Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов.
консультация

Бубнова Валентина Григорьевна

В  данной консультации предложены нетрадиционные доступные формы работы по коррекции речевых дефектов детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии

коррекции речевых дефектов.

Из опыта работы воспитателя

Бубновой В.Г.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процессРазнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы: логопедический массаж, Су-Джок – японская технология пальцевого массажа.

Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

Массаж пальцев эластичным кольцом(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Мы убеждаемся в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока -белобока», “Ладушки-ладушки” и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

Для выявления скрытых способностей ребёнка и расширения границ возможностей его мозга в коррекционной педагогике широко применяются кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.

«Ладошки»

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой

По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине

Хлопаем перед собой! Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! спине, ногам.

Игра «Блины»

Массаж пальцев

Ой, лады! Ой, лады! Хлопают то одна рука сверху,

Мы блинов напекли. то другая.

Первый дадим зайке, Поочерёдно массируют пальцы,

зайке-попрыгайке, начиная с большого.

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

3. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами

Организация работы педагогов ДОУ  с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами....

Мастер – класс для родителей "Преодоление речевого дефекта у детей с ФФНР"

Практический материал по коррекции речевых нарушений с исподьзованием дыхательной и артикуляционной гимнастик, а также упражнений на развитие мелкой моторики рук....

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе ...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе с детьми имеющие речевые нарушения». «Роль семьи в преодолении дефектов речи».

СЛАЙД № 2Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.СЛАЙД № 3Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос&raq...

Методические рекомендации «Устранение речевых дефектов детей в условиях семьи»

В презентации учитель - логопед даёт методические рекомендации родителям по созданию оптимальных условий для эффективного устранения речевых дефектов ребёнка в условиях семьи....

Конспект круглого стола для родителей "Роль семьи в преодолении речевых дефектов у детей с ОВЗ"

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»...

Условия успешного преодоления двигательных нарушений у детей с речевыми дефектами

Содержание презентации раскрывает условия преодоления речевых и двигательных умений и навыков у детей с речевыми дефектами...