Педагогическая находка
методическая разработка

Полтинкина Виктория Ярославовна

Развитие познавательной активности и любознательности детей дошкольного возраста через организацию «Образовательного геокешинга»

    

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx67.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

 (МАДОУ «Волшебница»)

Развитие познавательной активности и любознательности детей дошкольного возраста через организацию «Образовательного геокешинга»

     

Кондря Виктория Ярославовна, воспитатель

МАДОУ «Волшебница»

«Надо прислушаться к голосу ребенка,

которым ты был когда-то,

и который ещё существует где-то

внутри тебя. Ему дано постижение

этих волшебных мгновений.

Да, мы можем унять его плач,

но заглушить его голос – нет».

   Эрик Берн        

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями   и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно! - любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка, период начальной его социализацией, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) большое внимание уделяется познавательному развитию дошкольников, которое «предполагает развитие интересов детей, любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознание, развитие воображения и творческой активности»[1], а также разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего образования; деятельностного подхода; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей; решения программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей; с учетом ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной активности дошкольников, на мой взгляд, является образовательный «геокэшинг». «Геокэшинг» — это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» — это новое направление педагогики, которое можно использовать в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада». Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.

На мой взгляд, проблема развития таких личностных качеств дошкольников как познавательная активность – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Актуальность и востребованность развития познавательной активности дошкольников определяется также реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями, между:

  • индивидуальным творческим характером становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса, его «заорганизованностью»;
  • определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на формальное, насильственное исполнение деятельности детьми.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной         активности у детей дошкольного возраста. В связи с этим предо мной встала проблема: как сделать так, чтобы ребёнку было интересно в детском саду, а мир вокруг не разваливался на части и обрёл целостность и гармонию.

Считаю, что этому будет способствовать образовательный геокэшинг, способствующий взаимодействию, сотворчеству детей и взрослых, который оказывает большое влияние на развитие социальной компетентности дошкольников, позволяющий развивать у детей самостоятельность в решении проблем и умение организовать свою деятельность. Образовательный геокэшинг позволяет объединить всё, что окружает ребёнка в единое целое; и что немаловажно может быть использован независимо от реализуемой образовательной программы.

Таким образом, все вышеперечисленное способствовало определению педагогической идеи – использовать образовательный геокэшинг для развития познавательной активности и любознательности дошкольников.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности и любознательности у дошкольников.
Предмет исследования: приемы и способы организации образовательного геокешинга.

Цель исследования: обеспечить положительную динамику познавательной активности, любознательности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач, адекватных возрасту с помощью «образовательного геокэшинга».

          Гипотеза: целенаправленное использование приемов образовательного геокешинга будет способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности дошкольников.

Достижению цели и подтверждению гипотезы служит решение следующих задач:

  • формирование познавательного интереса к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;
  • формировать представлений о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности;
  • привитие желания сохранять свое здоровье, используя природные кладовые;
  • создание условий для реализации всех видов игры;
  • формирование внимательного отношения и поддержки детского сообщества;
  • формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • развитие ориентировки во времени и пространстве.

Теоретический подход строится:

  • на системно-деятельностном подходе – обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия Л.C. Выготского, A.B. Запорожеца, Д.Б. Эльконина;
  • интегрированного подхода B.C. Безруковой, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой;
  • дидактико - методической системы К.Д.Ушинского в отношении воспитания и развития дошкольников, формирования у детей научного мировоззрения;

Новизна – образовательный геокэшинг, как средство развития познавательной активности и любознательности дошкольников рассчитан на максимальную самостоятельность получения знаний детьми в условиях деятельностного подхода, на признание права за каждым ребенком значительной автономии, своего темпа работы и своего специфического способа овладения знаниями.

Моя педагогическая находка, является инновационной на уровне образовательной организации, «носит субъективно новый характер» и может служить для распространения опыта работы в данном направлении.

