Причины деструктивного поведения
методическая разработка

Деструктивное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение может привести к возникновению различных социальных проблем, а так же, к нарушению физического здоровья.

У многих детей и подростков проявляются определенные отклонения от общепринятых норм поведения, которые заставляют родителей или учителей обратить внимание на себя. Данные особенности поведения могут нести в себе зачатки будущих проступков, социальных или нравственных нарушений, которые в свою очередь могут нести угрозу обществу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evdokimova._prichiny_destruktivnogo_povedeniya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и причины деструктивного поведения

Деструктивное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение может привести к возникновению различных социальных проблем, а так же, к нарушению физического здоровья.

У многих детей и подростков проявляются определенные отклонения от общепринятых норм поведения, которые заставляют родителей или учителей обратить внимание на себя. Данные особенности поведения могут нести в себе зачатки будущих проступков, социальных или нравственных нарушений, которые в свою очередь могут нести угрозу обществу.

Отклоняющееся поведение детей и подростков может нести 2 стороны: первая стороны может рассматриваться как сигнал о развитии соответствующих особенностей личности, вторая сторона может выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности.

При анализе данного поведения важно учитывать мотив и привычный способ поведения.  Важнейшим компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная  сфера деструктивной личности, в  которой не последнюю роль играют обобщенные способы поведения индивида. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.

Причины деструктивного поведения

Причин подобного поведения в психологии известно достаточно многое. Основные из них:

- отклонения от нормы в состоянии здоровья

- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений

- ошибки педагогов

 - ошибки семейного воспитания

-  социальные причины

-  психотравмирующие ситуации

В основе любых психологических отклонений лежат мотивы, которые обусловлены подражанием кому-либо, внушениям, ложным самоутверждениям. С возрастом подобное поведение проходит.

Деструктивное поведение человека является основной из причин проблем человека, которая связано как с взаимоотношениями с другими людьми, так и со здоровьем.

 Деструктивное поведение начинается чаще всего с желания комфорта. Это защитная реакция, ядро которой уходит в детство. У детей, которые получали поддержку в определенных ситуациях от своих близких, вырабатываются правильные защитные механизмы. Если даже у них и бывает деструктивное поведение, они легко справляются с ним.

Из этого можно сделать вывод, что все проблемы деструктивного поведения возникают именно из детства.

Деструктивное поведение имеет свойство проявляться с периодичностью. Попадая в похожие ситуации, гораздо легче с ними справляться.

Методы устранения деструктивного поведения

Подростки и дети с подобным поведением чаще всего испытывают сложности в общении. Для педагога вызывает трудности установить контакт с подобными детьми. В большинстве случаев, все прилагаемые усилия оказываются не действенными. Для решения данной проблемы существует специальная методика, созданная доктором психологических наук Филоновым Львом Борисовичем. Данная методика называется – Методика контактного взаимодействия.

Контактное взаимодействие является моделью поведения того организатора контакта, которая вызывает у другого человека потребность в нем. Лев Борисович под контактом понимает доверительные отношения, как элемент изучения и коррекции.  

Цель данной методики заключается в сокращении дистанции между людьми в процессе их взаимодействия – общения.

Данное взаимодействие подразумевает под собой 6 стадий:

  • Расположение к общению.
  • Поиск общего интереса.
  • Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
  • Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
  • Адаптивное поведение партнёров.
  • Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специальная тактика взаимодействия, которая решает определенный ряд задач.

  1.  Осознание: раскрытие личности и проблем подобного поведения.
  2.  «Переоценка личности» - раскрытие информации о том, что сам ребенок думает о своем поведении.
  3.  «Переоценка окружения» - оценка влияния агрессивного поведение на общество.
  4.  «Внутригрупповая поддержка» - открытость, доверие и сочувствие при разговорах о проблеме такого поведения.
  5.  «Катарсис» - ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности;
  6.  «Укрепление» - поиск правильного решения для изменения поведения.  
  7.  «Поиск альтернативы» - обсуждение возможных замен агрессивному поведению.
  8.  «Контроль за стимулами» - избегание того, что является ядром агрессивного поведения.
  9.  «Подкрепление». На данном шаге подразумевается поощрение самого себя или поощрение со стороны окружающих в связи с изменениями поведения.
  10.  «Социализация» - расширение возможностей в связи с изменением агрессивного поведения.

Так же, в работе с подростками и детьми, имеющими агрессивное поведения хорошо подходит психогимнастика, изотерапия, коррекция поведения в игре. Все эти действия направлены на снижение эмоционального напряжения.

Диагностика агрессивного поведения у детей и подростков проводится с помощью наблюдений, опросов. Существует ряд тестов, которые помогают выявить у детей и подростков агрессивное поведения, например тест Рознцвейга, тест «Руки» Вагнера, тест «Дом-дерево-человек» Бука и многие другие.

©Евдокимова Екатерина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.План лекции:Вводая часть1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и...

Коррекция деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физического воспитания.

В методической разработке представлен материал по коррекции поведения у детей. В нем предложен комплекс игр и игровых упражнений для коррекции поведения , используемых на занятиях по физической культу...

Деструктивное поведение

Через свое поведение ребенок взаимодействует с окружающим миром. Есть норма поведения, и есть нарушения, которые могут принимать самые разнообразные формы. Вредить самому ребенку и окружающим его людя...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Деструктивное поведение у дошкольников

Ваш малыш доставляет вам много хлопот в последнее время, ведя себя агрессивно, жестоко и разрушительно? Что ж, прежде чем вы будете ругать или наказывать своего ребенка, вам важно понять, почему ваш р...

Консультация для педагогов "Деструктивное поведение ребенка.Как с ним бороться"

Помщь воспитателям в работе с детьми с нарушением поведения...

Деструктивное поведение

Давайте подробно разберемся, почему у детей деструктивное поведение и что вы, как родитель, можете сделать, чтобы исправить его....