Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestialtynova_l.v.doklad.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

        Шестиалтынова Л.В.

                                                                                     г. Троицк

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

        Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

        Су-джок терапия была разработана южно-корейским ученым, профессором Пак Чже Ву. Это одна из нетрадиционных логопедических технологий ("Су"- кисть, "Джок" - стопа) представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Чтобы начать пользоваться Су-джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы. Любой человек, вне зависимости от базовой подготовки способен освоить Су-джок терапию и использовать эти знания для помощи себе и близким.

В коррекционно-логопедической работе приемы Су-джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма детей с ОВЗ.

Приемы Су-джок терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ, направленные на коррекцию речевых нарушений:

  1. Массаж специальным шариком

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.  В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

  1. Массаж эластичным кольцом,  массажной палочкой.

Такой массаж помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом или массажной палочкой. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Находя лечебную точку, ее стимулируют массажной палочкой (либо другим неострым предметом) до появления ощущения тепла в ней. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

  1. Массаж стоп.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях Су-джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей с ОВЗ.

Неоспоримыми достоинствами Су-джок терапии являются:

*Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

*Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

*Универсальность – Су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

*Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-джок шариков. Они свободно продаются в магазинах медицинской техники и не требуют больших затрат.

Таким образом, Су-джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами. Их использование в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком с ОВЗ, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционо - логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Приложение.

«Шарик» (Су-джок мяч)

В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.

Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.

Пальцы будут сильными, речь будет красивая.

-Поменялись мячиками друг с другом и поиграем с ними еще.

«Чудесный мячик» (Су-джок мяч)

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

«Колючий ёжик» (Су-джок мяч)

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да
.                            
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!

«Веселые пальчики» (эластичное кольцо)

Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.

Указательный с порога, указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,

В землю косточки сажает.

«Мальчик - пальчик» (эластичное кольцо)

- Мальчик-пальчик, Где ты был?                

-С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил

-С этим братцем кашу ел,    

-С этим братцем песни пел.

«Пальцы на прогулке» (эластичное кольцо)

Раз – два – три – четыре – пять,  

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.                                        

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине.                                      

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый.                                  

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.

         «Гномики» (массажная палочка)

Жили-были гномики

В расчудесном домике.

Папа-гном дрова рубил,

Гном-сынок их в дом носил,

Мама-гномик суп варила,

Дочка-гном его солила,

Гномик-бабушка вязала,

Гномик-тетушка стирала,

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал  

«Пальцы – малыши» (массажная палочка)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,  

Этот малыш-Ванюша,  

Этот малыш-Алеша,  

Этот малыш-Антоша,  

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.          

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,  

Эта малышка-Маша,  

Эта малышка-Даша,  

А меньшую зовут Наташа

Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-джок терапию, не лечение, а корригирование процессов речевой деятельности ребенка с ОВЗ.

Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н./Д : Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
  2. Платонова О. Су-джок: терапия для всех/ Ольга Платонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  3. Электронный ресурс: http://fb.ru/article/212776/terapiya-su-djok-alternativnaya-meditsina
  4. Электронный ресурс: http://alter-zdrav.ru/su-dzhok-chto-eto-terapiya-v-domashnih-usloviyah/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

ПЛАН:Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.1.2. Точечный массаж при заикании.1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и не...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

Формирование контроля и самоконтроля в процессе коррекции произношения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее сложной задачей обучения правильному произношению детей с задержкой психического развития является формирование внятного и членораздельного произношения. Речевые дефекты проявляются на фоне н...

Доклад "Коррекционно-развивающая среда, как средство коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общег...

Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».

Для детей с ТНР  характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья  Подготовила:  Воспитатель:  Гуслякова  Н.В. ...