Перспективный план дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ОКТЯБРЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Найди такой же по цвету» | Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из двух цветов. | Геометрические фигуры двух цветов | Игровая проблемная ситуация, показ приема сопоставления (приложения), индивидуальная помощь, поощрение | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «искать» предметы определенного цвета. Рисование «Цветные дорожки» |
2 | «Помоги кругу найти друзей» | Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (круги) при выборе из двух форм. | Плоскостные геометрические фигуры (круги и квадраты) разного цвета | Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов круглой формы. Лепка «Колобок» |
3 | «Большой и маленький» | Развивать умение подбирать по образцу предметы двух контрастных размеров | Предметы, игрушки двух контрастных величин | Игровая проблемная ситуация, показ приема сопоставления (сравнения по размеру), индивидуальная помощь, поощрение | Конструирование «Высокая и низкая башни» Подвижная игра «Большие и маленькие мячики» |
4 | «Найди такой же листок» | Развивать умение выделять цвет и форму предметов. | Листочки, изготовленные из цветного картона: двух цветов (желтый, красный), различные по форме (клен, береза) | Игра «Мы шли, шли, что-то нашли», постановка проблемы, рассматривание листиков, п/и «У кого такой же», поощрение. | Рассматривание листьев на участке. Д/и «Найди такой же». Аппликация «Осенние листочки» (коллективная работа). |
НОЯБРЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Варежки» | Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех. | Силуэты варежек четырех основных цветов, цветные шнурки с прищепками. | Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ, индивидуальная помощь, поощрение | В процессе режимных моментов (одевание на прогулку) обращать внимание на цвет предметов одежды. Рисование «Красивые варежки». |
2 | «Помоги квадрату найти друзей» | Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (квадраты), назвать форму словом | Плоскостные геометрические фигуры разного цвета | Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов квадратной формы. Конструирование «Дорожка» (из кубиков) |
3 | «Высокие и низкие башенки» | Развивать умение определять высоту объекта (высокий-низкий), называть величину словом | Кубики, игрушки жираф и цыпленок. | Рассказ от имени игрушки, игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, корректировка самостоятельной деятельности детей, индивидуальная помощь, поощрение. | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнивать объекты по высоте |
4 | «Укрась бабочку» | Развивать умение сопоставлять и подбирать предметы по размеру и цвету | Рамки – бабочки с отверстиями разного диаметра, круги-вкладыши соответствующего размера, разного цвета. | Игровой, совместное рассматривание, постановка проблемы, показ, поощрение. | Игры с рамками - вкладышами |
ДЕКАБРЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Гараж для машины» | Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех, обозначать цвет словом. | Гаражи (кубики с отверстиями) и машины четырех цветов. | Рассказ от имени игрового персонажа, игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ ребенка, индивидуальная помощь, поощрение. | Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Дидактическая игра «Гараж для машин». |
2 | «Помоги квадрату и прямоугольнику найти друзей» | Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник), называть форму словом. | Плоскостные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники) разного цвета | Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов квадратной и прямоугольной формы. Рисование «Коврики для котят». |
3 | «Помоги ёжику» | Развивать умение соотносить предметы по величине (большие и маленькие), называть величину словом. | Две корзины (плоскостные или объемные), яблоки (плоскостные) двух контрастных размеров. | Игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнение объектов по величине. Рисование «Большие и маленькие шарики на ёлку». |
4 | «Веселый паровозик» | Развивать умение подбирать и группировать предметы по цвету и размеру. | Паровозик с вагончиками четырех основных цветов, мелкие игрушки соответствующих цветов. | Игровая проблемная ситуация, объяснение, индивидуальная помощь, поощрение. | Конструирование «Поезд с вагончиками». |
ЯНВАРЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Подбери чашки к блюдцам» | Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех, обозначать цвет словом | Плоскостные фигуры (чашки и блюдца, неваляшки) четырех цветов | Рассказ от имени игрового персонажа, игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ ребенком, индивидуальная помощь, поощрение | Дидактические игры «Накормим гостей» |
2 | «Какие колеса лучше» | Упражнять в установлении различий между геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник). | Игрушечная машинка без колес, 3 набора колес (круглые, квадратные, прямоугольные). | Игровая проблемная ситуация, обследование геометрических форм, элементарное экспериментирование, вопросы к детям, совместный вывод. | Д/и «Спрячь мышку». Рисование «Дорисуй колеса». |
3 | «Длинная и короткая дорожки» | Развивать умение соотносить предметы по длине (длинный - короткий), называть словом | Плоскостные дорожки из цветного картона двух контрастных величин, игрушки для обыгрывания | Рассказ от имени игрушки, игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнение объектов по длине. Конструирование «Дорожки для зверей» |
4 | «Нанизывание бусин различной величины» | Развивать умение чередовать предметы по величине. | Для каждого ребенка по 8 бусин двух величин одинакового цвета и формы, шнуры нейтрального цвета, кукла. | Игровой, постановка проблемы, объяснение, показ этапов работы, подсказка, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры с пирамидками, матрешками. |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Колёса для машины» | Упражнять в группировке однородных предметов по цвету. | Силуэты машин 4-х цветов, цветные колеса (красный, желтый, синий, зеленый). | Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры с двигателями. Рисование «Колёса для машины». |
