ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ ПРОЕКТ
проект

Удачина Наталья Вячеславовна

Программа взаимодействия родителей,воспитателей в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udachina_semya_i_dou.docx76.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 12

г. о. Орехово-Зуево

Практико-ориентированный проект

                                                                       Проект выполнен

                                                                   Удачиной Наталей Вячеславовной

                                                                        старшим воспитателем

                                             МДОУ ЦРР Д/С № 12

Содержание

  1. Введение  ……………………………………………….. стр. 3
  2. Основная часть:

а) цель и задачи проекта ………………………………….. стр. 8

б) формы работы…………………………………………… стр. 10

в) направления и этапы  работы ………………………….. стр. 12

г) ожидаемые результаты …………………………………. стр. 14

3. Заключение  …………………………………………….. стр. 15

4.  Приложение  …………………………………………… стр. 16

5. Список литературы  …………………………………… стр. 17

         

1. Введение.

         Детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
          В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

-    Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; -    Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
-    Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
-    Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
        Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, школы и семьи.

Родители – первые воспитатели ребенка. Их влияние на развивающуюся личность трудно переоценить. Однако успех воспитателя зависит от их авторитета, единство взглядов на воспитание. Почему же одни родители пользуются авторитетом, а другие нет? Одним из непременных условий воспитания у детей уважения к родителям является характер жизни семьи, взаимоотношения всех взрослых, создание здоровой нравственно-эмоциональной атмосферы. Если в семье организован здоровый быт, налажено взаимопонимание, если родители интересуются жизнью детей, стараются сделать эту жизнь содержательной, умеют сочетать любовь к детям с требовательностью к ним, - в такой семье наиболее крепок родительский авторитет. Иногда родители обращаются с вопросом: «Что делать с ребенком? Совсем не слушается! Добиваемся послушания лишь тем, что обещаем ему что-то. Почему он не слушается?»

Вот это самое не «слушается» и есть признак того, что родители не пользуются авторитетом у ребенка. К сожалению, еще не редки случаи, когда отношения матери и отца не содействуют утверждению их авторитета, когда родители без уважения отзываются друг о друге при ребенке.

Бывает и так, что один из родителей устраняется от воспитания ребенка. Чаще так поступают отцы. Ссылаясь на занятость, они не вмешиваются в «детские дела», всецело передоверяют воспитательские функции маме, бабушке. Особенно пагубно отражается на воспитании то, что отец остается сторонним наблюдателем в конфликтных ситуациях матери с ребенком.

Некоторые родители считают, что дети должны слушаться в ответ на их любовь и заботу о них. Поэтому стараются ни в чем не отказывать, чтобы доказать свою любовь. Но излишняя уступчивость, мягкость, стремление чем угодно пожертвовать ради удовлетворения прихоти ребенка, воспитывают у него эгоизм, потребительство. Каждый отец, каждая мать должны укреплять свой авторитет. И здесь важно все: чем живут взрослые, как они ведут себя в быту, как о них отзываются люди, чем они интересуются, как проводят досуг, кто их друзья. Верно говорил А.С.Макаренко: «действительный авторитет основывается на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».

           Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.

                      В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

            Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

А так же особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального школьного образования.

     В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально-нравственная сфера, способность переживать радость бытия.  

     Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должно пониматься только как подготовка детей к обучению. Учителя должны внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.  Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основания преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.

     Важную роль в организации социального партнерства семьи, дошкольного учреждения и начальной школы играют личность родителей и педагогов. То, каким образом будут установлены тесные взаимосвязи между семьей, коллективом педагогов ДОУ и школы.

            Если в дошкольном учреждении основное внимание уделялось сохранению и укреплению здоровья дошкольника, всестороннему общему психическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, то  в начальной школе не должно основным становиться формирование практических навыков чтения, письма, счета, школьного типа поведения. Для этого в начальной школе необходимо иметь условия для самостоятельных игр детей, экспериментирования, конструирования, разных видов художественной деятельности, чем была богата жизнь в детском саду, и в чем, прежде всего, был успешен ребенок. Сужение образовательного содержания приводит к резкому снижению познавательных интересов, активности и инициативности, что наносит серьезный ущерб личностному развитию ребенка. Важно определить общие цели, задачи, методы и формы работы семьи, дошкольного учреждения и школы.

2.Основная часть.

