Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи  средствами русской народной комнаты

«Бабушкины посиделки»

Разработчик:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад          № 65 – Центр развития ребенка»

города Бийска

Чулюкова Светлана Михайловна

2014 год.


Содержание:

1.  Целевой раздел ……………………………………………………………….3

1.1.Пояснительная записка……………………………….…………………3-4

1.2.Цель рабочей программы…………………………………………………...4

1.3.Задачи рабочей программы……………………………………………4-5

1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………5

1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………….5-6

1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)…………………………………………………………………………..6

2. Содержательный раздел

 (описание образовательной деятельности)……………………………….7-13

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)…………………13-14


1.  Целевой раздел

В основу данной рабочей программы положена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа строится на сочетании речевого развития в сочетении с художественно-эстетическим развитием. Рабочая программа ценна тем, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством, участия в совместной деятельности у детей формируется словарный запас.

1.1.Пояснительная записка.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Свободная речь опирается,  прежде всего,  на владение    достаточным словарным запасом. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, общему развитию ребёнка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Развитие словаря понимается, как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных знаний и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Дети не владеющие достаточным лексическим запасом испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Поэтому словарная работа в детском саду имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Особенно важна словарная работа с детьми с общим недоразвитием речи, для которых характерна неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности. Дети с нарушением речи испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы и анонимы.

Прекрасным средством развития речи, словарного запаса  являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые Е.Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками  в русской народной комнате педагог тем самым приобщает их к общечеловеческим ценностям. Фольклорные произведения, предметы русской народной комнаты – как средство соединения фольклора с бытом человека является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дошкольников.

Деятельность по реализации рабочей программы регламентирована следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в  "РГ" - Федеральный выпуск №6241  Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65 - Центр развития ребенка».

Система работы по формированию словарного запаса  у детей с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты осуществляется в течение учебного года 1 раз в месяц в совместной деятельности в рамках части основной образовательной программой дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений и  созданных ими самостоятельно на основании  лексических тем недели.

1.2.Цель рабочей программы.

Цель: Создание условий для формирования словарного запаса у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи  средствами русской народной комнаты

1.3.Задачи рабочей программы.

  1. Обогатить словарь детей тематическими группами слов.
  2. Уточнить и расширить представления детей об окружающем мире через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  3. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения, включая переносные и абстрактные.
  4. Создать условия для вовлечения родителей в расширение и  обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.

1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Результативность работы по формированию словарного запаса детей зависит от соблюдения общепринятых принципов современной теории дошкольного воспитания. Результативность программы зависит от соблюдения на занятиях общепринятых принципов. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.

Принципы организации работы по рабочей программе:

  • принцип воспитывающего обучения,
  • принцип развивающего обучения,
  • принцип наглядности,
  • принцип систематичности и последовательности,
  • принцип доступности,
  • принцип осознания процесса обучения,
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей,
  • принцип научности.

1.5.Особенности развития детей  старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  с общим недоразвитием речи

В старшей группе  обучаются дети с общим недоразвитием речи III уровня. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами   недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики. Выявляются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям .

В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными   речевыми  возможностями  для  адекватного  объяснения   значений   этих  слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания    изобилуют    специфическими     речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей    основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов, грубое искажение    звуко-слоговой    структуры    производного    слова, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным    значением,  незнание  названий  слов,  выходящих за рамки повседневного бытового общения.

Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров):

  1. Обогащение словаря детей тематическими группами слов.
  2. Уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  3. Развитие вариативности лексики, сформированность точности смыслового значения, включая переносные и абстрактные.
  4. Вовлечение родителей в процесс расширения и  обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)

Возраст: детей 5 – 6 лет.

Срок освоения: 1 год.

Форма деятельности: совместная деятельность, вторник, 2 половина дня, 22 мин.

Форма контроля: наблюдение, анализ

Основной формой проведения работы являются совместная деятельность по ознакомлению с окружающим, имеющая следующую структуру:

  1. Организационный момент - введение в тему, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций; использование психогимнастики, мимических, имитирующих упражнений.
  2. Основная часть - представляет собой совокупность упражнений, игр, направленных на решение задач формирования словарного запаса. Важен порядок предъявления упражнений. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальных заданий к релаксационной технике.
  • сообщение нового материала;
  • знакомство с новым словом посредством чтения произведений устного народного творчества;
  • наблюдение, осмотр предметов. Введение понятия;
  • речевые упражнения на закрепление понятия;
  • закрепление материала через практическую деятельность.
  1. Заключительная часть – проводится обобщающая беседа, закрепление материала, самоконтроль и взаимоконтроль.

