Методическая разработка. Формирование начального словарного запаса у детей 2-3 лет.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Емельянова Ольга Николаевна

Методическая разработка на тему "Зимняяодежда - собираемся на прогулку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Формирование  начального словарного запаса у детей 2-3

лет.

Зимняя одежда- собираемся на прогулку.

Цель: сформировать у детей умение выполнять два последовательных действия, объединённых одной общей целью, по речевой инструкции .

Задачи:

-расширять пассивный словарный запас детей при освоении ими знакомых действий, которые обычно выполняют взрослые по отношению к детям;

-научить выполнять задание, связанное с перемещением в смежное помещение в доме, квартире, группе детского сада;

-обучать детей находить на картинках действия, выражаемые возвратными глаголами по сравнению с их исходной формой;

-стимулировать у детей желание договорить слово, закончив фразу взрослого;

-привлечь внимание к некоторым существенным различиям в одежде мальчиков и девочек.

Оборудование: детская одежда( верхняя одежда из шкафчиков и несколько предметов нижнего белья- трусики, майки, колготки, носочки), санки, коляска для куклы, две куклы-голыша, стол, стул, коробка с одеждой для кукол.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой комнате, за столом.

Приглашаем детей к столу и знакомим их с куклами: мальчиком и девочкой .Затем все вместе придумываем имена для кукол. Поскольку одной из задач является развитие представлений у детей  о связанных с их половой принадлежностью различия в одежде людей, желательно при назывании кукол дать им имена, как у играющих детей. Тогда будет легче соотнести пол куклы с полом конкретного ребёнка.

Когда куклы названы, просим детей помочь одеть кукол на прогулку. Для этого приглашаем детей к окну и показываем им, что на улице снег и раздетым куклам будет холодно, ведь на них только майки и трусики.

При работе рекомендую соблюдать следующие речевые инструкции:

1.'' Вот Ваня .У Вани- только…( пауза, сопровождающаяся показом на предмет одежды) майка и… трусы. Ване холодно! Замёрзли его…(пауза, показываем на часть тела)…ручки и его… ножки. Нашему мальчику очень холодно!”

2. Далее следует обращение к мальчику, который участвует в игре: « Ваня, найди в коробке и дай их мне. Спасибо!»

3.” Я одеваю Ване колготки, а Оля мне помогает. Оля, помоги мне натянуть колготки на Ваню”. Обычно используем приём, когда ребёнок просто помогает до конца натянуть уже почти одетые колготки, но некоторые дети могут попробовать и сами самостоятельно натянуть на одну ножку куклы.

4.” А теперь посмотрите на куклу Олю. Оле тоже холодно! У Оли- только…( пауза: подождите, не укажет ли кто-нибудь из детей сам на майку или трусы. Если нет- сами покажите на нужный предмет одежды, но не называйте его сразу, а подождите” помощи” детей)…майка и … трусы. Оле очень холодно! Замёрзли её …(пауза!)…ручки. Замёрзли её…ножки. Нашей девочке очень холодно!”

5.Третьего ребёнка в зависимости от того, мальчик это или девочка, можно попросить достать для куклы платье или брюки из коробки и помочь одеть куклу. Действие с одеждой выполняется в той мере, в которой у данного ребёнка сформированы навыки самообслуживания.

6.”А теперь оденем на наших кукол тёплые кофточки. Покажите, на кого мы оденем кофточку с машинкой(специально подбирается одежда с рисунками, подходящими для девочек и для мальчиков). А вот кофточка с цветочком. На кого мы наденем эту кофточку?”

В заключение один ребенок должен принести из своего шкафчика в коридоре куртку, шапку, шарфик для Вани, а другой – верхнюю одежду для Оли.

“Иди к своему шкафчику и принеси мне свою куртку. Спасибо! А теперь дай мне куртку и шапку.” Плохо ориентирующегося ребёнка можно проводить  в раздевалку, открыв перед ним дверь и повторить инструкцию ещё раз. Совместными усилиями каждая кукла постепенно одевается

Если нет заранее приготовленной обуви для кукольной прогулки(валеночек или сапожек маленького размера), то ноги кукол в коляске и санках можно накрыть одеялом.

“Ваня, посади мальчика в коляску и укрой его одеялом! Оля, посади девочку в сани и укрой её одеялом”

Куклы ”уезжают” на прогулку, а дети машут им руками.

Пока куклы “гуляют”, рассматриваем две крупные сюжетные картинки по теме “Одежда”: “Мальчик одевается”, “Мальчика одевает мама”.

В конце занятия дети помогают раздеть кукол и отнести их одежду на места. Каждая речевая инструкция должна содержать задание из двух действий, но с одним и тем же предметом одежды:” Сними шарф и отнеси его в свой шкаф ”(конечно, предварительно воспитатель развязывает все узлы и расстегивает пуговицы по необходимости).

Также  в конце надо ещё раз повторить с детьми все названия используемой на занятии одежды, и обязательно похвалить всех детей(можно от имени кукол).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»

Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы....

Методическая разработка : Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста.

Активный и пассивный словарный запас. Теория и практические игры для детей....