Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.
статья

Тема: «Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.

ec2239-001

 «Жизнь каждого поколения остается как в языке, так и в литературе»

                                                                 К.Д.Ушинский

                             

Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. А, по словам педагога Н.С.Сорока-Росинского: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.

К.Д.Ушинский писал: «Жизнь каждого поколения остается как в языке, так и в литературе». Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты, надежды и мудрость воплотились в разных жанрах литературы. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов).

Самыми выразительными средствами в произведениях являются тропы (поворот, оборот) – основанные на использовании слов в переносном значении. Тропы помогают автору по-новому показать самые обычные предметы, явления. Обыкновенные слова приобретают большую выразительную силу – живость, красочность изображения. Например, К.Паустовский описывает грозу: «Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле». Простейшие виды тропов: эпитеты, сравнения, метафоры – доступны пониманию дошкольника.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Таким образом, помогая ребенку овладеть языком художественных произведений, педагог выполняет задачи по развитию речи.

Необходимо решать 5 основных задач по развитию речи у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой:

1. Формирование и углубление знаний о русском фольклоре.
2. Знакомство с детской художественной литературой, развитие художественного восприятия и эмоциональной отзывчивости.
3. Знакомство с лучшими образцами русской классической поэзии.
4. Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
5. Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. В детском фольклоре находится ключ к пониманию ребенком чтеца или рассказчика. Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Педагоги для лучшей адаптации ребенка в новом коллективе, начинают говорить с самого близкого для него – о нем и о его семье. Здесь и происходит знакомство с колыбельными песнями, в совместной деятельности, на музыкальных занятиях и перед дневным сном. На младших детей колыбельная песня оказывает терапевтическое воздействие. Слушая ее ласковый напев, у малыша появляется чувство психологической защищенности, комфорта. Ребенок впитывает культуру своего народа, красоту родного языка. Старшие дети через колыбельные знакомятся с традициями и обычаями народа.

Т.С.Комарова, автор книги «Народное искусство в воспитании детей», отразила значение колыбельных песен в развитии речи детей. Они:

1. Обогащают словарь новыми названиями предметов быта
«Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
А я буду напевать
Колыбелечку качать».
2. Обогащают словарь словами сравнениями
«Спи-ка Маша-солнышко,
Спи, жито зернышко.
Спи моя родная, Рыбка золотая».
3. Обучают разнообразным способам грамматического строя речи.
4. Развивают фонематический слух.

Невзирая на небольшой объем, колыбельные песни таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Не меньшую роль играют народные потешки, прибаутки, приговорки, кричалки, скороговорки и считалки. Они развивают ребенка, создают радостное настроение, подготавливая положительный, эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Часто умываемся,
Детям улыбаемся».

Эти забавные стихи имеют большое воспитательное значение. Они помогут грустного ребенка обласкать, рассмешить, высушить его слезы:

«Ай, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка».

Педагоги используют эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, это позволяет педагогам обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слово обозначающие предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием легко продемонстрировать действия, обозначенные словами, тем самым связать само слово с действием. Например, в потешках «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т.д.

Дети с удовольствием обыгрывают и читают потешки. Через эти небольшие произведения дети знакомятся с однокоренными словами («Котя, котенька, коток, Котя серенький лобок»); со словами в полной и уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, петушок»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов.Ребенок непроизвольно запоминает словосочетания и одновременно усваивает их смысловое значение и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например, серенькая кошечка, коза рогатая, масляна головушка и т.д. Потешки способствуют развитию диалогической и обращенной речи, так как в них содержится много обращений и диалогов. Потешки можно использовать в качестве образца при обучении детей составлению описательных рассказов. Так, например, описывая кота можно прочитать такие строки:

«Как у нашего кота
Шубка очень хороша».

Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребенку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов. А как можно играть в них? Рифмовать можно устно, добавляя в конце строки нужное по рифме слово:

Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
Лодка по морю плывет,
Люди веслами … (гребут).

Опираясь на слог, придумать слово в рифму:

Из кармана у Аркашки
Вечно сыпятся бу…
За окном шумит буран
За стеной поет ба…

Для привлечения детей к игре, можно предложить вместе придумать игру:

Сидит на суку ворона и каркает.
А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.
Ворона говорит: – Кар…… тошка! – прибавляет Заяц.
– Кар …… тина! – быстро выкрикивает Заяц.