Данная работа, как инновационный продукт, «обладающий новизной и общественной значимостью, можно отнести к третьему уровню педагогического творчества: педагогической инновации (создание или внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в практике образования, но не претендующих на объективную новизну)".

Решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов образовательных областей и различных видов детской деятельности.        

Условия для реализации:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного поиска, анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения с ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Реализация данной концепции требует от педагога:

  • знание особенностей познавательного развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы;
  • умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдение) и планировать свою работу по развитию познавательной активности и любознательности детей дошкольного возраста по средствам организации образовательного геокэшенга;
  • систематическая (а не эпизодическая) работа в данном направлении.

Работа с детьми строится с учетом следующих принципов:

  • деятельности: никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка, и от того, как она будет осуществляться, зависит процесс развития;
  • амплификация развития (обогащение детской деятельности) в дошкольном возрасте. Отбор знаний для детей дошкольного возраста должен быть ориентирован на обогащение содержания их деятельности, перспективы ее развития;
  • единства аффекта и интеллекта, который заключается в обеспечении полноценной эмоциональной жизни ребенка в процессе познания окружающего мира в различных видах деятельности;
  • интеграции знаний как установление соотношений между естественнонаучным содержанием, отражающим различные виды человеческой деятельности, систему общественных отношений. Реализация данного принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми окружающего мира;
  • комплексности, которая выражается в том, что содержание знаний должно концентрироваться в темах-комплексах;
  • учета возрастной актуализации знаний -  означает отбор наиболее актуального для ребенка каждого возраста этапа содержания знаний.

Организация образовательного геокэшинга является целенаправленной деятельностью по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач, по содержанию наполнена разными видами детской деятельности. Знания, приобретаемые в ходе реализации геокэшинга, становятся достоянием их личностного опыта, который является движущей силой их дальнейшего социального и познавательного развития. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Работа с детьми ведется поэтапно:

1 этап – спонтанно-исследовательский для воспитанников 2 младших групп – направлен на ознакомление с предметным окружением для адекватного использования их в разнообразной детской деятельности; развитие наглядно-образного мышления; привлечение детей к участию в выполнении заданий, связанных с практической деятельностью.

2 этап – вариативный - средние группы – формировать представления о связи между функций предметов и их назначений; привлекать детей к самостоятельному выполнению заданий при небольшой помощи взрослого.

  1.  этап – осознанно-исследовательский (старшая и подготовительная группы), где воспитанников старших групп обучают методам проведения исследовательской деятельности; а подготовительных групп – проведение самостоятельных исследований.

Алгоритм организации и проведение образовательного геокэшинга:

Тематика и содержание образовательного геокэшинга разнообразна и зависит от доминирующих методов, используемых в работе: игровые, творческие, познавательные.

Для реализации образовательного геокэшинга широко использую следующие виды игр:  

  • собирательно-коллекционные, направленные на формирование представлений о многообразии предметов, его многофункциональности – включают использование разных видов коллекций, собранных и оформленных руками детей и взрослых, творческих заданий по работе с ними (придумай новые условия их использования; придумай вариант их разделений, придумай новые действия с ними и т.д.). Это могут быть следующие проекты «Коллекционеры», «На выставке шляп», «Учимся быть экскурсоводами» и т.д.;
  • ретро - познавательные, направленные на развитие понимания ретроспективы предмета. С этой целью используются предметы прошлого и настоящего (реальные и изображаемые), выполнения взрослыми и детьми действий познавательного эффекта («Узнай, что было до», «Музей говорящих вещей»);
  • энциклопедические, направленные на формирование исторических представлений о предмете, они предполагают использование достоверных фактов событий, адаптированных для восприятия и осмысления детьми; взаимодействие детей и взрослых при котором активность детей достигается с помощью действий с макетами, иллюстрациями, моделями.  («Необычный говорящий альбом», «Заглянем вглубь» и т.д.);
  • цепологические – направлены на овладение действиями алгоритмического характера, предполагает действия готовых алгоритмов («Научимся составлять план», «Расставь все по порядку» и др.);
  • занимательные – направлены на развитие умения переносить знания и способы действий в новой ситуации и осмысливать результаты («Что спряталось в точках», «Расшифруй»);
  • частично-преобразующие – направлены на развитие у детей стремление вносить отдельные элементы в изменение предмета, предполагает использование предметов с ярко выделенными деталями для преобразования («Дорисуй чего не хватает», «Дополни предмет» и др.);

