Использование мнемотехники при ознакомлении детей с сезонными явлениями Краснодарского края
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл использование мнемотехники31.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ № 15 «Дружба»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ
С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

воспитатель
1 квалификационной категории
ЛАЗАРЕНКО
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
педагогический стаж 8 лет

Новокубанск – 2014

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель обучения с её использованием – развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирования информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

С помощью мнемотаблиц можно знакомить детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используется обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах, метод частичной или полной графической зарисовки.

В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить следующие цветовые буквенные обозначения времен года: осень – желтая или оранжевая буква «О»; зима – синяя или голубая буква «З»; весна – зеленая буква «В»; лето – красная буква «Л». При этом устанавливаются и другие условные обозначения, характерные для каждого времени года. Причем педагог вправе выбирать символику. Но именно по ней он доносит информацию детям.

Для первой младшей группы рекомендуется использовать короткие мнемодорожки, так как жизненный опыт детей мал и они могут усваивать ограниченное количество информации. Мнемодорожки остоят из 3 или 4 символов.

Во второй младшей группе от мнемодорожек переходят к мнемотаблицам. В зависимости от уровня развития у детей предлагают таблицы из 4 или 6 картинок.

В средней группе (4 – 5 лет) внимание детей становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель решает новые задачи в ознакомлении детей с природой и с сезонными явлениями в частности. С этой группой детей уже можно говорить не просто о сезонных явлениях, а о сезонных явлениях с учетом местных особенностей. Детям дают понятие о том, что они живут в Краснодарском крае и что наш климат отличается от климата центральной полосы России. К тому же каждый сезон – это достаточно большой промежуток времени, который можно разбить на части (например, осень: 1)ранняя осень, 2)золотая осень, 3)поздняя осень).

У детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) значительно развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это, в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления детей с сезонными явлениями. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны, учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам. Детей учат наблюдать за солнцем (высота стояния по отношению к определенному предмету, яркость света, теплоту). Проводятся наблюдения за живой природой. И так же как в неживой природе, обращают внимание на сезонные изменения. Например, весной: птицы прилетают из теплых стран, они вьют гнезда, откладывают яйца, из которых взрослые птицы высиживают птенцов; летом: птицы поют песни, ловят насекомых, чтобы прокормиться самим и кормят своих птенцов. Птенцы сидят в гнездах и быстро растут. Взрослые птицы заботятся о них и учат летать; осенью: птенцы летают вместе с взрослыми птицами. Сами добывают себе корм и улетают защищаться от врага. Птицы сначала собираются в стаи, а затем улетают в теплые края.

Более системна и работа по наблюдению за трудом взрослых. Больше времени уделяется обработке огорода и клумбы детского сада. Организуются дежурства в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. Вводится понятие «месяца» и знакомят с названиями месяцев. На основе этого создаются мнемотаблицы, которые используются для закрепления и систематизации знаний детей о сезонных явлениях в природе. В старшем возрасте уже можно предлагать детям таблицы для графического срисовывания. К концу учебного года можно предлагать для срисовывания по памяти, но таблицы с меньшим количеством знаков.

На основе мнемотаблиц создаются мнемоигры «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето». Эти игры помогают детям в свободное от занятий время продолжать изучать особенности каждого времени года. Дети более тщательно рассматривают картинки, больше привязывают их к нашей местности. Учитывая, что в этом возрасте, у детей лучше развито воображение, они могут составить рассказ по картинке даже с учетом картинок, которые они еще могут припомнить. Они увязывают картинки с увиденным во время прогулки, на участке, на клумбе, на огороде. А так же с тем, что они делали дома с мамой или папой. А так же сопоставляют с увиденным по телевизору и услышанным от взрослых. Например, в Москве выпал снег, значит у нас тоже скоро будет снег и холодно. Таким образом дети в подготовительной группе уже знают, что климат не везде одинаков. Климат Кубани и сезонные промежутки имеют свои особенности.

Особое место занимают таблицы фенологических индикаторов.

Фенология – наука о сезонных явлениях в живой природе. А наблюдение над временем наступления таких сезонных явлений природы, как начало вегетации растений, цветение, созревание плодов, листопад, прилет и отлет птиц и целый ряд других явлений называются фенологическими.

