Главные вкладки

    Картотека:
    Картотека игр на развитие умения входить в контакт

    Ефимова Наталья Павловна

    Картотека игр на развитие умения входить в контакт

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_umeniya_vhodit_v_kontakt.docx79.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ

    «Как  говорят  части  тела»

      Цель: учить невербальным способам общения.

      Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

    • как говорят плечи "Я не знаю”;
    • как говорит палец "Иди сюда”;
    • как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”;
    • как говорит голова "Да” и "Нет”;
    • как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”.

        Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

    «Зоопарк»

      Цель: развивать невербальные способы общения.

         Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

    «Сделай  подарок»

    Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

    Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

    «Разговор сквозь стекло»

    Цель: развитие умения вести диалог не вербально.

    Описание игры: воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

     

    «День  наступает, всё  оживает..»

    Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

    Описание игры: ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники "отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

    «Разговор  по телефону»

    Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

    Описание игры:  тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

    «О чём  спросить  при встрече»

    Цель: учить детей вступать в контакт.

    Описание игры: дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

    «Вопрос – ответ»

    Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

    Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

    «Прощай»

    Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

    Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

    «Здороваемся без слов»

    Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

    Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

    «Рисунок на спине»

    Цель: развивать чувствительность и способность различать тактильный образ.

    Описание игры: дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

    «Ручеёк»

    Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

    Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

    «Руки  танцуют»

    Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

    Описание игры: игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

    «Музыкальные объятия (обнималки)»

    Цель: учить невербальным способам общения, развитие физической активности и чувства ритма..

    Описание игры: когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При  следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.

    «Катаем мяч»

    Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

    Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

    Описание игры: станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу:
    Мы стоим рука в руке,
    Вместе мы – большая лента.
    Можем мы большими быть
    (подняли руки вверх),
    Можем маленькими быть
    (руки вниз),
    Но никто один не будет
    (киваем соседям и пожимаем руки).
    А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Степан в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

    «На мостике»

    Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

    Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

    «Раскрасьте правильно»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

    Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок  по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

    «Горячая картошка»

    Цель: воспитывать  доброжелательные отношения друг другу, желание помочь тому, кто в беде.

    Материалы: одна картофелина.

    Описание игры: сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп- часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)
    Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!».
    (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

    Упражнение «Чудесный мешочек»

    Описание игры: Дети встают полукругом напротив педагога.

    Педагог предлагает им рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

    Примечание. Задание можно усложнить, предложив детям:

    • достать определенную игрушку;
    • предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

    Упражнение «Добавь слово»

    Описание игры: Дети встают в круг.

    Один из детей, держа в руках мяч, произносит какое- либо слово, а затем передает мяч другому участнику. Тот, в свою очередь, называет подходящее по смыслу слово, составляя таким образом распространенное предложение, и передает мяч следующему ребенку.

    Упражнение «Все наоборот»

    Описание игры: Педагог говорит: -Сейчас я произнесу слово и брошу мяч, а поймавший его скажет слово, противоположное тому, которое я назову. Например, горячий - холодный, ночь - день. Примечание. Упражнение лучше проводить в быстром темпе.

    Упражнение «Моя семья»

    Все встают в круг, произносят текст и выполняют движения:

    Этот пальчик-бабушка,
    Этот пальчик
    - папочка,
    Этот пальчик
     - мамочка,

    Этот пальчик-дедушка,
    Этот пальчик
    -это я.
    Вот и вся моя семья!

    Поочередно загибают пальцы на ведущей руке.

     Показывают пальчики, сжатые в кулак.

     Педагог предлагает детям повторить упражнение на другой руке, а затем одновременно двумя руками.

    Упражнение «Сказочная шкатулка»

    Описание игры: Все садятся в круг на ковер.

    Педагог, держа в руках шкатулку с несколькими мелкими предметами, говорит:

    Вы любите сказки?.. Ребята, эта шкатулка необычная: в ней хранятся сказки (педагог достает из шкатулки один из предметов и показывает его детям). Давайте придумаем про этот предмет удивительную и необычную историю.

    Педагог первым начинает сказку.

    Дети по очереди придумывают ее продолжение, передавая предмет друг другу.

    По окончании упражнения психолог выясняет у детей, понравились ли им получившаяся сказка и сам процесс сочинения.

    Упражнение «Мой лучший друг»

    Описание игры: Дети встают полукругом напротив педагога. Педагог говорит:

    -        Закройте глаза и вспомните всех своих друзей... А теперь тот, кто получит мячик, скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет.

    Педагог первым рассказывает о друге.

    Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

    Упражнение «Одуванчики»

    Описание игры: Дети встают в круг и садятся, на корточки.