В работе с детьми большое внимание необходимо уделять загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадка, по выражению К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, окружающих человека. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Положительные эмоции вызывает процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлений, событиях окружающей жизни.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и ее анализе. Велико значение загадок в развитии памяти, в воспитании поэтического чувства и в подготовке ребенка к восприятию классической литературы.

Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку, чем описательную. Это объясняется трудным пониманием образного строя языка загадки. Поэтому необходимо учить ребенка воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. Потом обращать внимание на сочный, колоритный язык загадок, учить понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Например, педагог загадывает загадку детям – «Дедушка без топора мост мостит». Дети отгадывают – «Мороз». Как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится? Затем загадывает еще одну загадку о морозе и просит обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:

Ночью стекольщик во двор заходил,
Каждую лужицу льдом застеклил.
Утром над городом солнце взошло,
Мигом растаяло это стекло.
Ночью стекольщик снова придет,
Глянет на лужи, руками всплеснет,
Палкой кому-то во тьме пригрозит,
Каждую лужицу вновь застеклит.

Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбирают определения к слову «мороз», вспоминают другие загадки на эту тему. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метаморфических загадок, предложить им самим придумать загадки о предметах и явлениях действительности. Учить детей составлять загадки нужно с игры «Загадки-складки», где необходимо досказать нужное словечко:

«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …» (Айболит).
«Много, много окон в нем.
Мы живем в нем. Это …» (дом).

Придумывать загадки можно на основе сравнения и отрицания. Например, составляем загадку о зайчике:

Он маленький, как щенок, но не щенок,
Он пушистый, как котенок, но не котенок.
Он быстрый, как обезьяна, но не обезьяна.
Он серенький, как мышка, но не мышка.
Кто это?

Игра «На что похоже», в ней детям объясняется, что в любой загадке предмет не называется, а говорится, какой он по величине, по цвету, что у него особенного, с чем можно сравнить, если это живой объект, то, что он любит делать или есть. Кто-то из детей выходит из комнаты, а остальные вместе с педагогом договариваются о ком или о чем будут загадывать загадку (загадывается то, что находится в группе), прослушав загадку, вышедший ребенок старается ее отгадать. В игре «Загадка» ребенок по картинке придумывает загадку и загадывает ее. Загадка анализируется. Как вы думаете, почему?
Можно предложить детям придумать загадки об овощах и фруктах по схеме:

⎫ назвать цвет;
⎫ форму;
⎫ размер;
⎫ вкус;
⎫ что или кого напоминает.

Например, она желтая, круглая, с хвостиком, как у мышки? Что это? Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры, которые в них содержатся, помогают детям овладеть своими родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К.И.Чуковского, самоэкзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и литературными небылицами. Виртуозами перевертышей являются детские поэты К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, О.Григорьев, Б.В.Заходер и другие, которые помещены в сборнике Л.Е.Стрельцовой «Литература и фантазия».

Небылицам необходимо отводить особое место в детском творчестве. Ребенок не только любит слушать небылицы, но и сам сочинять их. Чтобы небылицы детей были смешными и фантастическими, их нужно познакомить со схемой «превращения в небылицах», которые заметил К.И.Чуковский при анализе устного народного творчества:

⎫ изменяются законы природы (море может гореть, на деревьях растут не листочки, а туфли и носочки);
⎫ изменяются повадки животных (мышка может поймать кошку и посадить в клетку);
⎫ неживая природа превращается в живую (сапог может пить из стакана воду);
⎫ малому приписываются качества большого (см. книгу «Речь и общение»).

Ребенок познает приемы составления небылиц и сочиняет собственные, делая к ним рисунки. Вот какие варианты заданий можно дать детям, упражняя их в составлении небылиц. Предложить в стихотворении найти ошибку:

Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома,
Это значит началась
В городе осень.

Затем дети сами придумывают небылицы на тему: «Чего не бывает в это время года?» Далее предлагается более сложный вариант. Педагог придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок в ответ предложение с нереальными событиями, или наоборот:

Воспитатель: Ночью ярко светит луна.
Ребенок: Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

От составления предложений можно перейти к составлению «странных рассказов».В качестве образца служат произведения «Путаница» К.И.Чуковского, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака, фольклорные небылицы. В работе с небылицами помогают учебные пособия Л.Б.Фесюковой «От трех до семи», О.А.Белобрыкиной «Речь и общение» и О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой».

