Особенности патриотического воспитания
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

Зубковская Елена Павловна, воспитатель 1кк, МБДОУ  – детский сад №27 «Сказка» г. Саяногорск

«Особенности патриотического воспитания»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Выросло поколение людей, а среди них и родители наших дошкольников, которые на себе почувствовали пробелы в знании истории Отечества, у молодёжи отсутствуют общечеловеческие идеалы, утрачены такие социальные черты, как патриотизм.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сейчас, « в свое русло», постепенно возвращается национальная память, и у молодого поколения людей появилась необходимость вспомнить забытые традиции своего народа, вернуться, к такому вечному понятию, как Родина. А также привить своим детям народную культуру, обратить их к наследию своих предков, воспитать уважение и гордость за землю, на которой живут, привить им желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство нашей Родины.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

 Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Ведь то, что закладывается человеку с младшего возраста, откладывается  в его сознании надолго и, если в системе налажена эта работа, то – навсегда.

 И как говорил В.А. Сухомлинский «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры, несущей в себе мудрые истины, дающие образец этих отношений, которые должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Для того чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, мы в своей работе уделяем большое внимание истории и культуре русского и хакасского народов. Даем представление о Хакасии, как многонациональной республике. Рассказываем об обычаях и обрядах, о национальных особенностях характера и быта наших предков. Знакомим с народными костюмами, музыкальными инструментами, играми.

В группе оформлен патриотический уголок с информационным и дидактическим материалом, который знакомит детей с краеведческими сведениями о Хакасии, её столицей, с государственной символикой. Он оснащен картами, флагами, гербами России и Хакасии, наборами открыток о Хакасии и Саяногорске: «Хакасия - мой край», «Мой город Саяногорск», «Абакан - столица Хакасии». Есть в уголке куклы в национальной одежде, альбомы с достопримечательностями городов Абакана и Саяногорска, своей «малой Родины». Ребенок приобщается к богатствам национальной и мировой культуры и учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Мы хотим, чтобы за короткий период дошкольного детства, наши дети получили начальные представления о возникновении Государства Российского, узнали как можно больше о Российской Армии, о героических подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы активно принимаем участие в конкурсах посвященных Великой победе, оформляем альбомы с военной тематикой, организуем выставки рисунков «Победе - Салют!», проводим акцию «Георгиевская ленточка». Мы стараемся поднять престиж защитников Отечества, расширяя представления детей о российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Читаем рассказы о старинных славных богатырях земли русской, о героях Великой Отечественной войны. Не секрет, что в нелегком деле воспитания патриотических чувств у ребенка, огромную роль играет семья. Мы разрабатываем мероприятия, направленные на развитие интереса у детей к своей семье, родословной, к семейным праздникам, прививая им любовь и уважение, друг к другу. Вместе с родителями участвуем в детских утренниках, праздниках, экскурсиях. Организуем с детьми выставки фотографий, из домашних фотоальбомов «Это - Моя семья», «Семейный альбом», где дети делятся своими рассказами о родителях, дедушках, бабушках, о своей семье, о семейных традициях и праздниках. Так постепенно, в результате целенаправленной систематической работы у родителей появляется чувство необходимости и нужности в воспитании у детей патриотических чувств, а у детей накапливаются знания о родном крае, начинает формироваться чувство любви и привязанности к своей Родине, уважительное отношение к людям других национальностей, толерантность. Ведущим методом данной работы выступало убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя.

Процесс воспитания любви к Родине не должен сводиться просто к накоплению определенных знаний у детей, а важно, чтобы у них возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Такие чувства не могут возникать сразу, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» так говорил К.Д.Ушинский.

Воспитывая будущее поколение, мы должны знать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель и созидатель нашего государства, обществу нужно крепкое, надежное будущее, а – это наследование нравственных и этических ценностей родной культуры.

 Наследовать – значит делать своим, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, беречь и укреплять, а потому это верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своему Отечеству.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С.Михалков.

Литература:
1.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.

2.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» М. 1999г.

3.Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М., 2005г.