Кроме этого, на  совместной деятельности осуществляется здоровьесберегающая деятельность через использование физкультминутки, пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений, то соответствует требованиям основной образовательной программы дошкольного образования: реализации  образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В «Русской избе» совместная деятельность проводится один раз в месяц. Детям раскрываются названия старинных предметов, их функциональное использование, подчеркивается историческая преемственность с современными  аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа),  особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин или полавочник – скамейка – табурет). В русской комнате за печкой живет сказочный персонаж домовёнок Кузя, которого дети воспринимают, как живое существо, они горячо с ним спорят, шутят, обмениваются дразнилками, поют ему песни, частушки.  

Приемы работы над словом:

  • накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки к восприятию произведению;
  • акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
  • лексический анализ языка художественных произведений;
  • объяснение педагогом значений слов;
  • проговаривание слов детьми;
  • замена авторских слов словами, близкими по значению;
  • подбор слов для характеристики героев;
  • употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Кроме того предусматривается сотрудничество с семьями дошкольников по обогащению и расширению словарного запаса посредством участия в свместных мероприятиях, подготовке к совместной деятельности.

Календарно-тематический план по формированию словарного запаса у детей старшей группы  (5-6 лет) с общим недоразвитием речи  средствами русской народной комнаты «Бабушкины поседелки».

Месяц

Тема совместной деятельности

Содержание совместной деятельности

Задачи

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

1.Знакомство с комнатой и ее хозяйкой.

2. Беседа с детьми о русских народных играх.

Знакомство детей с «избой». Вместе с детьми выяснить, сколько знакомых и незнакомых вещей.

Золотая осень

Беседа о народных приметах, обычаях.

Праздник – «воздвижение».

1. Познакомить детей с явлениями природы осенью и изменениями в окружающей жизни (отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки урожая, замирание  жизни животных перед зимой и отлете птиц).

2. Познакомить детей с песенками, загадками об осенних явлениях.

3. Расширить словарный запас детей по теме «Осень».

Октябрь

Овощи

Фрукты

1. Сергей – капустник. Потешка «Засолка капусты», загадки об овощах. Пальчиковая гимнастика.

2. Праздник Луки.

1. Формировать знания детей о том, что в этот день квасят капусту, дети морковку, чистят, трут, кочерыжками хрустят – вся семья в сборе.

2. Дать представление детям о празднике Луки. Начинается торговля репчатым луком. Познакомить с поговорками (лук да баня – все правят; лук с чесноком родные братья; лук в косицы плетут девицы)

Ноябрь

Одежда

«Починки».   «Худо коли зима врасплох застанет».

Знакомство с пословицами.

1. Дать знания о том, как люди готовятся к зиме – достают шубы да  рукавицы.

2. Познакомить с пословицами: «Готовь теплую одежду – зима забредет», «Трифон шубу чинит,  - Пелагея рукавички шьет».                                        

3. Расширять словарный запас по теме «Одежда».

Птицы

Синичкин день (Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки).

1. Обобщать и систематизировать знания детей  о птицах.

2. Активизировать словарь по теме «Птицы».

3. Учить подбирать слова признаки, слова действия к существительным.

Декабрь

Зима

Здравствуй, Зимушка – Зима! Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок («Декабрь год кончает, зиму начинает», «Зима – не лето, в шубу одета»). Разучивание заклички «Ты, мороз, мороз, мороз».

1. Расширять знания детей о зимних явлениях природы.

2. Учить понимать значение пословиц, поговорок.

3. Помогать детям согласовывать слова в предложения.

4. Развивать память, слуховое восприятие при заучивании заклички.

5. Учить употреблять существительные с обобщающим значением по теме «Зима».

Новый год

С новым годом – со всем родом!

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

1. Закреплять знания детей о русском народном традиционном празднике – Новый год.

2. Создать у детей атмосферу праздничного настроения.

3. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

4. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.                                            

  5.Употреблять слова – антонимы (чистый – грязный, светло – темно).

Январь

Пришла коляда – отворяй ворота

Рассказ о рождественских праздниках. Разучивание колядки «Пришла коляда – отворяй ворота! Дайте коровку, масляну головку. Ты мне дай пирожок ради праздничка, дружок».

Беседа об обычае колядования, проведение народных игр с использованием прибауток, потешек.

Игры «Холодно-горячо», «Колядки».

1. Познакомить детей со старинным народным праздником «Рождественские колядки».

2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги.

3. Пополнять словарь детей на основе углубления знаний о событиях, не имевших место в их собственном опыте.

Февраль

Гуляй да присматривайся.

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза». Приметы «Вьюги да метели на февраль налетели», «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?».

1. Формировать знания у детей о природных явлениях февраля. Познакомить с содержанием сказки «Два Мороза».

2. Употреблять в речи слова синонимы, антонимы.

