Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."
план-конспект урока на тему

Вовко Ирина Борисовна

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, развитию социальной уверенности у дошкольников. Социально- неуверенные дети,это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ   СИСТЕМЫ    РАБОТЫ

Проблема становления межличностного общения  связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно – образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, развитию социальной уверенности у дошкольников. Социально – неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мы стараемся помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребёнка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный гармоничный выбор способов жизни. А это даёт социально – уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает её по какому – либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:

* чувством собственной значимости;

* уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетентности;

* убеждённостью в импонировании другим людям.

Социально – неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны, чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Необходимость  формирования социальной уверенности у  детей обусловлена тем, что её отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнёра.

Развивая у детей социальную уверенность, необходимо одновременно совершенствовать эти же качества у педагогов, родителей. Поэтому в ДОУ  разработана целая система действий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и с взрослыми (родителями, педагогами).

Работа с детьми преследует цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Работа с взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В своей работе, прежде всего, я использую занятия. Структура занятий состоит из четырёх этапов:

* ритуал начала занятия;

* постановка проблемы;

* своевременный поиск путей решения проблемы;

* ритуал прощания.

Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:

- закрепление умений невербального общения: «Угадай – ка», «Ролевая гимнастика», «Скульпторы», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;

- развитие речевых умений: «Интонации»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные игровые упражнения использовались мной с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их пассивности, скованности.

В основной части занятий я использую следующие приёмы:

- игровые упражнения, направленные на:

* развитие умения общаться без слов («Через стекло»);

* гармонизацию осознания имени («Как можно нас называть по – разному»);

* своевременное употребление слов благодарности («Подарок другу»);

* развитие умения соблюдать дистанцию в общении («Стоящие и сидящие»);

* развитие умения понимать настроение окружающих («Что можно сделать для друга?»);

* развитие умения слушать собеседника («Испорченный телефон», «Связисты»);

* регулирование своего поведения («Выдержанный человек»).

- беседа по ранее прочитанным сказкам;

- использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц;

- проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её;

- приём ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):

* «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;

* «Цепочка слов»: «Вежливость – это…», «Радость – это…», «Печаль – это…»;

* «Хорошо – плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошёл дождь и т.п.);

* «Сказки – перевёртыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;

* «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений;

- продуктивный вид деятельности  - рисование:

* на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя»;

* пиктограмма (схематичное выражение лица с разным настроением);

- вспомогательный приём – слушание музыки: определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

В заключительной части занятий использую игровые упражнения и этюды, направленные на:

- мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;

- двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;

- воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».

Основным методом, которым я пользуюсь в работе с  детьми, является сюрпризно – игровой метод.

Этот метод красной нитью проходит во всех видах деятельности дошкольников:

- на занятиях по развитию речи и художественной литературе;

- на занятиях по изодеятельности;

- в сюжетно – ролевых играх и других видах игр;

- в беседах на социально – нравственные темы;

- в самостоятельной деятельности;

- в индивидуальной работе.

Сказочные персонажи: Незнайка, Елена Прекрасная, Баба Яга, Кощей Бессмертный создавали перед детьми проблемную ситуацию, спорили, давали различного вида информацию. Это способствовало самовыражению детей, поддерживало интерес к общению, учило новым формам взаимодействия, уменьшало тревогу.

Современные дети в большинстве своём не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки – матери», «Постройки из кубиков», «Больница», «Магазин». Во всех них дети используют набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов, я предлагала игры с необычными сюжетами, в которые не вводила никакие предметные атрибуты (костюмы, посуда и т.д.). Дети выбирали для себя любые роли, все были равны, и каждый делал то, что хотел. Ребятам очень нравятся такие игры как: «Жизнь в лесу», «Муравьи», «Театр теней», «Оживление игрушек», «Зеркало», «Сороконожка» и др.

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжение, замкнутость, страх того, что кто – то, кого – то может обидеть, не принять в игру.

Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга.

Какова же роль воспитателя в игре? Я играю вместе с детьми, показывая образцы игровых действий, время от времени, комментируя происходящее. Не так легко  увлечь проблемного ребёнка,  он всегда  в паре со мной. Убедившись, что такой ребёнок увлёкся, я переключаю его на игру с другими детьми. В игру приглашаю только желающих, если кто – то отказывается, не настаиваю, но стараюсь ненавязчиво заинтересовать общей игрой. Заканчиваю игры в тот момент, когда замечаю, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, предлагаю попрощаться (например: дети легко дотрагиваются до плеча соседа, до ладони).

