Проблемное обучение как фактор развития познавательной активности дошкольников
консультация (подготовительная группа)

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер. Это способствует воспитанию продуктивного, творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_problemnoe_obuchenie.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Проблемное обучение как фактор развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество  педагога с ребенком  в творческой деятельности  по решению новых для него проблем. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С.Л. Рубинштейн.2000г), так как развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Прежде всего,  необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Основным средством развития познавательной активности в процессе проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация, ее основные компоненты:

- неизвестное, то есть  усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

             

       

           

       

           

Противоречие –  основное звено проблемной ситуации.

С.Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их  «снятие» (С.Л. Рубинштейн.2000 г).

  Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, - этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения?» (А.М. Матюшкин 1972 г).

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого?» (А.М. Матюшкин 1972 г).

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Выводы:

Проблемное обучение - важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников. Методика проблемного обучения определяется содержанием предмета и познавательными возможностями детей.

Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Итак, применение в учебном процессе методов проблемного обучения  помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, - формировать у воспитанников активное, творческое мышление, их познавательную активность. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем  в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность развития познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Консультация "Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника"

Проблемное  обучение является  средством развития познавательной  активности дошкольника...

Тема лекции: «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в...

Проблемное обучение – как средство развития познавательной интереса дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что я создаю познавательную задачу, ситуацию и предоставляю детям возможность изыскать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проб...

Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.

В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Методические рекомендации «Технология проблемного обученияв развитии познавательнойактивности дошкольников»...

СТАТЬЯ "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы в рамках технологии проблемного обучения являются инновационными в ...