3. Употреблять в речи предлоги.

«Сретение». Встреча зимы с весной.

Встреча зимы с весной. Загадки о солнышке, вьюге, ветре.

1. Знакомить детей со старинным праздником «Сретение» (верим, что в этот день встречается зима с весной, отсюда крещенские морозы и оттепели. Устраиваем игры. Отправляем ребят с гор кататься да в снегу поваляться).

2. Употреблять в речи глаголы и слова определения (какой, какая, какое).

Март

Нет милее дружка, чем родимая матушка.

Беседа о маме с использованием пословиц и поговорок о маме («Сердце матери лучше солнца греет», «Птица рада весне, а младенец – матери»). Изготовление поделки в подарок маме.

1. Воспитывать чувство уважения, любви к родной матери.

2. Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о матери.

3. Учить правильно проговаривать слова в пословицах.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Гуляй да присматривайся

Беседа о перелетных птицах. Заучивание заклички о весне «Жаворонки прилетите, холодную зиму унесите, теплую весну принесите».

Инсценирование потешек: «Чики-чики-кички», «Бай, качи-качи».

Исполнение закличек «Ай, жавороночки, мои деточки».

1. Расширять знания детей о перелетных птицах.

2. Уметь отличать перелетных птиц от зимующих.

3. Приучать детей любить и охранять птиц.

4. Расширять словарный запас по теме «Перелетные птицы»

Апрель

Весна

Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором.

Проведение игр «Барыня», «Фанты» с народными персонажами Скоморохом и Петрушкой.

Загадывание загадок о весенних явлениях.

1. Дать детям доступные их пониманию представления о потешном фольклоре.

2. Формировать умение слушать, запоминать и отгадывать загадки.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей по теме «Весна».

Пасха – Светлое Воскресенье Христово - самый главный праздник.

Беседа о празднике Светлое Христово Воскресенье, о значении пасхальных символов: кулич, пасха, яйцо.

Знакомство с традициями народных гуляний. Разучивание частушек.

Проведение игр-состязаний: «Плетень»,  «Прыгание через веревочку».

1. Познакомить детей с традициями народного праздника Пасхи (что он означает избавление, освобождение, что к этому празднику красят яйца, пекут куличи).

2. Познакомить с новым видом народного творчества – частушкой. Развивать умение запоминать и петь частушки.

3. Уметь характеризовать состояние и настроение людей (огорчен – весел).

Май

Весна красна цветами.

Повторение загадок, песен, пословиц о весне (белая, белая, да седая, пришла зеленая и молодая).

Плетение весенних венков.

Хороводная игра «Ой, вставала с ранешенько».

1. Продолжать расширять представления детей о многообразии природных явлений весной. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, способствовать любознательности.

2. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

3. Вспомнить и повторить пословицы, поговорки, загадки о весне.

4. Продолжать учить согласовывать слова в предложения.

5. Расширять словарный запас по теме «Весна».

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)

Для проведения занятий по формированию словаря детей  в группе создается центр «Русская изба», обстановка которого проста и соответствует деревенскому образу жизни (стол, прялка, русская печь, лавки), что дает возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В «Русской избе»  оснащен старинными предметами, их функциональное использование, подчеркивает историческую преемственность с современными  аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа),  особое внимание уделяет расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин или полавочник – скамейка – табурет). В русской комнате за печкой находится - живет сказочный персонаж домовёнок Кузя, которого дети воспринимают, как живое существо, они горячо с ним спорят, шутят, обмениваются дразнилками, поют ему песни, частушки.  

Панирование и проведение деятельности осуществляется по следующим методическим пособиям:

  1. Веселая ярмарка (сценарии нетрадиционных праздников ля дошкольного возраста). [Текст]/Ларина Г.М.  – Смоленский областной институт усовершенствования учителей. 1998.
  2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/сост. Бахметьева Т.И, Соколова Г.Т. – Ярославль, 1997.
  3. Князева,  О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е издание. [ Текст]/ О.Л. Князева, М.Д. Михалева. – СПб: Детство – Пресс. 2002. – 304с.
  4. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления: в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. [ Текст]/ Г.М. Науменко – М.: Линка - Пресс. 2000. – 224 с.
  5. Петров,  В.М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова/ – М: ТЦ Сфера. 1999 – 128с.
  6. Петров,  В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова – М: ТЦ Сфера. 1998 – 128с.
  7. Петров,  В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова – М: ТЦ Сфера. 1999 – 144с.
  8. Солнышко, покажись! Красная, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. [ Текст]/ Науменко Г.М. – М: Детская литература. 1977.
  9. Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. [ Текст]/ М.В. Тихонова  – Спб: Детство – Пресс. 2000. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи".

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...