Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"
материал на тему

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную программу,   практические задания в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей.

Тема: «Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях»

Цель: формирование умений осознанной, адекватной и результативной родительской помощи детям старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи при овладении основными приемами накопления лексического запаса в домашних условиях.

 Задачи:

- актуализировать представления родителей о формировании словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР);

- познакомить родителей с задачами образовательной деятельности адаптированной образовательной программы ДО по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей с ТНР;

- рекомендовать дидактические игры, которые используются в соответствии этапами формирования словарного запаса при организации образовательной деятельности в группе коррекционной направленности;

- обучить игровым приемам активизации и пополнения словарного запаса детей с ТНР в повседневной деятельности;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной коррекционной работы с детьми в этом направлении.
             Оборудование: 

ТСО – ноутбук, экран и проектор для медиапрезентации и видеодемонстрации,  

распечатки дидактических игр, иллюстрации, листы чистой бумаги, карандаши.

Предварительная работа:

- подготовка рекомендаций для родителей: «Способы накопления активного словаря ребенка дома»;

- домашнее задание для родителей и воспитанников: нарисовать портрет мамы, т.к. лексическая тема недели «День Матери»;

- подготовка видеозаписи методики проведения дидактической игры «Чей хвост?»

- подготовка медиапрезентации;

-подготовка видеописьма воспитанников с демонстрацией портретов мам и описательными рассказами.

План проведения практикума:

  1. Организационный момент: разминка в игре «Кто? Что?»
  2. Сообщение: «Особенности словарного запаса  детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
  3. Медиапрезентация  по теме: «Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях».
  4. Деловая игра по теме.
  5. Демонстрация видеозаписи проведения д/игры «Чей хвост?»
  6. Видеосюрприз: видеописьмо с описательными рассказами детей о мамах.

Ход практикума:

1.Организационный момент.

Родители делятся на 2 команды и занимают места за столиками.

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Демонстрация иллюстрации о жизни семьи. Родители называют слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

2. Теоретическая часть.

- Сообщение: «Особенности словарного запаса  детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Одной из выраженных особенностей речи детей с ТНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Старшие дошкольники с ТНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ТНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.» (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)

Ограничен словарь действий и признаков, т.к. ограничен запас представлений: дети не знают многие цвета, формы и размера предметов и т.д., недостаточно активизируется словарь в различных видах деятельности. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа — свекла); на их сходство по назначению (лейка — чайник), не владеют навыками словообразования и словоизменения.

«Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.» (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)

В связной речи дети также мало используют числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова. Все это ограничивает речевое общение детей и затрудняет успешное освоение программы начального школьного обучения в будущем. Поэтому коррекция речи наших воспитанников, в данном случае накопление и обогащение словарного запаса должна проходить в тесном взаимодействии с родителями, которые являются первыми и самыми главными учителями для своего ребенка.

- Медиапрезентация по теме: «Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях».

 Слайд. Задачи образовательной деятельности адаптированной образовательной программы ДО по формированию словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи:

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы;

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений  художественной литературы,  показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;

- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать  в своей речи  обобщающие и родовые  понятия;.

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и  побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;

- знакомить с многозначными словами, словами-омонимами и с фразеологическими оборотами.

Родители знакомятся с задачами образовательной деятельности ДО (дошкольной организации) в группах коррекционной направленности по формированию активного словаря у детей с ТНР.

         Задание для родителей: при прочтении задач выбрать и назвать употребленные глаголы и определить наиболее часто упоминаемый.

Слайд. Вывод:  в работе с ребенком по данной проблеме важно занимать активную  позицию, стараться сопровождать любую совместную деятельность речью, т.к. ребенку с ТНР необходимо давать названия тех предметов и действий, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Ребенок учится понимать эти слова в речи окружающих, правильно соотносить их с теми предметами и действиями, которые они обозначают

Слайд. Обогащение или уточнение словаря и представлений у детей с ТНР проводится, прежде всего, в игровой форме. Игры, доставляя удовольствие детям, создают благоприятные условия, при которых ребенок прочнее запомнит новое слово.

Практическая часть. Деловая игра по теме.

1.Слайд. Игры и упражнения на ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий:

Имена существительные: «Отгадай загадку», «Узнай по описанию» (лохматый, косолапый….Голодный, серый, злой….), «Назови фрукты на звук «а», «Что надевают?», «Что обувают?», «Подбери предметы к признакам» (Осенний – день, дождь… Мягкий – шарф, снег, хлеб…), «Назови детали» и т.д.

Прилагательные: «Подбери признак», «Скажи, какой».

