Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Использование ИКТ
в коррекции психофизического и речевого развития
детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Подготовила:  

Воспитатель:  Гуслякова  Н.В.                                                                                                                                                                 

 

 

             На сегодняшний день нас очень тревожит значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Именно поэтому одной из актуальных задач на современном этапе логопедии является преодоление речевых и мыслительных функций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи обусловленным  ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому задача, стоящая перед нами - вовремя помочь детям, чтобы в дальнейшем предупредить трудности в обучении в школе.

В рамках нашей коррекционно-развивающей программы мы используем как традиционные формы работы, так и средства компьютерных технологий, что позволяет нам сделать процесс развития ребенка достаточно эффективным.

В работе придерживаемся следующих принципов (слайд 3)

Формы работы:

В подгрупповых и фронтальных формах используем интерактивную доску и мультимедийное устройство, а индивидуально  логотренажёр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной  направленности № 7 «Антошка»

Использование ИКТ
в коррекции психофизического и речевого развития
детей с ограниченными возможностями здоровья
 

Подготовила:  

Воспитатель:  Гуслякова  Н.В.                                                                                                                                                                

 

             На сегодняшний день нас очень тревожит значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Именно поэтому одной из актуальных задач на современном этапе логопедии является преодоление речевых и мыслительных функций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи обусловленным  ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому задача, стоящая перед нами - вовремя помочь детям, чтобы в дальнейшем предупредить трудности в обучении в школе.

В рамках нашей коррекционно-развивающей программы мы используем как традиционные формы работы, так и средства компьютерных технологий, что позволяет нам сделать процесс развития ребенка достаточно эффективным.

В работе придерживаемся следующих принципов (слайд 3)

Формы работы:

В подгрупповых и фронтальных формах используем интерактивную доску и мультимедийное устройство, а индивидуально  логотренажёр.

Вашему вниманию мы предлагаем комплект «Говорим и читаем с пеленок»,  - методика разработана специалистами компании «Умница», которая нашла широкое применение в нашей практике и помогает решать поставленные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 Это комплексное пособие для обучения чтению, способствующее развитию интеллекта, воображения, памяти и других психических функций.

Методика «Букварь с пеленок» включает в себя несколько этапов:

  • Чтение ребёнку книги-листалки.
  • Игра-манипуляция, которой посвящена данная листалка.
  • Работа с карточками-словами и с карточками-буквами.

Последовательность работы может быть любой, главное, чтобы этапы постоянно чередовались.

Методика «Читаем с пеленок»  содержит 16 комплектов, в каждом по три урока. Комплекты  отличаются друг от друга порядком слов: они идут в разной последовательности.

       К моменту начала демонстрации слов взгляд ребёнка уже должен быть обращен на экран монитора (то есть, малыш должен слово увидеть раньше, чем услышать). Все слова в программе озвучены, но, при желании,  можно убрать звук и озвучить слово своим голосом.

Методика  позволяет пополнить  лексику новыми словами и расширить цветовосприятие малыша.  

Принцип работы с карточками следующий: сначала ребёнок видит слово, обозначающее цвет, затем саму карточку с соответствующим цветом. Такая демонстрация объясняется тем, что Вы не только знакомите ребёнка с новым цветом, но и обучаете его чтению.

Достаточно от 15 секунд  до 5 минут, чтобы познакомить ребенка с новыми словами и словосочетаниями, а смысл и значение слов помогут объяснить красочные картинки.

Таким образом, комплект «Читаем с пеленок» способствует обогащению словарного запаса ребенка, развивает эмоциональное восприятие, ассоциативное мышление и закрепляет навыки чтения целыми словами.

Также вашему вниманию предлагаем логопедический тренажер «Дэльфа-142»  - комплекную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.

Основная цель  тренажера  -  дидактическое обеспечение процесса коррекции речи. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи в детских садах и школах с детьми ОНР и с ограниченными возможностями здоровья.

С помощью логопедического тренажёра  можно решать различные речевые задачи.

  • коррекция речевого дыхания;
  • коррекция силы голоса;
  • работа над устранением назального оттенка голоса;
  • коррекция произношения гласных и согласных звуков;
  • отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
  • отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
  • работа над звукобуквенным составом слова;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • формирование обобщенного лексического значения слова;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • работа над морфологическим значением слова;
  • формирование и развитие навыка чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • работа над построением плана речевого высказывания;
  • развитие связной монологической речи и т.д.

Тренажер позволяет нам:

  • внести игровые моменты
  • многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал
  • использовать различный стимульный материал
  • работать на разных уровнях сложности
  • одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию психических процессов.

Широкое использование  информационно-коммуникационных технологий позволяет нам решать задачи в непосредственно-образовательной деятельности в области познания, коммуникации, социализации.

Мультимидийные презентации используем на

  • формирование лексико-грамматического строя речи и развития познавательных процессов согласно лексическим темам.
  • во время проведения физминуток и пальчиковых игр.
  • развлечений.
  • по изучению правил дорожного движения.
  • работы с родителями.

Таким образом, применение компьютерных технологий в работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья  приводит к существенному ускорению темпов коррекционного процесса и качественным позитивным сдвигам в развитии детей. Данные изменения начинаются с появления устойчивого познавательного интереса, повышения уровня активности в целом, увеличения работоспособности (прирост энергетического потенциала), усиления положительных эмоций, коммуникативных функций.

Однако, каким бы положительным огромным потенциалом не обладали Информационно-коммуникационные технологии , но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....