По моему мнению, основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребёнка на собственном «я» за счёт развития внимания и сопричастности к партнёру.

В своей группе я стараюсь создать эмоционально – комфортную атмосферу, адекватно интерпретировать поведение ребёнка, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Для развития навыков общения, самовыражения, совместно с детьми, выработали правила взаимодействия в группе:

- слушать друг друга;

- не перебивать;

- уважать взрослых и детей;

- быть активными.

В моей группе существует ритуал «Подарим друг другу комплименты». Утром, приходя в детский сад, дети садятся в круг и по очереди, обращаясь, друг к другу по имени, говорят добрые слова, пожелания на новый день. В конце дня обязательно проходит ритуал прощания.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Большую роль в формировании социальной уверенности и доброжелательных отношений со сверстниками играет семья. Если реальное поведение родных и близких противоречит провозглашённым ими же принципам, рассчитывать на моральное поведение ребёнка сложно. Но, формируя гуманные отношения в группе сверстников, я стараюсь обеспечить каждому ребёнку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми.

С родителями проводится следующая работа:

- консультации;

- родительские собрания;

- анкетирование;

- личные беседы.

Убеждаю их в том, что они должны быть внимательны к эмоциональному состоянию ребёнка, и адекватно реагировать на определённую ситуацию.

Родители дома вместе с ребёнком создавали «Самый, самый мой плакат!», отражающий настроение и комфортную обстановку в семье. Такая работа сближает родителей с ребёнком, вызывает симпатии друг к другу.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  РАБОТЫ

Благодаря всей проведённой работе, я считаю, что в моей группе большинство детей способны налаживать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками, умеют договариваться о совместных делах, строить планы и реализовывать их. Свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы. В процессе общения используют различные коммуникативные средства: речевые, мимические. Их отличает живой интерес к собеседникам, которыми для детей являются воспитатели и сверстники.

Цель:

 познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чём говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Методы и приёмы: 

игра, направленная на раскрепощение детей; беседа; проигрывание ситуации; игровое упражнение; игра, направленная на воспитание гуманных отношений.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям игру «Ласковое имя», целью которой является: способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению к своему имени и к имени другого.

Воспитатель:

- Вспомните, как ласково вас зовут дома. Вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он падает, должен назвать одно или несколько ласковых своих имён. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил мяч и назвать его ласковое имя.

Появляется Фея (воспитатель)

Воспитатель:

- Дети, кто это к нам пришёл? Давайте спросим, как её зовут?

- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем – то расстроена, посмотрите на её печальное лицо. Наверное, её кто – то обидел. Как же нам узнать?

Фея руками и мимикой показывает, как злой волшебник её заколдовал, и теперь она не может разговаривать.

- Нам совсем непонятно. Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей отдохнуть с дороги, пригласим к столу, нальём чаю, покажем ей группу. Но сделать это надо так, чтобы ей было всё ясно, т.е. без слов.

Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей.

- Дети, посмотрите, всё – таки опять наша гостья печальная. Давайте её развеселим: изобразим животных, попытаемся рассказать стихи без слов («Наша Таня громко плачет», «Бычок»).

- Посмотрите, незнакомка улыбнулась.

Фея:

- Здравствуйте, дети! Я Фея – Здравствуйте, хозяйка Страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал меня так, что я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми его чарами, так как вы попытались разговаривать со мной. Оказывается, и без слов можно понимать друг друга. Трудно вам было разговаривать со мной? Что в разговоре вам помогало? (движения рук, лица, тела)

- Правильно, дети, очень многое можно сказать при помощи движений рук, лица, тела. А теперь попробуйте отгадать то, что я хочу вам сказать.

Фея:

- здоровается за руку с ребёнком;

- подносит к губам палец (знак молчания);

- грозит пальцем;

- аплодирует, сидя на стуле;

- печально машет рукой.

Фея:

- Молодцы, вы всё отгадали. Вот оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова, а вы меня всё равно поняли.

- Дети, а как вы думаете, с кем можно и удобно так разговаривать? (С человеком, у которого сильно болит зуб, с глухим человеком, с человеком, который находится на большом расстоянии).

- Хотите так поговорить друг с другом?

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло»

- Представьте себе, что между вами толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показывать (Фея каждому ребёнку говорит на ухо, чтобы он показал «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить»), а другой группе отгадывать то, что вы увидите.

Фея:

- Дети, вы мне очень понравились. В конце нашей встречи я хочу вам преподнести подарок.

При помощи мимики и жестов изображает, как разрезает пирог и угощает кусочком пирога каждого ребёнка.

Воспитатель:

- Дети, давайте и мы сделаем приятное нашей гостье. Преподнесём ей подарки. Но этот подарок нужно изобразить при помощи выражения своего лица и движений своего тела.

Дети изображают подарок.

Фея:

- Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными друг к другу и к вашим близким.

Цель:

Закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности);

Совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (мимику, жесты, пантомимику);

Воспитывать дружеские отношения в группе детей.

Дети заходят, осматриваясь по сторонам, в зал и останавливаются в центре, звучит музыка. В самом центре стоит Фея.

Фея:

- Здравствуйте, дети! Вы, наверное, очень хотите узнать, куда вы попали. Вы находитесь в волшебной стране, Стране Вежливости. А я здесь хозяйка, зовут меня Фея – Здравствуйте. А вы кто такие? А какие добрые слова вы знаете?

Каждый из детей читает по две строчки стихотворения

О. Дриз «Добрые слова»

Дети:

Добрые слова не лень

Повторять нам трижды в день,

Только выйдем за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу:

«С добрым утром!» - мы кричим.

«Добрый день!» - кричим мы вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаем

Всех домой идущих к чаю.

Фея:

- Вот какие вы молодцы! А в группе вы дружно живёте? Вы, наверное, и друг с другом вежливо разговариваете?

Дети поют «Песенку друзей»

Фея:

- Вы мне очень понравились. Дружно и весело вы живёте. А теперь располагайтесь так, чтобы вам было удобно.

Дети садятся на стульчики

Фея:

- Дети, у нас беда! Злой волшебник Группи – Группи Ян замуровал добрые слова, весёлые песни, смех, музыкальные звуки в стены: заколдовал животных и детей. Теперь у нас все хмурые, грубые, обижаются друг на друга. А помочь нам сможет только тот, кому пошёл шестой уж год. Ребята, помогите нам!

- Вы согласны? Тогда начнём с самого главного. Нам необходимо вернуть все волшебные слова на свои места, вот на эти волшебные страницы.

Фея читает «волшебные строчки», дети хором называют пропущенные слова.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и грамотный

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

А во Франции и в Дании

На прощание говорят (до свидания).

Фея:

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Опять волшебные слова появились на своём месте. А теперь вам необходимо расколдовать наших животных. Злой волшебник превратил их в картинки, вот такие.

Показывает и раздаёт их детям

Фея:

- Вам нужно их оживить, а я вам подскажу особенности каждого из них (грустного пингвина, встревоженного кота, радостного кролика, хмурого орла, разгневанного поросёнка).

Дети изображают мимикой и пантомимикой животных.

Фея:

- Вы и с этим заданием хорошо справились. Звери ожили. Ребята, слышите? Что это за странные звуки? Да ведь это сам Группи – Группи Ян пришёл к нам. Наверное, ему не нравится то, что вы снимаете его страшные заклятия.

Злой волшебник:

- Это кто хозяйничает здесь? Опять добренькая Фея. А это ещё кто?

Обращается к детям.

Фея:

- Это мои помощники, дети из детского сада, самые весёлые, дружные и вежливые. Они помогают мне разрушить твоё колдовство.

Злой волшебник:

- Ну, это мы ещё посмотрим.

Фея:

- Дети! Теперь нам нужно вернуть весёлую музыку. А для этого необходимо мальчикам подойти к девочкам, обратиться к ним по имени, подать руку, заглянуть в глаза и вежливо пригласить на танец. Если вы с этим справитесь, то обязательно зазвучит весёлая музыка.

Дети исполняют танец «польку»

Фея:

- Дети, вы и с этим заданием успешно справились. И приглашаете и танцуете вы красиво.

Злой волшебник огорчён, щиплет себя за бороду.

- Теперь весёлая музыка всегда будет звучать в нашей стране.

Детский оркестр исполняет музыкальное произведение.

- А теперь нужно расколдовать детей нашей страны, превратить их из невоспитанных в вежливых. Это чудо произойдёт, если вы им дадите вредные советы.

Злой волшебник:

- Вот это здорово! Вот это по – моему! Молодцы, дети, вы мне понравились.

Инсценировка стихотворения

Если к папе или к маме

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой – то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком,

Папа руку вам пожмёт.

За плечо возьмёт вас папа

И куда – то поведёт.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.

Фея:

- Молодцы, дети! Посмотрите, как переживает злой волшебник. Он теряет свои колдовские, чёрные силы. Теперь нам нужно вернуть весёлые песни. А вы знаете какую–нибудь? Спойте, пожалуйста.

Дети исполняют песню «Звонко капают капели»

Фея:

- Дети, смотрите, что стало со злым волшебником: он превратился в доброго, он улыбается вам. Он хочет с вами поиграть.

Дети играют в игру «Зеркало»

- Вы просто волшебники.

Дети читают стихотворение «Просто волшебники»

Дети:

Стать добрым волшебником

Ну – ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе – цветок,

Его листья повисли.

Грустит он… о чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что – нибудь

Сделай сестрёнке!

И ты обернулся ретивым конём,

Галопом сестрёнка

Помчалась на нём!

Хоть мама

Ещё не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы – заботы:

«Вернусь –

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Весёлое чудо –

Ковёр засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись, домой:

«Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!»

Фея:

- Дети, спасибо вам! Вы сумели победить злого волшебника и помогли всем детям нашей страны, которые опять стали добрыми, вежливыми, опять слышны музыка и смех. А теперь друг другу самую большую радость, встанем в круг, подадим друг другу руки.

Ансамбль межличностных отношений мы рассматриваем как систему социальных связей, возникающих между ребёнком и его окружением, обусловливающим его личностное развитие.

Складываются эти системы из трех социальных связей, в которые ребёнок вплетается постепенно.

Первая система. Семья выступает с определённым типом отношений, влияющих на личностное развитие ребёнка. Вторая и третья системы складываются у ребёнка параллельно с приходом в ДОУ (ребёнок – педагог, ребёнок – группа сверстников).

Рассмотрим влияние семьи и педагога на развитие ребёнка.

Влияние семьи.

В процессе развития личности ребёнка – от рождения до трёх лет – доминирует семья. Анализ зарубежной и отечественной психолого – педагогической литературы по проблемам эмоционального развития ребёнка и семейных отношений позволил нам выявить как уровни, так и набор эмоциональных реакций, которыми пользуются все члены семьи. В каждой семье свои эмоции. Разрешаемые выражаются свободно, запрещаемые остаются за «ширмой». Наглядный пример тому – действие такой эмоции, как гнев. В одной семье ребёнку позволяют «выплёскивать» свой гнев полностью, в другой – наполовину, в третьей – запрещают. В последнем случае ребёнок начинает прятать эмоции за «ширму», предпочитая притворяться, чтобы быть любимым, нежели оставаться самим собой. Спрятанный за «ширму» гнев позднее начинает проявляться в виде агрессии.

Развитие ребёнка в семье проходит путь от свободного, бессознательного и сознательного проявления им эмоций до ответственного контроля и управления ими.

В отечественной педагогике принято различать либо два типа (стиля) семейных отношений – демократический и авторитарный (Я.Л. Коломинский), либо три – авторитарный, либерально – попустительский, демократический (Л.А. Венгер, В.С. Мухина). В семьях демократического типа дети ведут себя уверенно, спокойно, жизнерадостно. Здесь дети растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, доброжелательны, готовы всегда оказать помощь, выполнить любое дело. Семьи авторитарного типа характеризуются большим числом ограничений. Преобладающий стиль руководства – диктаторский. Родители уверены в незыблемости собственного авторитета. И как результат – у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины, страха перед наказанием. Либерально – попустительский стиль отношений, проповедуя принцип вседозволенности, лишает ребёнка способности дифференцировать жизненные ситуации на «плохие» и «хорошие», формирует упрямство и эгоизм.

Я не случайно привела данные зарубежной и отечественной литературы. На основе их анализа, личных наблюдений, бесед с родителями, анкетирования, психологического семейного консультирования нам удалось определить четыре типа семейных отношений, оказывающих различное влияние на эмоционально – личностное развитие ребёнка.