Важное место в нашей работе отводится обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д.Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи – «привести дитя к живому источнику народного языка». Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно, Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и решительность, Осуждает лень, лживость и другие людские пороки. Подспорьем в работе с пословицами является пособие О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой». Где отмечается, что пословицы и поговорки нельзя искусственно «привязывать» к процессу речевого общения с детьми. Пословица и поговорка должна сама вытекать из содержания художественного текста. Важным условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбору пословицы предшествует чтение художественного произведения, подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

После того как у детей уже накоплен запас пословиц, нужно учить подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу и произведению. Можно иллюстрировать ту или иную пословицу, так как умение передавать художественный образ в рисунке расширяет возможности его выражения в слове. Затем учить детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Использование детьми пословиц в речи придает ей особую яркость, меткость и образность.

Огромной любовью пользуется сказка. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка», «кот-воркот», «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К.Д.Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:

1. Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.

Детям младшего возраста перед чтением необходимо назвать жанр: – «Прочитаю сказку». Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Со старшими детьми закрепляем знание особенностей жанра сказки и ее отличительных черт от рассказа и стихотворения. Учим детей, самостоятельно находить «сказочные слова» или выражения, объяснять, зачем в сказках по-разному говорится об одном и том же. Каковы же наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой?:

⎫ сюрпризный момент (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
⎫ загадки о главных героях;
⎫ рассматривание иллюстраций в сказке;
⎫ рассматривание тематической выставки;
⎫ показ обложки книг, чтение детьми названия сказки;
⎫ разбор пословицы и связь ее с идеей сказки;
⎫ предложить детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.

Далее необходимо уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки, объяснить значение новых слов.
Старшим детям перед чтением дают следующие задания:

⎫ запомни «сказочные слова»;
⎫ о ком в сказке можно сказать, используя данную пословицу.

Педагог выразительно рассказывает сказку детям младшего возраста, сопровождая свой рассказ показом театра.
Старшим детям выразительно читает или использует грамзапись. Затем беседа по содержанию, по нахождению средств выразительности и образных слов. Например, в сказке говорится, что не просто случилась беда, а – приключилась. Для активного использования в речи детей образных слов и выражений лучше использовать следующие приемы совместного рассказывания сказки:

⎫ вам захочется рассказать сказку дома своим родным. Попробуем рассказать ее вместе. Я буду начинать предложения, а вы заканчивать;
⎫ рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки:«Старик со старухой умерли. Остались дети… (одинешеньки)»;
«Побежал козленочек на речку и … (жалобненько просит)».

Поддержать у детей эмоциональный настрой к сказке можно следующими приемами:

⎫ нарисовать героев сказки или то, что больше запомнилось и понравилось;
⎫ упражнять в проговаривании диалогов;
⎫ драматизация эпизодов из сказок;
⎫ обсудить сколько частей в сказке и нарисовать на листке, разделенном на три части, что за чем в сказке было (геометрическими фигурами и цветом), таким образом, учим моделировать сказки. Рассказ сказки по модели;
⎫ прослушивать сказки в грамзаписи;
⎫ положить книгу со сказкой в детскую библиотеку.

Освоение специальными средствами литературно-речевой деятельности детьми заключается в следующем: упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, сказок-мультиков, моделей, инсценировка сказки по ролям, от лица героев. Ребенок учится связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, разные средства выразительности. Совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых. Но осуществление творческого процесса у ребенка может происходить только на основе ранее полученных знаний:

1. О композиции сказки и ее языковых средствах выразительности.
2. О существовании различных видов сказок.
3. Об основных закономерностях событий, происходящих в русских народных и волшебных сказках.
4. О приемах сказочных превращений.

Педагогу важно провести подготовительную работу перед сочинением сказки:

1. Научить детей выполнять творческие задания на материале знакомых сказок:
придумай свое название к сказке;
измени конец сказки;
введи нового героя в сказке и т.д.
2. Познакомить с приемами построения сказок и перейти к творческому методу работы, который предлагает Л.Б.Фесюкова в книге «Воспитываем сказкой», использовать при этом «Загадки сказочной страны», разработанные педагогами детского сада. Например, выбрать средство передвижения, установить маршрут путешествия и составить сказку о тридесятом царстве, небывалом государстве. Дети учатся составлять сказки: коллективно, индивидуально. Педагоги записывают сказки, а дети делают рисунки.