Феноиндикаторы – это легко и точно отмечаемые сезонные явления природы, которые в силу их органической связи в местном ландшафте указывают на сезонное состояние годичного цикла развития природы.

В старшей группе дети различают и знают особенности достаточного количества растений. И если в средней группе мы уже обращали внимание, что каждый сезон не однороден и его можно условно разделить на части, то в старшей группе происходит дальнейшая конкретизация данного вопроса. Все это привязывается к растениям, птицам и насекомых, доступным для наблюдения детей.

У весны выделяют три подсезона:

  • Предвесенье
  • Ранняя весна
  • Разгар весны

Начало цветения мать – и – мачехи обыкновенной является индикатором начала предвесенья. Это растение доступно для наблюдения. Оно первым расцветает на фитогрядке детского сада, а также на дачах и пустырях. Букетиком мать – и – мачехи мы украшаем уголок природы и радуемся приходу весны. В близких сроках зацветают подснежник белоцветный весенний, подснежник кавказский, цикламен кавказский. Дети с удовольствием наблюдают белые цветы на клумбе детского сада. В солнечную погоду эти цветы весело поднимают вверх свои беленькие головки. Но если после тепла начинает дуть холодный ветер и падает снег, подснежники прижимаются к земле, как бы пытаясь согреться от нее.

В этот период мы рассматриваем мнемотаблицу, посвященную месяцу февралю, где в последней клетке нарисован цветочек. То есть мы отмечаем, что предвесенье на Кубани наступает раньше универсального календаря.

Ранняя весна начинается с пылением лещины обыкновенной (орешник), зацветание подснежников. В ранневесенний период цветут: цикламен кавказский, подснежник Воронова и кавказский, пролеска (Сцилла сибирская), примула обыкновенная, гусиный лук, виола (трехцветная фиалка). Это бывает вскоре после схода снега, когда лес и сады еще безлисты, а животный мир только начинает пробуждаться.

Появляются божьи коровки, бабочки – крапивницы, шмели. Возвращаются из теплых стран водоплавающие птицы, жаворонки и скворцы. Пробуждаются ежи, ящерицы, жабы. Во время прогулки мы иногда можем рассмотреть ящерицу, которая греется на солнышке, расположившись на камешке или открытой кочке. Погода еще не устойчива. После теплого весеннего денечка, может ударить мороз и пойти снег. Но наступление весны неумолимо. Дети приносят из дома букетики пролесков и рассказывают о походах в лес с родителями. Во время прогулки мы рассматриваем на клумбе пролески, примулы и фиалки. В мнемотаблице мы отмечаем, что ранняя весна приходится на март. Когда начинает цвести тополь (пылить) через наш край пролетают журавли и другие птицы. С зацветаем жерделей  (дикий абрикос) одновременно зацветают форзиция пониклая и нарциссы. Около десяти сортов нарциссов украшают клумбы нашего детского сада. Они цветут, сменяя друг друга, от ранних сортов до поздних. Форзиция встречает нас у входа в детский сад и радует незатейливы желтыми цветочками.

Разгар весны – зеленая весна, наступает с момента зацветания абрикосов, облиствления конского каштана обыкновенного, белых берез, частичного облиствления лесов, парков, садов до зацветания белой акации.

Во время прогулки мы наблюдаем, как из больших и рыхлых почек появляются маленькие листочки на березке и конском каштане. А так же мы рассматриваем цветы абрикос, которыми облеплено дерево. И обращаем внимание, что листовые почки на абрикосах еще закрыты. На Кубанской равнине разгар весны приходится на апрель и начало мая. Несколько сортов гиацинтов цветут в это время на наших клумбах, радуя нас разнообразием цветов и форм. Букеты гиацинтов украшают уголок природы, наполняя групповую комнату весенним ароматом. Одновременно зацветают тюльпаны. Наступает массовое цветение одуванчика лекарственного. С зацветанием черешен появляется множество насекомых. Наблюдается массовый прилет птиц. Березка на нашей площадке стоит увешанная пушистыми желто – коричневыми сережками (пыление березы), которые быстро осыпаются, покрывая землю мягким коричневым ковром.

В период цветения яблонь прилетают к своим гнездам стрижи и иволги. Одновременно цветет боярышник и сирень.

Весна продолжает идти теплыми шагами.

