Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Гуля Ольга Сергеевна

Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста»

Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи.

  • Формировать у детей представления о простейших перцептивных действий с предметами.
  • Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и свойствами.

        Согласно исследованиям отечественных детских психологов и педагогов

(А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Л. А. Вегнера и др.) становление детской психики связано с развитием восприятия.

        Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Изучив теоретическую сторону вопроса, я убедилась, что сенсорному развитию в младшем дошкольном возрасте отводится важнейшее место, однако практический опыт применения дидактических игр, как эффективный метод сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста предоставлен недостаточно и нуждается в дальнейшей разработке с учетом новейших психолого-педагогических исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы.

        Основная задача в моей работе по ознакомлению малышей со свойствами предметов – это обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.

        Проводимая мной работа готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов, она строится таким образом, чтобы дети имели четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, умели пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов.

        При анализе диагностик проводимых раннее, мною было отмечено, что накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3 – 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, т. к. в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

        Таким образом, изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для составления рабочей программы. Составила диагностическую карту, в которую включила 8 цветов спектра, 5 фигур, 5 пар разновидностей величин. Разработала план индивидуального развития, который помогает мне проводить целенаправленную индивидуальную работу с детьми, отстающими в развитии по тем или иным показателям. Ни один ребенок не остается без внимания. Также план позволяет организовать систематическую и последовательную работу. Подобрала серию дидактических игр, составила конспекты занятий направленные на формирование и накопление сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста. Стараюсь наполнить сенсорным содержанием все этапы жизнедеятельности детей в детском саду. В своей работе использую информационно-рецептивный, репродуктивный методы работы с детьми, нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности (пластилинография, техника печатания поролоном, растениями, пальцевая живопись, монотипия.) Сделала новые дидактические игры и пособия для развития у детей сенсорных представлений. Провела семинар-практикум для родителей на тему «Организация дидактических игр для детей в семье».

        Свою систему работы по сенсорному воспитанию презентовала на педагогическом совете для воспитателей ДОУ. Показателем своей работы считаю хороший уровень  сенсорного развития, совершенствование восприятия, умение детей использовать простейшие перцептивные действия для сенсорного анализа предметов, при обследовании которых, дети выделяют цвет, форму, величину, накопление у детей представлений о предметах ближайшего окружения, умение сравнивать, группировать, соотносить, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, что является необходимым для дальнейшего развития и обучения ребенка в детском саду.

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...

Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».Про...

Презентация «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.Данную цель мне помогают решать следующие задачи:Развивать мелкую ...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру

Публичная презентация личного опыта на областном практико-ориентированном семинаре для специалистов реабилитационных центров Московской области «ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД» Фо...