Глаголы: «Кто, что делает» (швея – шьет, шофер – ведет, дворник – подметает… или на стуле – сидят, на кровати – лежат..), «Подбери действие» ( ветер – дует, дождь – льет, солнце – светит…)

Задание  родителям: игра «Кто больше».  Команды подбирают слова (существительные, глаголы, прилагательные) на заданную тему, например «Зима», «Осень».

Слайд. Комментирование деятельности. Сбор на прогулку: что ты надеваешь? Какая кофта? (теплая, мягкая, удобная, приятная, уютная, пушистая) Уборка комнаты – что ты делаешь (сделал)? (убираю, расставляю, складываю, вытираю, подметаю, мою…). Мама готовит ужин – что мама делает? (моет, режет, складывает, чистит, тушит, жарит, выливает, наливает и т д.)

Задание родителям: команды играют в игру «Узнай предмет по описанию».

Каждой из команд дается слово, которое она должна удерживать в секрете. Игроки одной команды предлагают угадать это слово, игрокам другой команды, называя только признаки, подходящие этому слову по смыслу: длинный, меховой, теплый… мягкий, вязаный… нужно носить на шее (шарф); крупная, холодная, твердая, металлическая…, прямоугольная, тяжелая, трудолюбивая, самостоятельная…стоит на полу… умеет делать вещи чистыми (стиральная машина), прямоугольная, большая, металлическая, белая…плоская, холодная, тонкая, легкая, висящая на стене…, удерживающая листы бумаги,  на ней можно писать.

          2.Слайд. Игры и упражнения на расширение запаса синонимов и антонимов:

Синонимы. Подбор прилагательных и существительных: 

" Подбери подходящее слово"

«Слова – приятели».

Конь – лошадь, приятель –друг, смелый – храбрый, крошечный – маленький.

 Подбор глаголов: "Как сказать по-другому"

 С деревьев падают листья - летят, кружатся, сыплются.

Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ...(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Слайд. Антонимы.

 "Найди противоположное слово" или «Скажи наоборот»

Луна видна ночью, а солнце ....(днем), жара – холод, вода – а, если заморозить – лед, смех – слезы… Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Длинный - ..... короткий, глубокий - ... мелкий и т.д.

Говорить - ... молчать, смешить - огорчить... и т.д.

Задание родителям: игра «Подбери подходящее слово». Команды подбирают антонимы – прилагательные.

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

3.Слайд. Игры на  раскрытие многозначности слова:

«Загадочный шар».

Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар ты знаешь? (земной шар, елочный шар)

(ушко ребенка - ушко иголки,  острый перец – острая игла)

Задание родителям: объяснить значения слов в стихах, которые  можно использовать в играх с ребенком.  

Слайд «Идёт и идёт»

Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,

«Золотое солнышко»

Золотое солнышко

Восходило на небе,

Золотые лучики

Подарило Наденьке.

Маленькая девочка,

Золотые локоны,

Песенку запела -

Радуется солнышку.

Золотые рученьки

У бабушки Надюшеньки.

4.Слайд. Игры на словообразование.

Обогащение словаря существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково», «Большой - маленький»:

Огурец – огурчик, лиса – лисичка… в соответствии с лексической темой.

Образование существительных с суффиксом ищ: «Большой - огромный»:

Зубы – зубищи, волк – волчище, лапа – лапища, рука – ручища…

Образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост, нос,, лапа…»

- хвост лисы – лисий хвост…

Образование относительных прилагательных: «Скажи, какой»

Лист клена – кленовый лист…

Варенье из вишни – вишневое варенье.

5.Слайд. Правила проведения словесно-дидактических игр с ребенком, имеющим речевые нарушения:

1.Речь  ведущего - грамотная, четкая, внятная.

2.Вопросы и инструкции  -  точные, короткие.

3.При необходимости ведущий дает образец ответа.

4.Требование к ребенку – проговорить ответ правильно (с учетом поставленных звуков), при необходимости повторить.

 Демонстрация видеозаписи проведения игры с детьми «Чей хвост?».

 Видеосюрприз: дети, соблюдая очередность показывают нарисованные портреты мам и описывают их.

Слайд.

Итог: развитие речи ребенка с ТНР требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует применить новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.

Программа рассчитана для детей  с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и  нестабильным звуковым оформлен...

План Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...

ПЛАН Работы с родителями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 год

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие...

«Как Ослик уважение искал» Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;Как Ослик уважение искал»Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Цвета осени в словарном запасе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Современные дети дошкольного возраста рассказывают стихотворения классиков, не понимая смысла большинства слов. Например,  традиционное стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарован...

Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности

Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...