Сказка – одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Это не литературный жанр, а литературно-театральный. Сказка живет живой жизнью в звучании, в исполнении, оживая в инсценировках, играх-драматизациях. Дети любят в кого-то или во что-то превращаться, входить в образ и жить его жизнью. В театральных играх у детей развивается воображение, творчество, где они учатся самостоятельно искать выразительные особенности своего героя, передавать характер и его переживания – мимикой, голосом, движениями, так же песенной и танцевальной импровизацией.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В дошкольных учреждениях необходимо широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей разных возрастных групп, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Маленькие дети замечательные актеры. Они очень любят в кого-то или во что-то превращаться. Наша задача – увлечь ребенка играть дальше, дать возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать, самостоятельно искать средства выразительности, используя интонацию, мимику, жесты, движения. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.

Сначала дети учатся изображать героя в движении: походка, жесты, мимика. Выполняя специальные задания:

⎫ пройдись как царевна (как старушка, как медведь…);
⎫ покажи героя веселого, грустного, хмурого;
⎫ «Узнай героя» – показать героя в движении без слов, все отгадывают, кто это был;
⎫ игра «Что мы делаем?»;
⎫ мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой ребенок показывает).

Затем, учим детей сочетать – движение и слово, для этого можно использовать следующие приемы:

⎫ представь себя кем-нибудь и расскажи о себе. «Я маленький зайчик, у меня длинные ушки, короткий хвостик, я люблю грызть морковку. Я всего боюсь, Ой, страшно!»;
⎫ инсценирование потешки «Кисонька-Мурысонька», стихотворения «Перчатки» С.Я.Маршака;
⎫ инсценировка рассказов «Лис и мышонок», «Два товарища» и др.;
⎫ инсценирование сказок.

Педагогу необходимо не только руководствоваться художественно-речевой деятельностью детей, но и создавать условия: вносить новые элементы костюмов, знакомить с разными видами театров, кукловедением. В группу вносятся игрушки, которые напоминают то или иное художественное произведение, вызывая тем самым желание инсценировать его с помощью кукол.
Знакомим с куклами, учим водить, делать повороты, разводить руки в стороны, делать поклоны. По мере освоения включается музыка. Овладев приемами кукловождения и основами театрального мастерства, дети самостоятельно разыгрывают сценки.

Для развития фантазии и творчества в театральной деятельности можно предложить:

1. Изменить конец сказки и инсценировать его.
2. Выбрать кукол из различных сказок и придумать с их участием новую сказку.
3. Подбирать музыку к различным фрагментам сказки.
4. Делать вместе декорации.
5. Изготовление атрибутов, билетов на спектакль.

Кукольные, театральные спектакли и игры-драматизации оказывают на детей терапевтическое значение:

⎫ создают радостную атмосферу, снимают напряжение;
⎫ повышают уверенность в себе, дети освобождаются от комплексов;
⎫ формируется устная речь, диалогическая, выразительная и связная речь.

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями.

Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи. У каждого писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному говорят о природе. М.М.Пришвин писал короткие рассказы – заметки в дневнике; В.В.Бианки чаще всего создавал научные сказки на фольклорной основе; Е.И.Чарушин создавал короткие реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения (как животные попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей, как они играют, о чем «думают», что им снится).

Нужно учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление. Ученые отличают, что речевое развитие без развития визуального мышления задерживается. Зрительные образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой деятельности. Важным приемом в ознакомлении с рассказом является выразительное чтение. Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во многом зависит первое впечатление ребенка о рассказе. Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения. Объединяют чтение рассказа с музыкой и поэзией.

Знакомя детей с жанром рассказа, педагоги учат их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было Волчишке в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько жить»).

Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность. Рассказы Л.Н.Толстого, В.В.Сухомлинского, В.А.Осеевой, К.Д.Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождается беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища» и В.А.Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье» В.А.Осеевой.

