперь я знаю, почему я потерял здоровье. Подскажите мне еще раз, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Дети повторяют режим дня по напоминанию воспитателя, ориентируясь на квадраты на доске.

Гном благодарит детей, прощается и уходит.



[1] Федеральный закон «Об образования в РФ» от 29.12.12 № 273

[2] Федеральный закон «Об образования в РФ» от 29.12.12 № 273, Статья 41. П.4

[3] Федеральный закон «Об образования в РФ» от 29.12.12 № 273, Статья 41. П.5

[4] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

[5] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" П. 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков

[6] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)

[7] ФГОС ДО раздел 1. П.1.6 п.п.1

[8] ФГОС ДО раздел 1. П.1.6 п.п.9

[9] "Философский энциклопедический словарь"

[10] Социологический словарь. http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/s/proektirovanie.html 

[11] «Толковый словарь живaго великорусского языка», В.И. Даль.

[12] В.И. Загвязинский, Р. Атаханов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001. с. 201.)

[13] Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень, 2005. с.67.

[14] Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

[15] См. Приложение 1

[16] См. Приложение 2

[17] См. Приложение 3

[18] См. Приложение 4

[19] См. Приложение 5

[20] См. Приложение 6

[21] См. Приложение 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Значение сенсомоторного развития ребенка-дошкольника трудно переоценить. Ведь именно дошкольный возраст особенно благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования органов...