Образовательный геокэшинг применяется в тесной связи с поисково-исследовательской деятельностью воспитанников, что поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Таким образом, образовательный геокэшинг формирует у воспитанников умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление поисковой деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д.

При реализации геокэшинга широко использую: опытно-экспериментальную деятельность; информационно - компьютерную технологию; моделирование, а также все виды детской деятельности.

Большое значение для организации работы по развитию познавательной активности и любознательности имеет развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ «Волшебница». В групповом помещении созданы Центры активности:

  • Центр познавательного развития
  • Центр воды и песка
  • Мини – лаборатория (Центр науки)
  • Центр природы
  • Центр конструирования
  • Мини – музеи
  • Полочка умных книг
  • Центр патриотического воспитания («Наш край», «Россия – Родина моя»)

Количество и организация Центров варьируются в зависимости от возможностей помещения и возраста детей, а также реализуемого геокэшинга, все центры интегративны по своей сути.

Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения реализуемого геокешинга, они постепенно наполняются продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.

Широко использую в своей работе создание различных мини-музеев, это мини – музеи природы; исторические и краеведческие мини – музеи; мини – музеи искусства; географические мини – музеи.

Организация мини – музеев способствует реализации образовательного геокэшинга, а также интеграции образовательных областей. Деятельность воспитанников в мини – музее способствует расширению кругозора, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Реализация образовательного геокэшинга происходит в тесном взаимодействии с родителями. Для повышения компетентности родителей проводятся следующие мероприятия: игровые ситуации, конкурсы, создание игротеки, участие в проектах и досуговой деятельности группы. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. Поэтому технология «образовательный геокешинг» заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Вместе с ребятами обсуждаем результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаем, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации.

 Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг проводится в два этапа:

1 этап – сентябрь – подготовительный,

2 этап - май – заключительный.

Результативность:

Уровень развития познавательной активности, любознательности детей

за 2017-2018 учебный год

(подготовительная группа №2)

Использования образовательного геокэшига в работе с детьми показало, что увеличивается число детей, имеющих высокий уровень в познавательном, социально – коммуникативном развития на 15%.

В результате у детей появилось познавательная активность по отношению к новому, стремление обследовать новые объекты ближайшего окружения, проявляют активность к экспериментированию, исследуя объект, задают соответствующие вопросы. Имеют представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер, назначение). Могут найти себе занятие в свободное время.

Таким образом, организация образовательного геокэшинга, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, любознательность, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также делает образовательную систему МАДОУ открытой для активного участия родителей.

Предлагаемый опыт может быть рекомендован для практической работы воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям. Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой образовательной программе дошкольного образования.

Литература:

  1. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 3-7 лет. Дисс. …канд. пед. наук. СПб., 2005.
  2. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ – С», 1995.
  3. Гурьянова Л.С., Гаврилина Л.В., Кондратьева Н.Г. «Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // г.Москва, 16-17 апреля 2009 г. – М.: 2009. -298 с.
  4. Журнал «Обруч» №2-2011, №6-2012.
  5. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П.Молодова. – Минск: Асар, 1996.
  6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: «Асар», 1996.
  7. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  9. http://www.geocaching.su / - официальный сайт геокешинг.
  10. https :// edugalaxy.intel.ru/? showtopic=2046 – образовательный геокешинг и мобильные игры.

Страница


[1]Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...