Дети любят повторное чтение, и при вторичной встрече с рассказом можно его инсценировать (пересказать по ролям, от лица героев). Познакомить детей с композицией рассказа можно на основе рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища» – раскрыть детям роль зачина, средней части и концовки произведения. Не читая одну из частей, по очереди объясняли о взаимосвязи каждой части и значении. Изображали мимикой настроения героев, составляли модель рассказа, В дальнейшем все читаемые рассказы моделировали, что способствовало закреплению структуры рассказа и служило залогом для самостоятельного составления рассказов. В книге «Воспитываем сказкой» предлагаются следующие творческие задания: изменить конец рассказа, объединить два рассказа и придумать продолжение, внести новую ситуацию, придумать похожий рассказ с другим животным.

Значительное место в детском чтении занимает веселая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского для детей совмещают в себе два ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах авторы говорят с ребенком-читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. С более длинными рассказами: Б.С.Житкова, А.П.Чехова, А.Куприна, А. Гайдара, Р.Погодина и др. лучше знакомить детей в свободное время, читая не спеша, изо дня в день, доставляя детям наслаждения от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется устойчивый интерес к художественной литературе.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Поэтому, знакомя детей с новым произведением уже известного им автора, необходимо всегда называть его имя, вспоминать о книгах, прочитанных ранее, в доступной форме кратко излагать биографию с использованием портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом закрепления и обобщения знаний детей об авторах является проведение литературных викторин, игр («Счастливый случай», «Поле чудес» и др.).

В детском саду дошкольников знакомят с лучшими образцами русской классической поэзии. Дети учатся понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.

В.Г.Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи привлекают к себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Лирические стихи известных русских поэтов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова, И.П.Токмаковой, Л.Квитко и других учат ребенка любить природу, зовут ребенка в мир прекрасного, способствуют освоению норм литературного языка. Восприятие поэзии, как известно, требует особого духовного настроения. Когда жизненные впечатления ребенка совпадают с их настроением, содержание побуждает в детях поэтическое вдохновение, вызывает особый интерес к произведению. Первое вызывает особый интерес к произведению, Первое знакомство детей со стихотворением по возможности организуется при восприятии явления, о котором в нем говорится. Природа – лучшее место для знакомства с лирической поэзией. Ребенок становится не только слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет видимое и слышимое, что активно развивает его ассоциативное мышление, помогающее понять художественный и эмоциональный строй поэзии. Стихи не могут не подействовать на чувства ребенка, на его эмоции. Поэтому к ним надо почаще обращаться. Лирические стихи предназначены не для однократного чтения детям. Задача педагогов – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Учить детей ставить цель – запоминать. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. Педагоги одновременно решают задачу по формированию у детей выразительного чтения. Какие при этом используют приемы:

⎫ образец выразительного чтения;
⎫ помощь в выборе нужной интонации;
⎫ умение регулировать силу голоса, темп речи;
⎫ правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;
⎫ оценка чтения;
⎫ в конце занятия выразительное чтение педагога.

В последующие дни, для лучшего запоминания текста, педагоги используют другие формы повторения:

⎫ досказывание детьми рифмующего слова;
⎫ воспроизведение стихотворения по цепочке;
⎫ зарисовка с помощью пиктограммы;
⎫ чтение стихотворения по схеме;
⎫ подбор модели, отражающей поэтическое настроение.

Так в дидактической игре «Читаем стихотворение», основная задача – к прослушанному стихотворению подобрать схему с изображением настроения человека:

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …»

Или

«Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит …»

В процессе совместного с воспитателем чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. Педагогам детского сада необходимо создать «атмосферу поэзии» в группе, когда поэтическое слово звучит на занятиях, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считается умение говорить с нормами литературного языка, умение передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь ребенка становится непосредственной и живой, если мы выполняем следующее:

1. Воспитываем интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы.
2. Речь ребенка обогащаем новыми словами и выражениями.
3. Развиваем все стороны детской речи: фонетическую, лексическую и грамматическую.
4. Учим выразительной речи, используя при этом разнообразные средства выразительности (интонацию, мимику, движения, эпитеты, метафоры).
5. Развиваем образность речи, что является составной частью воспитания культуры речи.
6. Используем художественную литературу, которая развивает мышление и воображение, обогащает эмоции детей, дает прекрасные образцы литературного языка.
7. Предлагаем творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок, рассказов и сказок – повышают внимание к слову, к его точности, уместности употребления.

Ребенок в дошкольные годы проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год...

Методическая разработка. Формирование начального словарного запаса у детей 2-3 лет.

Методическая разработка на тему "Зимняяодежда - собираемся на прогулку"...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019 год...