выступление на Совете педагогов "Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию дошкольников"
консультация

Якушина Татьяна Юрьевна

знакомит педагогов о том, какая работа проводится в детском с родителями по трудовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_trudovomu_vospitaniyu.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др.

Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду. Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его это делать, как с возрастом ребенка должна изменяться организация труда, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы с тем, какие существуют задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков.

Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности. Задача педагога - раскрыть перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность, подражательность)

На собрании, в беседах, через «уголок» знакомят родителей с тем, что может и должен уметь делать ребенок младшего дошкольного возраста, как формировать у него положительное отношение к самообслуживанию, к поручениям взрослых.

В работе с родителями ребят средней группы надо показать возросшие возможности детей этого возраста, позволяющие повысить требования к навыкам самообслуживания, к выполнению ими трудовых поручений.

Дети в этом возрасте могут выполнять отдельные несложные поручения (поливать комнатное растение, накрывать на стол). Ребенок среднего дошкольного возраста может чаще принимать посильное участие в труде взрослых по уборке комнаты (вытереть пыль, помыть растение), приготовлению пищи (помыть овощи, фрукты, лепить пельмени, пирожки).

Систематическое выполнение ребенком пятого года жизни поручений является подготовкой к выполнению им постоянных обязанностей в старшем дошкольном возрасте. Здесь обязанностью становится не только труд по самообслуживанию, но и помощь старшим в домашних делах, в уходе за младшими братьями и сестрами.

Только систематическое выполнение старшим дошкольником трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у него организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они используются во всех формах общения с родителями (беседы, консультации, собрания). Подобные методы стимулируют потребность размышлять над различными ситуациями, искать решение тех или иных педагогических задач, активнее использовать на практике имеющиеся знания. Родители начинают критически оценивать собственную воспитательную деятельность, учатся понимать ребенка.

Нередко общение воспитателей и родителей в утренние и вечерние часы касается в основном бытовых, санитарно-гигиенических проблем. Это естественно и закономерно. Но и общение по поводу этих проблем можно сделать более содержательным. Например, воспитательница говорит матери Нади: «Когда будете пришивать к пальто вешалку и пуговицу, пусть дочка сядет рядом с Вами и посмотрит: ей ведь скоро шесть лет, она уже может и сама пришить пуговицу к платьицу для куклы, если Вы ей покажете». А Наде воспитательница советует попросить маму, чтобы она научила ее работать с иголкой и ниткой.

Одним из видов взаимодействия с родителями является привлечение их к участию в конкурсах, проводимых в детском саду. Например,«Осенняя шляпка»,«Рождественская свеча»,«Символ года», « Что нам осень принесла», «Сударыня- картошка», «Новогодняя ёлочка». Необходимо привлекать родителей к помощи по благоустройству помещений и участков. Летом родители помогают заполнить песочницы песком, участвуют в  изготовлении и покраске оборудования на участке. Коллективный труд, который видят дети содействует их нравственно-трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости , когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Важная задача педагогов - повысить заинтересованность родителей и активизировать их участие в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад воспитателя на определенную педагогическую тему.

Например, освещая на родительском собрании тему «Нравственное воспитание детей в труде», воспитатель может поставить по ходу изложения проблемные вопросы:

1. Для нравственного развития ребенка пяти-шести лет важны мотивы трудовой деятельности, т.е. ее общественная направленность (забота о близких, помощь младшим и т.д.). Как вы считаете, не противоречит ли это положение возрастным возможностям ребенка, осознает ли он свои занятия как труд? Может быть, для него это игра?

2. Как известно, игра и труд тесно связаны. Как вы считаете, до какого возраста эта связь необходима для формирования нравственных, гуманных установок и в каком возрасте начинает мешать?

3. Как вы считаете, должны дети старшего дошкольного возраста выполнять трудовые обязанности или можно ограничиться отдельными поручениями и привлечением ребенка к совместной работе с родителями? Какова роль обязанностей и поручений в нравственном воспитании, в развитии воли?

В ходе обсуждения этих проблемных вопросов и родителям, и воспитателям необходимо опираться на свой жизненный опыт и имеющиеся у них знания. В конце обсуждения воспитатель должен подвести итог (насколько актуальна тема, проявили ли родители интерес, насколько были активны) и привести взгляды специалистов дошкольного дела (ученых-педагогов и психологов, практических работников) на затронутые проблемы.

Очень важную роль в педагогическом просвещении играют «Уголки родителей». Чтобы повысить эффективность представленных в них материалов по трудовому воспитанию дошкольников, форма подачи материала должна быть эмоциональной, активно воздействовать на сознание и чувства родителей.

В «Уголке для родителей» можно порекомендовать кратко, осветить возрастные особенности, задачи трудового воспитания, решаемые воспитателями совместно с семьей, конкретизировать задачи родителей. Целесообразно назвать те методы трудового воспитания, которые используются в детском саду и дома, обозначить доступные детям этого возраста виды трудовой деятельности, возможные поручения и обязанности.

Можно также предложить родителям несколько вопросов для бесед с ребятами дома и наблюдений за их работой. Воспитателю следует проанализировать результаты этих бесед и наблюдений и обобщить их на собрании или подготовить для «Уголка» письменный их обзор. Там же можно поместить небольшую статью об опыте семейного воспитания, написанную самими родителями или воспитателями.

Необходим в «Уголке родителей» и иллюстративный материал: фотографии детей, играющих и выполняющих трудовые задания, а также разнообразные детские работы, сделанные ими в саду или семье как самостоятельно, так и с участием взрослых.

Следует также вывешивать списки литературы для детей, тексты стихов, загадок, поговорок и т.д.

Таким образом, педагог делает родителей заинтересованными участниками в работе по трудовому воспитанию.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

ДОКЛАД

НА СОВЕТЕ ПЕДАГОГОВ

«Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию дошкольников»

       Воспитатель:
Якушина Т. Ю.

                              2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников «Не принуждать, а приучать»

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной ...

Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".

Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....

Консультация для родителей "О трудовом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "О трудовом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников «Не принуждать, а приучать»

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников«Не принуждать, а приучать»                  Главным...

Консультация для родителей "Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе".

Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе....

Буклет для родителей "Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника".

Основы  трудового воспитания  закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, яв...

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...