Формирование экологической культуры дошкольников через игру
консультация (младшая группа)

Галимова Зульфира Габдулловна

С самого рождения ребёнок, является первооткрывателем, исследователем мира, в котором живёт. Дошкольный возраст- оптимальный этап в развитии экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_doshkolnikov.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры дошкольников через игру.

Человек - часть природы: он не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что дошкольников называют «почемучками».  Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

- бережное отношение к своему здоровью.

В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения.

Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе. Игровая деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры. Существуют разные виды экологических игр характерных для детского возраста:

- дидактические игры

- подвижные игры

- сюжетно – ролевые игры

- творческие игры

- интеллектуальные игры

- игры – путешествия

- игры – эксперименты;

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. Для того, чтобы дидактические игры являлись частью учебы, необходимо в ходе игры под руководством взрослых усвоить дисциплину взаимоотношений. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т.д.), картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные.

В работе с воспитанниками  можно использовать такие дидактические игры: «Когда это бывает?», «Живая и неживая природа», « Мир животных», «Мир растений», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Подбери  картинку»,  «Зоологическое лото», «Назови перелетных птиц», «Путешествие капельки по временам года», игра «Птицы», представлена в картинках, которые дают ясное представление о птицах, обитающих на территории нашей страны и обогатят знания о природе, бережном отношении ко всему живому на Земле.

 Словесные игры «Где были мы не скажем, а что делали, покажем»,  настольно – печатные: разрезные картинки, лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные» и т.д.

«Атлас Мира», «Атлас животных» - это карта – плакат, на которой отмечены различные зоны обитания животных: тундра, пустыня, горы, леса, моря, океаны, с помощью карточек дети находят места обитания животных.

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры характеризуются следующими особенностями:

- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок;

- игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в сотрудничестве между собой.

Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Поход в тундру»,  «Поход в лес».

Цель игры: дать первоначальное представление о тундре (лесе); вызвать интерес к тундре (лесу),  воспитывать бережное отношение к растениям.

Также можно организовать следующие сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе» и другие.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»;  подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями), «Воздух, земля, вода» (с мячом) и много других игр.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на деревья, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников является КВЕСТ-ИГРА. Дети погружаются в игровую ситуацию и, решая определённые задания приходят к цели.  В процессе игры дети и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.  

Особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры – эксперименты. Каждый воспитатель выбирает разнообразные  виды игр, в различных видах деятельности. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Мы играем с детьми, учим их игровым действиям и выполнению правил игры. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им - ребенок учится играя.

 При помощи наглядного материала, сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство». На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка сами, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Занятие Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.

Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.Цель: формирование у детей основы экологической культуры через театрализованную деятельно...