На территории детского сада зацветает орех и ландыш. Цветет много растений: ирисы, ранние красные пионы, несколько позже спирея Вонгутта (невеста) и калина Снежный шар – бульденеж. Дети наблюдают за появлением соцветий каштана конского обыкновенного. Изобилие цветов на наших клумбах радует. Дети вспоминают как осенью или прошлой весной, помогали мне высаживать цветы. Теперь они находят знакомые растения и радуются их цветению.

Разгар весны – еще и период весенне-полевых, огородных и садовых работ. В этот период мы высаживаем на огороде детского сада рассаду, сеем семена овощей и цветов.

Лето – самый продолжительный сезон в году, который длится 132 дня. Лето можно условно разделить на 3 подсезона:

  • Предлетие (раннее лето)
  • Полное лето (разгар лета)
  • Спад лета (закат лета)

Ранее лето – от зацветания белой акации до зацветания липы мелколистной.

Разгар лета – самый теплый период года. Индикатор наступления полного разгара лета – зацветание липы мелколистной, белой лилии, энотеры низкой и рудбекии шершавой. В конце сезона зацветают корейские хризантемы. В конце июня в массовом количестве созревают томаты, огурцы, картофель, кабачки, появляются первые спелые яблоки ранних сортов. В июле созревают вишни, абрикосы, груши, персики. На июль приходится уборка зерновых, в том числе и пшеницы. Все это отражено в мнемотаблицах, посвященных июню и июлю.

Закат лета от зацветания корейских хризантем до массового цветения  хризантем и пожелтения листьев у ясеня обыкновенного и ясенелистого клена. Во второй половине августа жара заметно начинает спадать и по ночам  не так душно. День заметно уменьшается. По – летнему теплая погода держится в первой половине сентября.

Мы рассматриваем мнемотаблицу, посвященную месяцу сентябрю и отмечаем, что на Кубани сентябрь – скорее летний месяц, чем осенний. И хотя деревья по-прежнему зеленые, а солнце жаркое, день становится короче, а ночи прохладнее. Все растения прекращают свой рост, созревают семена.

Осень имеет свои подсезоны:

  • Первоосенье (ранняя осень)
  • Золотая осень
  • Глубокая осень (поздняя)

Сигнал перехода от спада лета к первоосенью – пожелтение листьев у ясеня обыкновенного, ясенелистного клена. У дуба черешчатого наблюдается опадание желудей.

Первоосенье – период отлета птиц.

Золотая осень – прохладные ночи, на деревьях и кустарниках яркая расцветка листьев. Краски сначала становятся пестрыми, желто – зелеными, а за тем золотисто – желтыми. Такую картину мы наблюдаем в октябре на ясене обыкновенном, березе, орехе, конском каштане обыкновенном, клене полевом, а дикий виноград приобретает ярко – красную окраску.

За начало глубокой осени (предзимья) принимается время, когда основной листопад у древесных и кустарниковых растений окончен. Но частично еще сохранились листья на отдельных деревьях, и появляется первый снежный покров. Середина ноября – летят на юг перелетные птицы, гуси и лебеди. В ноябре чаще, чем в октябре, хмурится небо, идут моросящие дожди, учащаются заморозки. Заканчиваются полевые и огородные работы. К этому времени относится окончание глубокой осени. В городские парки из лесов прилетают синицы и снегири.

Зима – самый непродолжительный период года. Он не разделяется на подсезоны, потому что это период покоя растений. На мнемотаблицах мы отмечаем непостоянство нашей зимы. Она может быть снежной и бесснежной. Снег очень необходим, чтобы посеянные зерновые культуры не вымерзли и посаженный чеснок не замерз.

Вся информация о сезонных явлениях тщательно отобраны и отображены в таблицах. А сравнение таблиц с явлениями в окружающем мире значительно улучшает знание детей о родном крае, его неповторимой красоте.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большева Т. «Учимся по сказке», Санкт – Петербург,  «Детство Пресс», 2011 г.
  2. Лотишев И.Г. «География Краснодарского края», Краснодар, 2001 г.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог», М., «Мозаика – Синтез», 2002 г.
  4. Саморукова П.Р. «Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение», 1983 г.
  5. Чучмай В.П. «Научно – практическое исследование календаря природы в Краснодарском крае», Краснодар, 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...

учебно-методическое пос. "Использование мнемотехники по ознакомлению детей с родным городом "

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...

Методическое пособие на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»

Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и т...

Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...

Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...

Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...