Цель проекта

Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста

Предмет: социальное партнерство ДОУ, школы и семьи  как условие социализации детей дошкольного возраста

Гипотеза: процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будет:

  1. установлены позитивные отношения с родителями с целью формирования единого пространства социального развития ребенка;
  2. построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  3. расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

ЗАДАЧИ:

  1. Социального партнерства с родителями:
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
  • Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса

  1. Социального партнерства ДОУ со школой:

     

Модель взаимодействия

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Управляющий совет ДОУ

(1 раз в квартал)

Работа родительского комитета

Общие родительские собрания

(2 раза в год)

Групповые родительские

собрания

(1 раз в квартал)

Консультации

(по плану воспитателя, по запросу родителей)

Работа консультационного пункта специалистов ДОУ

Совместные мероприятия

День семьи

Творческие выставки и конкурсы

мероприятия музыкального

и спортивного

характера

Экологические экскурсии и походы

Праздники и развлечения

ФОРМЫ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ «ДОУ-ШКОЛА»

        

                                                                         

                                                           

                                                                                               

                   

  Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, а также установления преемственных связей со школой, как преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с учителями начальной школы.

Направления

Педагоги ДОУ

родители

Педагоги школы

1 этап – подготовительный ( срок реализации – 1 половина 2012года)

   Определяется содержание и формы работы с родителями, которые позволят перейти на уровень социального партнерства.

   Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Составляется план работы.

   Ознакомление родителей с условиями и содержанием воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении.

   Выбор форм сотрудничества с ДОУ.

Составляется план работы.

Ознакомление педагогов школы  с условиями и содержанием воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении, с требованиями Программы воспитания дошкольников. Составляется план работы.

                                           2 этап – внедренческий                                                                                                               ( срок реализации – 2 половина 2012года и 1 половина 2013года)

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании  ребенка. Сообщение родителям недостающих им знаний по вопросам воспитания. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

Активное участие в воспитательном процессе совместно с педагогами ДОУ. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье.

Встречи родителей с будущими учителями;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.

     Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности социального партнерства;

          Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

 Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, учителей и родителей;

              Взаимодействие

медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

3 этап – заключительный аналитический                                                                  ( срок реализации – 2 половина 2012года)

Совместное  исследование формирования личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества. Проводится диагностирование и мониторинг работы.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители, учителя начальной школы.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов и родителей, регулярность и систематичность работы, равноправное и равноценное участие в воспитательно-образовательном процессе и педагогов, и родителей.

Ожидаемые результаты:

  • Открытость детского сада, семьи и школы друг для друга, чтобы все социальные партнеры имели возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 

  1. Заключение.

       Социальное партнерство родителей, детского сада и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

                  Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи, школы  и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с педагогом. Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу детского сада для посещения занятий, на школьные мероприятия, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам.  Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение, школа и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между не сообщающихся друг с другом систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы мы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Приложение

Мероприятия по теме

МЕРОПРИЯТИЯ

1кв.

2 кв.

3 кв.

I

ПЕДАГОГИ

  1. совместные педсоветы, семинары-практикумы, круглые столы, конференции и т.д.
  2.  совместная работа педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах.
  3.  анкетирование педагогов ДОУ и школы;
  4.  проведение Дней открытых дверей в ДОУ для учителей начальной школы и в школе для педагогов ДОУ;
  5.  взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
  6.  создание совместных творческих групп воспитателей и учителей начальной школы по изучению и внедрению инновационных образовательных программ;
  7.  взаимодействие специалистов ДОУ и школы по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка.
  8.  взаимное консультирование работающих в ДОУ воспитателей, педагогов –психологов,       учителей - логопедов и других специалистов по вопросам преемственности.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

II

ДЕТИ

  1. посещение праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний, праздника «Прощания с Букварем» и др. праздников в ДОУ и школе;
  2. организация экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
  3. посещение творческих выставок, мини- музеев в ДОУ и школе;
  4. организация шефской помощи учениками школ старшим дошкольникам;
  5. посещение дошкольниками секций и кружков школы;

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

III

 РОДИТЕЛИ

  1. анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Из детского сада – в школу»;
  2. встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях в ДОУ;
  3. организация консультационного пункта для педагогической поддержки родителей будущих первоклассников;
  4. организацию работы Родительских клубов и других форм взаимодействия;

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.Список литературы.

  1.  Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
  3. Козлова С.А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка». - М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Проект "Организация работы ДОУ с семьей" М.А. Плаксина- старший воспитатель МАДОУ № 157 "Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово, Кемеровская область.
  6. Районный семинар "Социальное партнёрство: ДОУ + семья"http://detsad-s.ucoz.ru/publ/rajonnyj_seminar_quot_socialnoe_partnjorstvo_dou_semja_quot/1-1-0-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...