Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Ганиева Альбина Витальевна

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.А. Сухомлинский).

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы, я решила что данную проблему, надо решать через игру, которая является основной деятельностью раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы

на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».

Подготовила: Ганиева Альбина Витальевна

воспитатель

I квалификационной категории

МАДОУ Детский сад №36

2021 год

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

В. А. Сухомлинский.

(1слайд) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».

(2 слайд) Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.А. Сухомлинский).

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы, я решила что данную проблему, надо решать через игру, которая является основной деятельностью раннего возраста.

(3 слайд)  Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.

(4 слайд) Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику детей, совершенствовать координацию рук и глаз;
  • Развивать у детей все виды восприятия;
  • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
  • Развивать познавательные процессы;

(5 слайд) Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук провожу в течение всего дня в разных видах деятельности;

использую игры на развитие мелкой моторики   утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.

 (6 слайд) В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. И эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста.

(7 слайд) Сегодня я хочу рассказать о дидактических играхиспользование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей:

Игра «Веселые прищепки», «Подбери и закрути крышки»
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета;(8 слайд) развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.
Материал: изображения солнца, тучки, елочки, ежики: разноцветные прищепки.

  (9 слайд) Игры «Собери бусы», «Заполни столбик» 

Цель: развитие моторики кончиков пальцев рук при выполнении нанизывания мелких деталей на шнурок или (10 слайд) столбик.

Материал: шнурки разной длины, различные бусины.

(11 слайд) Следующий вид игр: «Накорми птичек», «Копилка», «Цветные палочки» которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем:

(12 слайд) ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасоль, крупы и т.п.) в (13 слайд) отверстия.

(14 слайд) В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, крупы и многое другое. 

(15 слайд) В группе есть центр «Песок и вода». Игры с песком дают большой воспитательный и образовательный эффект. Во – первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во – вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», где дети играют в такие игры как «Найди ракушку», «Найди красивый камушек», «Лепим куличики» и т.д. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют с песком, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

(16 слайд) Игры с крупой  и рисование на крупе отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Они не только тренируют и массируют детские пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей – ведь игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий и обычно очень нравятся детям! Проще всего будет «рисовать» с помощью круп, соли, сахара. Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Для игр с крупами подойдет: гречка, манка, пшено, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

(17 слайд) Детям нравиться играть в такие игры, как: «Большая стирка», «Волшебные резиночки», «Подбери по цвету» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

(18 слайд) Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

(19 слайд) Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?

Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

(20 слайд) Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

(21 слайд) В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.  Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др. Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться.

   Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:

"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.

 «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"...

Игры,направленные на формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование у ребенка чувственного познания, развивают у него процессы ощу...

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...

Презентация «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.Данную цель мне помогают решать следующие задачи:Развивать мелкую ...