4.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: 2003.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Зубковская Елена Павловна, воспитатель 1кк, МБДОУ  – детский сад №27 «Сказка» г. Саяногорск

«Особенности патриотического воспитания»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Выросло поколение людей, а среди них и родители наших дошкольников, которые на себе почувствовали пробелы в знании истории Отечества, у молодёжи отсутствуют общечеловеческие идеалы, утрачены такие социальные черты, как патриотизм.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сейчас, « в свое русло», постепенно возвращается национальная память, и у молодого поколения людей появилась необходимость вспомнить забытые традиции своего народа, вернуться, к такому вечному понятию, как Родина. А также привить своим детям народную культуру, обратить их к наследию своих предков, воспитать уважение и гордость за землю, на которой живут, привить им желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство нашей Родины.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

 Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Ведь то, что закладывается человеку с младшего возраста, откладывается  в его сознании надолго и, если в системе налажена эта работа, то – навсегда.

 И как говорил В.А. Сухомлинский «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры, несущей в себе мудрые истины, дающие образец этих отношений, которые должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Для того чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, мы в своей работе уделяем большое внимание истории и культуре русского и хакасского народов. Даем представление о Хакасии, как многонациональной республике. Рассказываем об обычаях и обрядах, о национальных особенностях характера и быта наших предков. Знакомим с народными костюмами, музыкальными инструментами, играми.

В группе оформлен патриотический уголок с информационным и дидактическим материалом, который знакомит детей с краеведческими сведениями о Хакасии, её столицей, с государственной символикой. Он оснащен картами, флагами, гербами России и Хакасии, наборами открыток о Хакасии и Саяногорске: «Хакасия - мой край», «Мой город Саяногорск», «Абакан - столица Хакасии». Есть в уголке куклы в национальной одежде, альбомы с достопримечательностями городов Абакана и Саяногорска, своей «малой Родины». Ребенок приобщается к богатствам национальной и мировой культуры и учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Мы хотим, чтобы за короткий период дошкольного детства, наши дети получили начальные представления о возникновении Государства Российского, узнали как можно больше о Российской Армии, о героических подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы активно принимаем участие в конкурсах посвященных Великой победе, оформляем альбомы с военной тематикой, организуем выставки рисунков «Победе - Салют!», проводим акцию «Георгиевская ленточка». Мы стараемся поднять престиж защитников Отечества, расширяя представления детей о российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Читаем рассказы о старинных славных богатырях земли русской, о героях Великой Отечественной войны. Не секрет, что в нелегком деле воспитания патриотических чувств у ребенка, огромную роль играет семья. Мы разрабатываем мероприятия, направленные на развитие интереса у детей к своей семье, родословной, к семейным праздникам, прививая им любовь и уважение, друг к другу. Вместе с родителями участвуем в детских утренниках, праздниках, экскурсиях. Организуем с детьми выставки фотографий, из домашних фотоальбомов «Это - Моя семья», «Семейный альбом», где дети делятся своими рассказами о родителях, дедушках, бабушках, о своей семье, о семейных традициях и праздниках. Так постепенно, в результате целенаправленной систематической работы у родителей появляется чувство необходимости и нужности в воспитании у детей патриотических чувств, а у детей накапливаются знания о родном крае, начинает формироваться чувство любви и привязанности к своей Родине, уважительное отношение к людям других национальностей, толерантность. Ведущим методом данной работы выступало убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя.

Процесс воспитания любви к Родине не должен сводиться просто к накоплению определенных знаний у детей, а важно, чтобы у них возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Такие чувства не могут возникать сразу, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» так говорил К.Д.Ушинский.

Воспитывая будущее поколение, мы должны знать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель и созидатель нашего государства, обществу нужно крепкое, надежное будущее, а – это наследование нравственных и этических ценностей родной культуры.

 Наследовать – значит делать своим, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, беречь и укреплять, а потому это верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своему Отечеству.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С.Михалков.

Литература:
1.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.

2.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» М. 1999г.

3.Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М., 2005г.

4.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Анкета. Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьи

Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьиУважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в изучении потенциалов патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...

Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"....

"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".

Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...