Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе
консультация

Сурина Любовь Викторовна

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений - начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Для более глубокого, прочного усвоения знаний о сезонных явлениях, понимания взаимосвязей изменений в неживой и живой природе воспитатель использует календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе. Целесообразнее делать это во вторую или третью неделю каждого месяца, чтобы лучше показать характерные явления того или иного сезона (в календаре можно нарисовать только одну неделю). Графа «Погода» заполняется ежедневно, а графа «Состояние живой природы» заполняется рисунком в конце недели. На этом рисунке каждый раз изображается одна и та же местность (дерево, куст, покров земли). Символически (галочками) должны быть изображены птицы, насекомые и другие животные, которых дети наблюдали в данную неделю.

Птицы. Наблюдая за птицами на участке в течение года, дети отмечают изменение состава птиц, посещающих участок в разные сезоны, отлет перелетных птиц и их возвращение, весеннее гнездование, выкармливание птенцов. Своеобразие поведения знакомых детям видов птиц, как и новых, прилетающих на участок, можно наблюдать во время зимней подкормки.

На участке можно развесить разные типы кормушек (столиком, в виде булавки, подвесные качающиеся и др.), на которые должны выкладываться разнообразные корма. Это дает возможность детям проследить поведение различных птиц. Интересно и полезно фиксировать результаты наблюдений за птицами в специальном календаре, который надо вести в группе 2 недели в разгар зимней подкормки. В верхней части календаря ежедневно выставляются «птицы» (картонные кружочки с нарисованными на них птицами хранятся в кармашке). Эти картинки вставляются в прорези в верхней части календаря. В нижней части календаря выставленные «птицы» отмечаются галочками разного цвета, то есть результаты наблюдений фиксируются графически.  Во время прогулок надо читать детям стихи и загадывать загадки о птицах.

Насекомые и другие животные. В теплое время года дети наблюдают за насекомыми, учатся различать бабочек, жуков по названию, по размеру, окраске; наблюдают особенности их передвижения: неровный полет-порхание бабочек, стремительные полеты стрекоз, ползание и полет жуков; рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они скачут, как исчезают из поля зрения.

Повстречав в лесу муравейник, воспитатель предлагает детям понаблюдать, как муравьи тащат веточки, сосновые иголки. Вместе с детьми педагог отыскивает муравьиные тропы, учит своих воспитанников быть осторожными, не наступать на муравьев, перешагивать через их тропки, не разрушать муравейники. Летом расширяются возможности познания детьми особенностей некоторых земноводных животных: лягушек, ящериц. Воспитатель привлекает ребят к наблюдениям за лягушкой: она скачет большими прыжками по земле, плавает в воде. Увидев ящерицу, педагог предлагает детям посмотреть, как она проворно ползет, внезапно останавливается, замирает, потом снова ползет и быстро скрывается в камнях, траве.
 Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети соприкасаются с природой и самостоятельно. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено.

Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Ведь может случиться, что он оторвет крылья у бабочки или стрекозы, нарвет охапку ландышей, и тут же бросит их под ноги.

Отсутствие знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них предрассудков и суеверий. Неправильные представления являются причинами недоброжелательного отношения детей к животным: лягушкам, кошкам и др.

Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Родители не всегда располагают определенными знаниями в этой области, не имеют обширной познавательной информации о тех явлениях, природы, встреча с которыми наиболее вероятна, и не всегда могут ответить на многие детские «почему», пробудить интерес к окружающему миру. А также у родителей чаще всего нет времени заниматься обучением ребенка.

Поэтому роль воспитателя в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна. 

Однако, как указывает С.А.Суркина, большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Н.Н.Николаевой, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры


Особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. 

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой [1, с.27].

Педагог должен расширять, формировать, уточнять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, помогать ребенку понять гармонию в природе, целесообразность всего сущего в ней, учить постигать ее законы, ощутить ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.

Используя разные методы в работе с детьми, отвечающие их возрастным возможностям, в том числе – возросшей активности, самостоятельности воспитатель может сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. Он воспитает у детей любовь к жизни во всех ее проявлениях, разовьет способность воспринимать красоту.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни.

Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм.

Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде.

Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет.

В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света.

Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступным взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день.

Итак, задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы .

Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы 

Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий - экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...

Использование мнемотехники при ознакомлении детей с сезонными явлениями Краснодарского края

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запомина...

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...

Методическое пособие на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»

Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и т...

Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...

Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...

Букреева Е.А. Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе"

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой....