Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых нарушений
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Митракович Любовь Васильевна

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами. Для достижения положительных результатов используются также и дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_netraditsionnye_tehnologii.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

Подготовили: Митракович Л.В, учитель-логопед;

Патрушева Е.А, Потапова Н.В, воспитатели

подготовительной группы компенсирующей направленности

«Светлячок» МДОУ «ЦРР №3 «Петушок»

Декабрь 2018 г

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе компенсирующей направленности «Светлячок» 14 таких детей. Это дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения.

Воспитание и обучение несут обучающий характер, учитывая зону ближайшего развития. В работе с детьми мы используем традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Г.А. Каше и др. Для достижения положительных результатов в коррекции используем дополнительные средства, обеспечивающие здоровьезберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. Кроме этого, вышеуказанные методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, что немаловажно для развития внимания детей. Процесс идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде.

Для детей с ОВЗ характерны не только речевые нарушения, но и нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Одни дети гиперактивны, порой проявляют агрессию, другие пассивные, вялые – это обуславливается слабой нервной системой, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, поэтому нетрадиционные методы используем во всех направлениях:

  • артикуляционная моторика
  • -развитие общей и мелкой моторики;
  • -борьба с саливацией;
  • -гиперкинезами;
  • -формирование просодического компонента речи;
  • -основные фонематические процессы;
  • -устранение общего недоразвития речи;
  • -нормализацию психических процессов.

Артикуляционная гимнастика. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление при коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в первый год обучения как логопедом, так и воспитателями в течение дня. Для ее проведения используем различные карточки, видео, показ взрослого. Цель этой гимнастики: формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата и подготовка к постановке звуков.

Логопедический самомассаж - стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализует мышечный тонус данных мышц. Обучая детей, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его, а также совместно с ребенком (рука в руке, чтобы у него появились ощущения от действий рук на определенную фразу или интонацию). Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Носик, носик, где ты, носик?

Лобик, лобик, где ты, лобик?

Щёчка, щёчка, где ты, щёчка?

Будет чистенькая дочка.

Будет чистенький сынок

И котёнок-малышок

Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие тонких движений пальцев рук и подготовка руки к письму.

Она является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Этот раздел включает игры и игровые упражнения только для рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Можно использовать упражнения с различными предметами. Проводится тоже ежедневно.

Используем граненые карандаши, мячи, шарики су-джок, орехи. При проведении пальчиковой гимнастики используем различные виды массажа рук. Научить детей самомассажу рук несложно; ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с различными предметами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, когда их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

«Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10 раз.

«Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

«Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

«Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

Покатаю карандаш меж своих ладошек,

А потом возьму и карандашик пальцами кручу.

Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.

Самомассаж пальцев рук.

Вяжет бабушка-лисица всем лисятам рукавицы.

Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши.

Для лисёнка Коли.

Для лисички Оли.

А маленькие рукавички

Для Наташеньки лисички

В рукавичках, да-да-да

Не замёрзнем никогда

"Разноцветные прищепки ". Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с пальчиковой пассивно-активной гимнастикой.

Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные ("Сколько прищепок я посадила на пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколько всего стало?").

Прищепковая терапия тоже достаточно распространённая методика, очень благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок, да ещё и в речевом сопровождении. Используем разные картинки, к ним тексты стихов.

В Китае ещё с древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шариками.

В Японии играли с грецкими орехами. И мы активно применяем в своей работе.

Я катаю свой орех, (катаем по ладони одной руки)

Чтобы был круглее всех (по ладони другой руки)

И с обратной стороны мы орех катать должны (по тыльной стороне одной руки)

Чтоб крепка была ладошка, покатай орех немножко (по тыльной стороне другой руки)

«Иппликатор» Массаж всей ладони и кончиков пальцев, воздействие на все речевые зоны.

Большие ноги идут по дороге топ-топ-топ (прикладывание к коврику всей ладонью поочередно)

Маленькие ножки бежали по дорожке то-топ-топ (кончиками пальцев)

Массажные ёжики. Су-джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Может овладеть каждый, не обращаясь к врачу и помочь себе. Это эффективно, безопасно и просто.

Весёлый счёт. «Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности.

Развитие мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники рисования. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом.

Кинезиотерапия. Дословно переводится – лечение движением. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Если обратить внимание на физическую сторону развития, то основные двигательные умения и навыки у детей с общим недоразвитием речи сформированы недостаточно, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.7071

С интересом выполняют дети такие упражнения, как рисование пальцами в воздухе кругов, квадратов, треугольников. Затем можно то же самое

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Данные методы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции. Могут быть использованы как в виде самостоятельных занятий, так и индивидуальных, и групповых. Упражнения выполняются детьми и их родителями дома. Для этого проводятся консультации, мастер- классы, подбирается картотека игр и упражнений, массажный материал для нетрадиционных технологий при логопедическом воздействии.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов психических функций, укрепление здоровья детей, через индивидуальный подход к преодолению нарушений. Необходимые условия коррекционной работы: целенаправленность и системность. Эффективность применения нетрадиционных методов во многом зависит от сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика усиленно проводится в этом учебном году. Её цель: формирование правильного речевого выдоха. Дыхание у многих детей в группе зачастую поверхностное, короткое, прерывистое. Это не даёт возможность детям говорить плавно.

Используем трубочки, вертушки. Такие упражнения помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Дыхательные упражнения зарекомендовали себя с положительной стороны при работе с детьми, страдающими дизартрией, ринолалией. [Ипполитова. Ермакова]. Дыхательные упражнения оказывают влияние не только на формирование правильного речевого дыхания, они важны для общего укрепления организма и релаксации. Проведение дыхательной гимнастики способствует насыщению крови кислородом.

  1. Вдох носом-выдох носом
  2. Вдох носом-выдох ртом
  3. Вдох носом-на выдохе произносим звуки (гласные, согласные, слоги).
  4. Дыхание животом (надуваем и сдуваем шарик)

Таким образом формируется правильное направление воздушной струи

Сложно сказать, научатся ли некоторые из этих детей читать, писать, как в дальнейшем сложится жизнь каждого ребенка, будут ли находиться рядом люди, которые смогут помочь им. Важно на каждом этапе обучения и воспитания создавать условия для того, чтобы ребенок обрел уверенность в себе, стал самостоятельным и независимым.

Список литературы:

1.Методика А.А Уманской. (А.В. Гордеева. Реабилитационная педагогика, учебное пособие для ВУЗов, г. Москва, Академический Проект. 2005г)

2.Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе Логопед, № 6, 2004.
3.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
4. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Логопед. N1, 2012. 

6. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009г.  

7. Т.В.Пятница Пальчиковые игры и упражнения:массаж карандашами. 2005г.
7. Т.А. Ткаченко Физминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

ПЛАН:Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.1.2. Точечный массаж при заикании.1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и не...

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе ...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых нарушений

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами. Для достижения положительных...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов.

В  данной консультации предложены нетрадиционные доступные формы работы по коррекции речевых дефектов детей с ОВЗ....

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"

Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»

В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....