Деструктивное поведение
статья

Через свое поведение ребенок взаимодействует с окружающим миром. Есть норма поведения, и есть нарушения, которые могут принимать самые разнообразные формы. Вредить самому ребенку и окружающим его людям. Некоторые из них вы могли наблюдать в своей практике или жизни.
       Характерные особенности деструктивного (агрессивного) поведения:
· Поведение, приносящее вред ребенку – самокусание, битье головой и удары по своей голове, навязчивое желание брать предметы в рот;
·  Агрессивное поведение – битье, кусание, оплевывание, бросание предметов;
· Прерывание деятельности – через бросание или хватание предметов, крик-плач, вскакивание с места, невозможность самостоятельно переключаться на другой вид деятельности. 
   Поведение ребенка подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования и насилия. Насилие – это вербальные или физические действия, причиняющие боль. Происходит на фоне негативных эмоций агрессора – злость, ярость, садистическое удовольствие и безразличие. И вызывает негативные переживания жертвы – страх и унижение.
    Эти расстройства в поведении детей затрудняют воспитательно-образовательный процесс. И для родителей и для педагогов. Что делать? Можно следовать некоторым рекомендациям, приведенным ниже, но это не значит, что они подходят для любого случая. Везде нужен индивидуальный подход.
 
Поведение, приносящее вред ребенку.
      Таким способом ребенок показывает взрослому свое настроение и желание. Не надо за это сердиться на него, он просто не умеет по-другому.
     Рекомендации: спокойно, терпеливо и участливо реагируйте, не повышайте голоса, не сердитесь и не переживайте. Дайте понять ребенку, что понимаете его, и хотите, чтобы он научился правильно выражать свое желание и состояние. Будьте готовы к тому, что много раз будете пресекать попытки деструктивного поведения. Продумайте способы поощрения. Удалите тот предмет, об который бьется ребенок. Отвлекайте на другой объект, когда он собирается покусать себя.
     Примеры работы по устранению деструктивного поведения приведны из книги Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватере «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей».
    4-летняя Анна, с уровнем развития ребенка 2,5 лет, бьется головой об стенку. Наказания и поощрения не действуют. Так он привлекает внимание и добивается своего от родителей.
       Поставлена цель: во время биения головой не обращаться к ней сразу и не отказываться от требований.
 
     Рекомендовано. Посадить Анну подальше от стены. Если же она будет биться головой об стол, убрать дидактическое пособие. Отвернуться от нее и сосчитать до 10. Вернуть пособие, продолжить занятие, щедро хвалить ее. При попытке биения головой проделать тоже самое. Девочка должна понять, что из-за биения головой занятие не заканчивается. Вести дневник и отмечать, как часто она бьется головой.
 
Агрессивность.
      Сергей, 13-летний мальчик, с развитием ребенка 3 лет оплевывает людей. Он не понимает бесед, угроз, наказания.
      Поставлена цель: отучить плевать на людей.
 
    Рекомендовано. Каждый раз, когда мальчик плюет, вставлять ему в рот кончик платка, смоченного в растворе табака или уксуса (следить, чтобы не попадало на другие части тела). Затем продолжать игру или занятие. Вести дневник и отмечать случаи оплевывания.
 
Прерывание деятельности.
     Четырехлетний Роман с умственной отсталостью средней степени, не разговаривает. Бросает на пол предметы: дидактический материал, предметы домашнего обихода. Уговоры, удары по руке не действуют.  
      Поставлена цель: отучить бросать предметы во время занятия.
 
     Рекомендовано. Вне занятий: убрать все ценные вещи, следить за ним, предупреждать попытки бросания предмета. Не обращать внимания, если Роман все-таки бросит предмет.
   Во время занятий. После каждого бросания говорить твердым голосом: «Не бросать!». Взять его руки, опустить вниз и крепко прижать к телу. Отвернуться от него и сосчитать до 30. Отпустить руки, повернуться к нему. Дать ребенку следующий предмет. Не вставать за предметом, нужно иметь достаточное количество. Когда он не бросает, щедро хвалить, можно дать сладости. Вести дневник и отмечать все случаи.
 
     Таким образом, это лишь некоторые примеры и использованные приемы по устранению деструктивного поведения у детей, которые могут помочь педагогам и родителям. Следует помнить о том, что каждый случай индивидуален и следует искать подходящие методы и приемы.
 
    Литература:
 1. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 стр.
 2. Шаховская С.Н., Барышникова Д.И., Дедюхина Г.В. и др. Научно-методические материалы для организации коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях Дома ребенка. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл destruktivnoe_povedeni.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Деструктивное поведение.

Через свое поведение ребенок взаимодействует с окружающим миром. Есть норма поведения, и есть нарушения, которые могут принимать самые разнообразные формы. Вредить самому ребенку и окружающим его людям. Некоторые из них вы могли наблюдать в своей практике или жизни.

       Характерные особенности деструктивного (агрессивного) поведения:

· Поведение, приносящее вред ребенку – самокусание, битье головой и удары по своей голове, навязчивое желание брать предметы в рот;

·  Агрессивное поведение – битье, кусание, оплевывание, бросание предметов;

· Прерывание деятельности – через бросание или хватание предметов, крик-плач, вскакивание с места, невозможность самостоятельно переключаться на другой вид деятельности. 

   Поведение ребенка подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования и насилия. Насилие – это вербальные или физические действия, причиняющие боль. Происходит на фоне негативных эмоций агрессора – злость, ярость, садистическое удовольствие и безразличие. И вызывает негативные переживания жертвы – страх и унижение.

    Эти расстройства в поведении детей затрудняют воспитательно-образовательный процесс. И для родителей и для педагогов. Что делать? Можно следовать некоторым рекомендациям, приведенным ниже, но это не значит, что они подходят для любого случая. Везде нужен индивидуальный подход.

Поведение, приносящее вред ребенку.

      Таким способом ребенок показывает взрослому свое настроение и желание. Не надо за это сердиться на него, он просто не умеет по-другому.

     Рекомендации: спокойно, терпеливо и участливо реагируйте, не повышайте голоса, не сердитесь и не переживайте. Дайте понять ребенку, что понимаете его, и хотите, чтобы он научился правильно выражать свое желание и состояние. Будьте готовы к тому, что много раз будете пресекать попытки деструктивного поведения. Продумайте способы поощрения. Удалите тот предмет, об который бьется ребенок. Отвлекайте на другой объект, когда он собирается покусать себя.

     Примеры работы по устранению деструктивного поведения приведны из книги Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватере «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей».

    4-летняя Анна, с уровнем развития ребенка 2,5 лет, бьется головой об стенку. Наказания и поощрения не действуют. Так он привлекает внимание и добивается своего от родителей.

       Поставлена цель: во время биения головой не обращаться к ней сразу и не отказываться от требований.

     Рекомендовано. Посадить Анну подальше от стены. Если же она будет биться головой об стол, убрать дидактическое пособие. Отвернуться от нее и сосчитать до 10. Вернуть пособие, продолжить занятие, щедро хвалить ее. При попытке биения головой проделать тоже самое. Девочка должна понять, что из-за биения головой занятие не заканчивается. Вести дневник и отмечать, как часто она бьется головой.

Агрессивность.

      Сергей, 13-летний мальчик, с развитием ребенка 3 лет оплевывает людей. Он не понимает бесед, угроз, наказания.

      Поставлена цель: отучить плевать на людей.

    Рекомендовано. Каждый раз, когда мальчик плюет, вставлять ему в рот кончик платка, смоченного в растворе табака или уксуса (следить, чтобы не попадало на другие части тела). Затем продолжать игру или занятие. Вести дневник и отмечать случаи оплевывания.

Прерывание деятельности.

     Четырехлетний Роман с умственной отсталостью средней степени, не разговаривает. Бросает на пол предметы: дидактический материал, предметы домашнего обихода. Уговоры, удары по руке не действуют.  

      Поставлена цель: отучить бросать предметы во время занятия.

     Рекомендовано. Вне занятий: убрать все ценные вещи, следить за ним, предупреждать попытки бросания предмета. Не обращать внимания, если Роман все-таки бросит предмет.

   Во время занятий. После каждого бросания говорить твердым голосом: «Не бросать!». Взять его руки, опустить вниз и крепко прижать к телу. Отвернуться от него и сосчитать до 30. Отпустить руки, повернуться к нему. Дать ребенку следующий предмет. Не вставать за предметом, нужно иметь достаточное количество. Когда он не бросает, щедро хвалить, можно дать сладости. Вести дневник и отмечать все случаи.

     Таким образом, это лишь некоторые примеры и использованные приемы по устранению деструктивного поведения у детей, которые могут помочь педагогам и родителям. Следует помнить о том, что каждый случай индивидуален и следует искать подходящие методы и приемы.

 

    Литература:

 1. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 стр.

 2. Шаховская С.Н., Барышникова Д.И., Дедюхина Г.В. и др. Научно-методические материалы для организации коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях Дома ребенка. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.План лекции:Вводая часть1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и...

Коррекция деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физического воспитания.

В методической разработке представлен материал по коррекции поведения у детей. В нем предложен комплекс игр и игровых упражнений для коррекции поведения , используемых на занятиях по физической культу...

Причины деструктивного поведения

Деструктивное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение может привести к возникновению различных социальных проблем, а так же, к нарушению физического зд...

Деструктивное поведение у дошкольников

Ваш малыш доставляет вам много хлопот в последнее время, ведя себя агрессивно, жестоко и разрушительно? Что ж, прежде чем вы будете ругать или наказывать своего ребенка, вам важно понять, почему ваш р...

Консультация для педагогов "Деструктивное поведение ребенка.Как с ним бороться"

Помщь воспитателям в работе с детьми с нарушением поведения...

Деструктивное поведение

Давайте подробно разберемся, почему у детей деструктивное поведение и что вы, как родитель, можете сделать, чтобы исправить его....

Профилактика деструктивного поведения воспитанников

Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект) Когда ребенок рождается, он все свое время проводит в семье. Но проходит время, и малыш приходит в детский сад, где помимо общени...