2 | «Разложи печенье на тарелочки» | Упражнять в группировке однородных предметов по форме. | Плоскостные тарелки трех геометрических форм, печенье в виде геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник) | Игровая проблемная ситуация, объяснение воспитателя, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение | Игры с досками – вкладышами Игровые ситуации «Угости кукол печеньем», «К нам гости пришли» |
3 | «Веселый Снеговик» | Развивать умение различать предметы по величине (большой, средний, маленький), выстраивать сериационный ряд по величине. | Готовые формы – круги 3-х размеров белого цвета. | Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание. | Аппликация «Снеговик» Игровая ситуация «Играем в снежки» |
4 | «Разноцветные башенки» | Развивать умение сопоставлять объекты по двум признакам (цвету и величине). | Набор строителя четырех основных цветов, матрешки двух контрастных величин 4-х цветов. | Активизация деятельности детей с помощи игрушки, речевая инструкция, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры со строительным материалом – постройки башенок разной величины для игрушек - зверят |
МАРТ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Мышки на ковриках» | Упражнять в группировке однородных предметов по цвету. | Дидактическое пособие «Коврик для мышек», мышки четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый). | Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | Рисование «Цветы для мамы» |
2 | «Разные бусы» | Развивать умение чередовать предметы по форме. | По 8 бусин круглой и квадратной формы на каждого ребенка, шнуры для нанизывания, кукла. | Игровая ситуация, постановка проблемы, объяснение, показ этапов работы, подсказка, похвала. | Аппликация «Бусы для мамы» |
3 | «Строим башню» | Упражнять в сравнении геометрических форм по величине (большой, средний, маленький), выстраивании сериационного ряда. | Готовые формы – квадраты 3-х размеров разного цвета. | Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание. | Игры со строительным материалом, кубиками - вкладышами. Аппликация «Башня» |
4 | «Разные дорожки» | Развивать умение сопоставлять предметы по двум признакам (цвету и форме). | Набор строительного материала из 2-х элементов (куб, кирпичик) 4-х цветов, игрушки для обыгрывания. | Активизация деятельности детей с помощи игрушки, речевая инструкция, корректировка деятельности детей, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание. | Аппликация «Разноцветные дорожки». П/и «Шагаем по дорожке». |
АПРЕЛЬ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Помоги неваляшкам найти свои игрушки» | Упражнять в группировке предметов по цвету. | 4 неваляшки (кр., син., жел., зел.) 4 ведерка, соответствующих цветов, набор плоскостных фигур соответствующих цветов, одна большая емкость. | Рассказ от имени игрушек, игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, анализ результата, поощрение. | Игры с мозаикой, сенсорными тоннелями |
2 | «Веселый поезд» | Упражнять в подборе и группировке предметов по форме | Плоскостные вагончики поезда с отверстиями для окошек 3-х геометрических форм, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) | Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, прием наложения, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры с рамками-вкладышами Дид. игра «Чудесный мешочек» |
3 | «Накорми мишек» | Упражнять в сравнении, подборе и группировке предметов по величине (большой, средний, маленький), обозначении величины словом. | Плоскостные фигуры медведей, чашек, ложек и тарелок 3-х размеров. | Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание. | Лепка «Тарелки для медведей» |
4 | «Заборчик для зверюшек» | Развивать умение подбирать и группировать предметы по цвету и форме. | Разноцветные кубики и призмы, игрушки - зверушки. | Игровой прием, постановка проблемы, подбор необходимого строительного материала, обсуждение, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание. | Игры со строительным материалом. |
МАЙ | |||||
Не де ля | Дидактическая игра | Задача | Материал | Методы и приемы | Интеграция разных видов деятельности |
1 | «Цветные полянки» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, обозначать цвет словом. | «Полянки» (4-х цветов), набор плоскостных фигур соответствующих цветов, одна большая емкость. | Игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, анализ результата, поощрение. | Игры с мозаикой Рисование «Цветы на траве» |
2 | «Сложи узор» | Упражнять в подборе и группировке предметов по форме. | Нарисованный на листе узор из геометрических форм, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) | Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, прием наложения, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры с рамками-вкладышами Дид.игра «Чудесный мешочек» |
3 | «Собери пирамидку» | Упражнять в сравнении предметов по величине, выстраивании сериационного ряда. | Пирамидка из 4 – 6 колец. | Рассматривание, вопросы к детям, сравнение по величине, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Игры с пирамидками, кубиками-вкладышами. |
4 | «Ловись, рыбка» | Закреплять умение определять и называть свойства предметов (цвет, форма, величина). | Таз с водой, игрушечный набор «Рыбалка» (удочки с магнитами, рыбки, разные по цвету и величине), тарелки разной формы. | Игровая ситуация, обсуждение, вопросы к детям, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Самостоятельная деятельность детей с дидактическим материалом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-183589-1381056151.jpg)
Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419929-1394970097.jpg)
программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-330953-1665034831.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1032399-1524423077.jpg)
Презентация по самообразованию. Тема: "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста".
Я выбрала тему самообразования "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста". Данная презентация чётко и ясно объясняет всю суть моей работы над самообразованием и даже больше....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1095921-1548101659.png)
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
laquo;Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/27/picture-1090918-1682575718.jpg)
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру
Публичная презентация личного опыта на областном практико-ориентированном семинаре для специалистов реабилитационных центров Московской области «ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД» Фо...