Альтруистический тип

Его первая особенность -  набор «хороших» и «плохих» эмоций у супругов примерно одинаков, т.к. их «семейные модели», формировавшиеся в течение нескольких поколений, имеют много общего, что способствует развитию понимания между мужем и женой.

Вторая особенность – обладая определённым набором «хороших» и «плохих» эмоций, родители позволяют друг другу «заглянуть за свою ширму», спокойно принимая критику в свой адрес; не пытаются подчинить себе или «переделать» другого, что способствует развитию уважения между членами семьи. Такая семья развивается как социальный институт, т.к. здесь легко адаптируются к любым переменам, спокойно решают любые проблемы.

Авторитарный тип

В противоположность альтруистическому набор «хороших» и «плохих» эмоций в семейных отношениях не только не совпадает, а наоборот вступает в противоречие (то, что, например, было принято в семье жены, запрещалось в семье мужа), разрастаясь с каждой новой ситуацией (что вызывает трудности у ребёнка). Такая семья не в состоянии адаптироваться к жизненным переменам, решать самые незначительные проблемы. С годами в такой обстановке растёт эмоциональное напряжение как проекция отсутствия понимания, уважения и гармонии, что ведёт к деградации семьи как социального института.

Авторитарный и демократический тип

Эти два типа, имеющие сходство, занимают промежуточную позицию между альтруистическим и авторитарным типом семейных отношений. Набор «хороших» и «плохих» эмоций у родителей совпадает примерно наполовину. Родители обладают способностью «приоткрывать свою ширму» на время и позволяют иногда другому за неё заглянуть, но критику в свой адрес принимают с большим трудом.

Семейные отношения строят на основе доверия и симпатии, пытаясь «обойти острые углы неурядиц», способны «входить в роль» ребёнка или др. взрослого в зависимости от сложившейся ситуации.

Автономный тип

Единственный путь, основанный на истинной свободе и ответственности, ведущей к личностной зрелости и полноценному человеческому существованию. Истинная свобода и ответственность, царящие в семье, развивают в ребёнке активность и осознанность как основания, формирующие позже – в школьные годы – твёрдую жизненную позицию.

Формирование зрелой личностной позиции в подростковом возрасте возможно лишь в том случае, если ребёнку с раннего возраста предоставлен автономный путь развития; если с рождения он развивается в семье альтруистического типа, где отношения строятся на основе свободы и ответственности; если ребёнок овладевает механизмом эмоционально – личностного развития и занимает действенную позицию, основанную на активности и осознанности.

Активность и осознанность как личностные качества – при соблюдении вышеназванных условий – формируются к концу дошкольного периода. К шести годам. И во многом определяются взаимодействием ребёнка с окружающими взрослыми и сверстниками.

Влияние педагога на развитие личности ребёнка.

Для ребёнка в группе сверстников наравне с родителями информирующим лицом становится педагог. Развитие ребёнка складывается главным образом в ходе общения с взрослыми. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Деятельность педагога определяет характер воспитания и является ведущей в развитии личности ребёнка. Процесс воспитания строится на основе личностного взаимодействия ребёнка и педагога. Это взаимодействие осуществляется в совместной деятельности, в общении и является источником развития ребёнка.

Взяв за основу концепцию замечательного педагога и психолога П.П. Блонского, мы попытались построить технологию педагогического взаимодействия.

Первая позиция.

«Принятие ребёнка таким, каков он есть».

Вторая позиция.

Основывается на восприятии ребёнка как субъекта взаимодействия.

Третья позиция.

Основывается на эмоциональном отношении ребёнка к воздействиям взрослого.

Гармоничная система отношений ребёнка с взрослыми и сверстниками состоит из уровней его социальной активности.

Нулевой уровень определяется характером взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью и полной его зависимостью от родителей.

Первый уровень характеризуется как бы невыделенностью ребёнка из протекающих событий, его полной зависимостью от интуиции.

Второй уровень отличается тем, что ребёнок «выходит» из  под влияния ситуативного потока и начинает ориентироваться в нём по своему «ценностному компасу».

Третий уровень определяется тем, что ребёнок, моделируя собственные ситуации, пытается устанавливать «деловые отношения» с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Четвёртый уровень характеризуется стремлением ребёнка преодолеть эгоцентризм, признать самоценность  другого.

Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребёнка и его направленности на социальное окружение, владение различными формами и средствами общения (как речевыми, так и не речевыми), при нормальном развитии ребёнка старшего дошкольного возраста доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Однако проблема развития речи детей (как диалогической, так и монологической) серьёзно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении незначительна. Вопросно – ответная форма речи является самой распространённой. Дети высказываются не по собственному побуждению, а подчиняясь требованию взрослого. Причём взрослый оказывается единственным собеседником, что противоречит психологии детского развития.

К сожалению, только при определении готовности к школе эта проблема квалифицируется психологами, как дефицит коммуникативного поведения, а до этого объясняется искажением детско – родительских отношений, плохим характером ребёнка, его недисциплинированностью, избалованностью.

Занятия по коммуникативному развитию детей проводятся в рамках раздела программы «Развитие речи».

Принципы построения занятия:

* создаются оптимальными условиями для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;

* обеспечивается главное условие общения – адресованностью речи: ребёнок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения;

* стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребёнка;

* осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой. Познавательный и межличностный опыт детей;

* широко используется различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Занятия организуются по подгруппам от 4 до 7 человек. Такая наполняемость является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, проведения индивидуальной работы, а так же для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность детей и предупредить утомляемость, создаётся располагающая к общению обстановка: дети могут сидеть на напольных подушках, на коленях, стоять около педагога.

Важной особенностью работы на начальном этапе является специфическое отношение взрослого непосредственно к речи детей.

 Речевая активность ребёнка находится в противоречии со стремлением взрослых получить высказывания, соответствующие всем законам языкового стандарта. Многие дети среднего и старшего возраста занимаются с логопедом. Для обеспечения быстрой автоматизации поставленных звуков логопед ориентирует взрослых на необходимость контроля над речью ребёнка, просит напоминать, чтобы тот говорил правильно. Это справедливо.

Нередко процесс введения в речь поставленных звуков затягивается, и постоянные обращения «Скажи правильно!» в ходе коммуникативного тренинга могут вызвать обратный эффект – погасить речевую активность. Ребёнок усиленно следит за качеством своего произношения, сосредотачивая всё внимание на том, как, а не что он говорит.

Именно поэтому воспитатель вначале как бы отодвигает на второй план проблему звукопроизношения: не исправляет, не просит правильно повторить сказанное.

Главной задачей этого этапа становится развитие коммуникативных потребностей ребёнка, речевой активности.

Главная задача второго этапа коммуникативного развития ребёнка – создание речевой среды.

Какой должна быть речь взрослого? Ведь именно он создаёт речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

При проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, речь взрослого звучит почти постоянно (разговорной громкости или шёпотная). Однако это не означает, что создать речевую среду – просто много говорить. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Синтаксическая синонимия речи взрослого полезна для обогащения речи детей языковыми средствами, служит примером вариативности высказываний, положительно влияет на развитие речевого творчества.

В ходе коммуникативного тренинга используются как традиционные, так и совершенно новые виды работы.

Один из них получил название, комментированное рисование.  Он облегчает установление визуального (зрительного) контакта ребёнка со сверстниками. Некоторые дети недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развёртыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребёнка потребность следить за реакцией собеседника («Посмотри на Диму, обратись к нему, спроси…).

Основные правила проведения комментированного рисования

* Использование приёма транслирования информации выступает в качестве основного правила поведения взрослого;

* В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь детского сада (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и др.;

* Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети (воспитанники группы), их занятия, игры и взаимоотношения;

* Взрослый не стремится сразу исправлять речь детей. Его поведение напоминает поведение матери 1,5 – 2 летнего ребёнка, которая всё время «переводит» его высказывания «с русского на русский», придавая им всем понятную языковую форму;

* Педагог создаёт схематические информационно – смысловые изображения, не прорисовывать детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное;

* В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений;

* В качестве физминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Следует отметить, что этот вид работы требует единственного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый только по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребёнку. В основном он делает это через посредника, в качестве которого выступает другой ребёнок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами.

На основе ответов взрослый создаёт схематическое изображение коммуникативной ситуации, отражая только главное и сопровождая свои действия эмоциональными пояснениями. Важно рисовать быстро, чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого.

Продолжительность комментированного рисования не более 10 минут. Затем дети переходят к рассказыванию и, если они не устали и в запасе есть время, - к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам.

Как было отмечено, дети устают всё время говорить. Чтобы этого избежать, процесс создания «картины» обычно перемежается имитационными действиями с воображаемыми объектами, которые выполняют роль физминуток. Эти динамические паузы так же подчинены задачам коммуникативного тренинга и не прерывают его логику.

УЧИМ  ПЕРЕДАВАТЬ  ИНФОРМАЦИЮ

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Предлагаем игры:

* «Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую – либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Возможные темы сообщений для передачи:

- «Я позвоню тебе, когда приеду»;

- «Напиши мне письмо» и т.д.

После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это делать.

* «Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

* «Угадай и нарисуй»

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нём лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадку нарисовать.

РАЗВИВАЕМ  УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ  ЛОГИЧЕСКИЕ,

ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ  СВЯЗИ,   ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

* «Что на что похоже?»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям со сходными и известными всем предметами). Назначается ведущий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что – либо. Затем он возвращается и по описаниям – сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

* «А почему? Да потому!»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?», «Может ли слон жить без хобота?». За самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ  АРГУМЕНТИРОВАТЬ  

СВОЮ  ТОЧКУ  ЗРЕНИЯ

* «Что было бы, если бы…»

К детям приходит Фея с волшебной палочкой и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают. Но они должны обосновать свой выбор. Варианты:

- «Если бы я был художником, то нарисовал бы…»;

- «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»;

- «Если бы я был цветком, то радовал бы…»;

- «Если бы я был воспитателем, то …».

* «Бывает – не бывает»

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей. Первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу (крокодил летает). Второй ребёнок должен доказать, что так быть не может (крокодил не летает, потому что у него нет крыльев).

Первый доказывает, что может, но при определённых условиях, и называет их (он летает, когда его перевозят в самолёте).

* «Доказательство»

Перед ребятами раскладывают различные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры). Дети придумывают, что из них можно сделать. Например, один ребёнок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребёнок должен рассказать, как это он будет делать, и выкладывает придуманную фигуру.

УЧИМ  КОНСТРУИРОВАТЬ  «ТЕКСТ  ДЛЯ  ДРУГОГО»

Развиваем умение излагать свои мысли точно  и лаконично

* «Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого – то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя по имени. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие («На какое животное похож?», «На какой предмет мебели»).

* «Библиотека»

Дети выбирают двух – трёх библиотекарей и делятся на две – три группы (каждую группу обслуживает один библиотекарь). Ребёнок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает её. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идёт речь, и выдать её ребёнку.

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

* «Построим город»

Один ребёнок – «архитектор». Его задача рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

УЧИМ  УСТАНАВЛИВАТЬ  «ОБРАТНУЮ  СВЯЗЬ»  ПРИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С  ДРУГИМИ  ЛЮДЬМИ

* «Телеграф»

Четыре ребёнка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграмм, один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст, второй – третьему, третий – четвёртому, четвёртый – получателю.

Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: «Верно, ли он всё понял?»

Примерный текст: «Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг».

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

 Просим Вас принять участие в нашем анкетировании.

  1. Есть ли в Вашей речи слова – паразиты? (Да, нет)

  1. Наблюдаете ли Вы эти слова в речи детей? (Да, нет)

  1. Как Вы обращаетесь к супругу (е) в присутствии Вашего ребёнка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно – ласкательной форме?

  1. Как часто Вы разговариваете с супругом (ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда)

  1. Когда Вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?

  1. В Вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом?

  1. Делаете ли Вы замечание супругу (е), если он (а) разговаривает громким голосом?

  1. Как часто Вы и Ваш супруг (а) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда)

  1. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?

  1.  Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме?

  1.  Как часто Ваш ребёнок становится свидетелем сцен выяснения Ваших отношений с супругом (ой)? (Часто, иногда, всегда).

Благодарим Вас за участие в анкетировании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"

Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...

Развитие социальной уверенности у дошкольников

Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы предлагается для всех, кого заинтересует эта тема....

«Развитие социальной уверенности у дошкольников».

Опыт работы по проекту  «Маленькими шагами в большой мир», он направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебност...

Опыт работы по проекту «Развитие социальной уверенности у дошкольников».

Проект,  «Маленькими шагами в большой мир» направлен на обучение детей способам избавления от негативных проявлений, таких как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессия....