«Методический семинар»
статья (подготовительная группа)

Кизилова Ирина Александровна

Использование технологии "Рисование - линейная графика" при  подготовке детей к письму

Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_prezentatsii.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Описание презентации

               2 слайд.

Тема «Использование технологии «Рисование – линейная графика»

при подготовке детей к письму»

   

 3 слайд. Актуальность.

Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах.

Вопрос готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению. (Они отражены в Целевых ориентирах во ФГОС).

Новые требования к подготовке к новым условиям диктуют воспитателю введение новых форм, подходов, технологий.

4 слайд Педагогическая диагностика

Проанализировав ООП ДОУ, я отметила, что в ней нет четких рекомендаций и путей развития готовности к школьному обучению. Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что есть много разных причин неготовности к школьному обучению, но неразвитость образного мышления и графических навыков – главные. Это и стало причиной использования технологии «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму.

Технология «Рисование - линейная графика» направлена на гармоничное разностороннее развитие ребенка через разнообразную художественно-изобразительную деятельность. Ее целью является развитие у детей психомоторных связей рука-мозг-рука на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма, оптимального двигательного стереотипа, а также интеллектуальное развитие ребенка через активизацию чувственного конкретно-образного мышления и формирование понятийного абстрактно-логического мышления.

Перед началом работы мной была проведена диагностика в виде педагогического наблюдения за организованной и самостоятельной деятельностью детей игровое задание « Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море»  (автор Н.Квач)

Результат наблюдения

1. Дети затруднялись при сложении листа

2. Формы предметов передавались неточно и закрашивались неровно, разнонаправлено, выходили за контур, карандаши использовали в основном чёрный или коричневый.

3. Дети не имели понятие о различных линиях, затруднялись в их прорисовке.

 4. Дети затруднялись в подборе символических изображений, характеризующих предмет или явление (слабый ветер, сильный ветер, солнце играет лучами и т.д.)

5. Дети затруднялись работать без показа, нуждались в неоднократном повторении инструкций с одновременным показом действий, требуют постоянного  контроля

5 слайд  

Исходя из результатов этой педагогической диагностики,  определены:

цель работы,  задачи:

формирование у детей элементарных графических навыков посредством упражнений по рисованию – линейной графике.

        Задачи:

1.        Формировать базу предметно – конкретных образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2.         Учить ориентироваться на листе при помощи вспомогательных линий.

3.        Формировать понятие об основном выразительном средстве линейной графики – линии (виды линий).

4.        Знакомить детей со способами линейного рисования.

5.        Развивать мелкую моторику кисти руки, координацию движений.

6 слайд.  Теоретическое обоснование.

Исследованиями связи развития руки и мозга занимались физиологи И.П. Павлов,  И.М. Сеченов . В.В. Горбатова разработала теорию развития графических навыков детей  целенаправленным обучением двигательным навыкам письма дошкольников  занимались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова

Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения.

7 слайд. Деятельностный аспект личного вклада   педагога в развитие образования.

8 слайд. 1этап.  Подготовительный

Имел своей целью изучение исходных показателей состояния развития детей, их готовности к школе.

При первичной диагностике, проводимой мной совместно с педагогом – психологомв сентябре, было выявлено, что уровень готовности детей 6 лет к школе не высокий, требует дополнительной коррекционной работы.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.Формировать у детей базу предметно – конкретных образов, отражающих 
разнообразные явления действительности. 

2.Развивать образное мышление детей средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).

3. Развивать умение ориентироваться на листе при помощи вспомогательных линий. 
4. Формировать понятие об основном выразительном средстве линейной графики – линии (виды линий).

5. Знакомить детей со способами линейного рисования. 
6. Развивать мелкую моторику кисти руки и глазной контроль, координацию движений. 
7. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до логического конца, отмечать результат выполненной работы. 

8. Вызвать у детей интерес к рисованию, развивать творческие способности. 

9 – 10 слайд.  2 этап. Основной

Целью основного этапа стала практическая реализация и проверка эффективности предлагаемой модели, а содержанием подготовительного этапа явилось внедрение педагогической технологии «Рисование-линейная графика».

На основе полученных данных с учетом специфики развития каждого ребенка выстраивались занятия по  «Художественно – творческому развитию» - рисованию. Мной был разработан перспективный план взаимодействия с детьми в разных видах деятельности: НОД, ОД в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей, а также план взаимодействия с родителями.

Темы в нем самые разнообразные, они соответствуют темам Программы детского сада. Средствами реализации являются комплексные и динамические занятия. Изобразительные материалы в деятельности с детьми используются самые разные (карандаши, краски, гуашь, фломастеры и т.д.) по желанию детей.

Занятия по «Рисованию-линейной графике» строились по традиционной схеме и включали в себя вводную, основную и заключительные части. Также, при составлении плана занятия учитывалась организация предварительной и последующей работы, которые проводились вне занятий.

В ходе занятия мной использовались разные формы и методы взаимодействия с детьми. На занятиях по рисованию - линейной графике мы использовали словесные (беседы, художественное слово, словесные инструкции) и наглядные методы и приёмы (схемы и таблицы декодирования предметов, рисунки-образцы с поэтапным рисованием, иллюстрации, репродукции, ИКТ - презентации), а также дидактические пособия с рельефным контуром изображаемых линий и предметов.

Перед тем как перейти к рисованию, мы использовали игровые приемы -упражнения, изображение пальцами линий или предмета, пальчиковая гимнастика, создание образа предмета и линии с помощью выразительного движения, мимики, голоса. Такие упражнения способствуют обогащению сенсомоторного опыта ребенка, позволяет ребенку проиграть предложенный сюжет, развивает речевой аппарат, способствует лучшему усвоению материала.

Отличительной особенностью изображения образа или сюжета является рисование по опорным линиям, которые образуются при складывании листа бумаги. Чем ценно такое занятие?

Ребенку для рисования дается альбомный лист, который складывается им в начале в одном направлении несколько раз пополам (позднее – в разных направлениях). Здесь ребенок учится делить предмет пополам, на 4, 8,16 равных частей, устанавливать между ними взаимосвязи: половина меньше целого, в целом предмете 2 половинки; четвертинка меньше половинки и целого предмета, в целом предмете 4 четвертинки, и т.д., а также получать из прямоугольника квадрат. То есть ребенок учится складывать, делить, сравнивать, делать выводы, что пригодится ему в школе.

После складывания следует следующая операция: проведение линий по линиям сгиба. Здесь для ребенка важно правильно держать пишущий инструмент (карандаш, ручку, фломастер), чтобы оставить ровный, четкий след, проследить за движением глазами. В процессе этой работы развивается глазомер, точность движений, твердость руки, что очень важно при письме в школе.

Далее начинается само рисование по линиям, образовавшимся клеточкам. Здесь ребенку нужно сосредоточиться, придумать предмет, изобразить его, вписать в клеточки (сначала по образцу взрослого, потом самостоятельно). Здесь развиваются у детей внимание, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги (левая, правая, верхняя, нижняя сторона листа), дети упражняются в счете и отсчитывании нужного количества клеточек, рисовании симметричных и ассиметричных предметов, т. е. задолго до школы дети знакомятся с симметрией, пропорциями, геометрическими фигурами и их преобразованием (получают первичные знания геометрии). К тому же, изображения при рисовании по клеточкам, полученным путем складывания, получаются крупнее, ребенок заполняет все пространство листа.

Попробуйте предложить ребенку сделать 2 рисунка, например, рыбы: первый – на обычном листе, второй – путем складывания. В первом случае ребенок не использовал все пространство листа, рисунок получился мелким. Во втором случае - рисунок получается крупнее. Какое изображение вам больше понравилось? Опять мы видим «+» этой технологии «Рисование – линейная графика».

К тому же, изображение получается у всех, но у всех по - разному, а, значит, нервная система ребенка остается спокойной. Над ребенком не будут смеяться другие, ведь его рисунок тоже получился красивым, заслужил похвалы. Вот еще одно преимущество «Линейной графики» перед обычным рисованием.

Делаем вывод: рисование в дошкольном возрасте готовит детей к изобразительному искусству в школе, а прорисовывание различных линий (прямых, ломаных, волнистых, пунктирных и т.п. ) готовит руку ребенка к письму, рисование по клеточкам развивает внимание и воображение, образное мышление.

Кроме рисования предметов на занятиях по рисованию – линейной графике предусмотрено прорисовывание букв. А это значит, что дети будут ознакомлены с буквами, что является непосредственной подготовкой к школе.

Конечно, не все получается так гладко, ведь часто у детей слабая рука. Линии при рисовании у такого ребенка нечеткие. Порой дети неправильно держат карандаш, сильно наклоняются над столом, у них слабый нажим на карандаш, у некоторых детей слабо развито воображение. К тому же в группе всегда есть дети с высоким уровнем развития и дети, отстающие в развитии, дети – инвалиды. Все это создает дополнительные неудобства для ребенка и для педагога. С такими детьми нужны дополнительные занятия, к ним нужен индивидуальный подход. Занятия рисованием с применением педтехнологии «Рисование -линейная графика» предоставляют педагогу такую возможность (например, «сильный ребенок» - рисует без образца воспитателя, по его инструкции, а «слабый» - с помощью педагога.

Если в начальный период дети выделяли пунктирной линией линию сгиба, то на следующем этапе по «Рисованию – линейной графике» они зрительно выделяют линии сгиба, не обозначая их карандашом, а лишь ставят точки в нужных местах. И рисуют, ориентируясь на точки. Аналогичную работу можно проводить с одаренными детьми раньше (индивидуальный подход). Важную роль здесь играет развитость образного мышления, воображения, умение переносить реальный предмет на плоскость.

С детьми провожу и динамические занятия, используя литературное произведение. Здесь воспитатель должен четко разделить произведение на части. Ребенку дается полоска бумаги. Которую он делит на нужное количество частей. И в каждой части он вписывает (рисует) тот сюжет, о котором говорится в читаемом тексте. В итоге получается книга, нарисованная самими детьми – авторская книга. Это помогает детям усвоить порядок при пересказе в школе, умение выстраивать логические цепочки.

Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей вносят родители, именно они являются авторитетом в глазах ребенка. Поэтому моей задачей было сделать родителей своими партнерами, сформировать у них правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению и создать условия для активного включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе.

11 слайд Взаимодействие с родителями.

Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей вносят родители, именно они являются авторитетом в глазах ребенка. Поэтому моей задачей было сделать родителей своими партнерами, сформировать у них правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению и создать условия для активного включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе.

Для привлечения родителей  использовались  не только традиционные родительские собрания и консультации, но и интерактивные методы, такие как семинар-практикум, мастер-класс, открытое занятие, круглый стол, выпускала памятки, устраивала выставки детских и совместных с родителями работ.

12 слайд Использование ИКТ

В работе использовались ИКТ:

Презентации для детей  «Волшебный карандаш», « Такие разные линии»

ООД «Грибное лукошко» с использованием интерактивной доски

ООД «Зимний пейзаж» с использование интерактивной песочницы

13 слайд

Среда ДОУ  - часть социальной макросферы образовательного процесса, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания ребенка в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Богатый наглядный материал, охватывающий практически все сферы жизнедеятельности людей прошлого и современного, чтение художественной литературы на занятиях, способствуют созданию развивающей среды, которая несет весомый педагогический и воспитательный потенциал.   РППС  очень важна для закрепления знаний и умений детей. Подбиралось оформление группы к каждой теме, составлялись альбомы по темам, в уголке всегда имелись шаблоны, трафареты, рисунки для штриховки, головоломки, лабиринты, подбирался иллюстративный и наглядный материал, музыка. Составлена картотека игр и упражнений.

14 слайд.  3 этап  Заключительный

Предусматривает  подведение итогов работы и сравнение результатов с теми, которые были получены на первом, подготовительном  этапе нашей работы.

Детям было предложено  игровое задание « Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море»  (автор Н.Квач)

В ходе наблюдения была отмечена следующая положительная динамика развития:

1.Дети научились складывать лист пополам, точно совмещая углы и стороны, линии проводились увереннее, были более ровными, почти не выходили за опорные линии, не затруднялись в расположении объектов рисунка в ограниченном линиями сложения пространстве.

 2. Сенсорные формы передаются детьми более точно, но ещё допускаются неточности в соотношении по размеру и ошибки при штриховке. Дети работают не только цветными карандашами, но и приобрели навыки рисования другими графическими материалами (карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры, акварель).

3. Дети получили представление о различных линиях. И хотя при прорисовке линий в разных направлениях встречаются отклонения от вертикали и горизонтали, а также от заданной амплитуды, дети это замечают и пытаются исправить неточности.

4. Дети научились соотносить реальное изображение с символом (процесс или явление), могут сами изобразить пиктографический знак. Реализуя намеченный план развития образного мышления и графических навыков совместными усилиями с семьей, мы добились положительных результатов. И выдвинутая идея нашла подтверждение. В результате диагностики мы пришли к выводу, что, если проводить регулярную, планомерную работу с детьми и их родителями в системе, то можно добиться высоких результатов в подготовке детей к школьному обучению. Эта технология оказывает влияние на все стороны развития: физическую, интеллектуальную, психическую, мотивационную…

Это убеждает в эффективности использования данной технологии.

15 слайд Новизна вклада

Новизна  личного вклада  представлена в форме   разработок

перспективный план взаимодействия с детьми в разных видах деятельности: НОД, ОД в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей, а также план взаимодействия с родителями.

- Игровые приемы -упражнения, изображение пальцами линий или предмета, пальчиковая гимнастика, создание образа предмета и линии с помощью выразительного движения, мимики, голоса.

- картотека игр и упражнений.

-Разработан графический диктант.

16 слайд Перспективы работы

Намечены перспективы дальнейшей работы

  • продолжать работу с детьми по использованию и упражнений с применением технологии «Рисование – линейная графика» для развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы работы с  родителями  и  социумом;
  • повышать уровень профессионального  самообразования в данном направлении

17 слайд Транслируемость практических достижений

Практические достижения   представлены:

  • Консультация для родителей
  • Мастер - класс для воспитателей МБДОУ д/с №5
  • Публикации на сайте nsportal.ru

18 слайд Литература

  • Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
  • Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. – 1998.
  • Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.
  • Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002.
  • Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001.
  • Максимова М.В., Кузьмина М. А.. Вышивка. Первые шаги.– М.: Эксмо, 1996.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  • Н.Ю. Шуваева «Рисование – линейная графика» Технология развития линейно-графических наавыков у детей старшего дошкольного возраста. – Нижний Новгород НИРО, 1-2 часть, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АППО СПб, участие в городском методическом семинаре

Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Методический семинар: "Ролевые игры - как средство вхождения ребёнка в социум".

Материал содержит презентацию и комментарии к ней. Данный опыт позволяет результативно руководить формированием игровой деятельности у дошкольников. Этот материал  могут использовать в своей прак...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...