    Педагог говорит: На лесной поляне выросли одуванчики (дети встают). Это были прекрасные цветы с яркими желтыми головками. Солнышко касалось своими теплыми лучами каждого одуванчика. А цветы грелись и от удовольствия поворачивали свои золотистые головки за солнцем (плавно поворачивают головы вправо-влево). Но вот их головки покрылись белыми пушинками и стали похожи на шарики (складывают ладошки над головой). Поднялся ветер (психолог звенит бубном), головки одуванчиков рассыпались на маленькие пушинки (дети разводят руки в стороны) и пушинки полетели над землей (бегают по комнате). Ветер утих (звуки бубна затихают), пушинки легли на травку (дети ложатся на ковер и закрывают  глаза).

    Педагог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

    Упражнение «Волшебная палочка»

    Описание игры: Педагог говорит: Спортсмены устали и им нужно отдохнуть. Я коснусь каждого из вас «волшебной палочкой», и вы заснете.

    После прикосновения дети ложатся на ковер и закрывают глаза. Звучит колыбельная музыка.

    Психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

    Упражнение «Дровосеки»

    Описание игры: Дети выходят в центр комнаты. Педагог говорит:

    -Сейчас мы будем рубить дрова для костра. Давайте нарубим много дров, чтобы получился большой и красивый костер. Встаньте так, чтобы не касаться друг друга... Расставьте ноги пошире... Изобразите, как вы берете топор в руки, поднимаете его вверх, замахиваетесь, а потом с силой опускаете его вниз. Педагог демонстрирует описываемые движения, сопровождая их звуком «Ха!». Дети повторяют.  По окончании упражнения дети рассказывают, сколько «дров они нарубили».

    Упражнение «Закончи предложение».

    Описание игры: Педагог предлагает детям поочередно закончить следующие предложения:

    —        Я умею...

    —        Я смогу...

    После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

    Упражнение «Комплименты».

    Описание игры: Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

    Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

                                                   

     Упражнение «Я знаю».

    Описание игры: Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами одобрения:

    «Я знаю, ты можешь ... (хорошо дружить, быстро бегать и т.п.)»

    При возникновении затруднений, педагог предлагает свою помощь.

    Упражнение «Пожелания».

    Описание игры: Дети садятся в круг и передавая мяч («волшебную палочку» , сердечко, сшитое из ткани), высказывают друг другу пожелания, например:

    —        Желаю тебе хорошего настроения.

    —        Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым...), как сейчас. И т.п.

    Упражнение «Зеркало».

    Описание игры: Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала» — повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями.

    После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть — ребенком или зеркалом? Почему?»

    Упражнение “Волшебные очки”

    Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

    Описание игры: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

    Упражнение “Это здорово!”

    Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

    Описание игры: Участники группы стоят в кругу.

    Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

    В круг участники выходят по очереди.

    Упражнение «Знакомство»

    Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.

    Описание игры: Педагог сообщает детям о том, что к ним сегодня в группу пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает детям следующие вопросы, предложив предварительно внимательно посмотреть на новенькую:

    —        Как бы вы оценили ее внешний вид? (Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)

    —        Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают  жестом и движением.)

    —        Что бы вы спросили у девочки, когда впервые ее увидели?

    После небольшого обсуждения педагог предлагает детям распределиться по парам и попробовать познакомиться друг с другом.

    Упражнение  «Улыбка»

     Описание игры: Дети замыкают круг, касаясь, друг друга рукой, плечом, глядя в глаза, друг другу, улыбаясь, произносят слова:

    Улыбнись побыстрее ты мне,

    Улыбнусь я тебе.

    Здравствуй, солнышко ясное,

    Здравствуй, небо прекрасное!

    Мы приносим за все благодарность,

    Природа, Тебе!

    Упражнение «Доброта»

     Описание игры: Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ребёнок творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

    Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу?

    Упражнение «Добрые слова»

     Описание игры: Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.

    Грубых слов не говорите,

    Только добрые дарите.

    Упражнение «Сотвори солнце в себе»

     Описание игры:  В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло веем-веем, (руки в стороны перед собой).

    Упражнение «Солнышко»

    Описание игры:  — Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

    Упражнение «Я — доктор»

    Описание игры:   Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции, работы функциональных систем организма. Ее можно проводить в подготовительной к школе группе на любых занятиях и вне – них.

    Каждый ребёнок входит в образ доктора — целителя будущего, которому все подвластно.

    Доктор «лечит»: пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:

    — Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым!

    — Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма!

    — Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точно и в нужное время!

    Далее дети садятся в позу «факира», расслабляются; перед ними чашки с тёплой, кипячёной водой. Они делают пассы над чашками — вдох свободный, на выдохе медленно и протяжно произносят: «А-у-м». Продолжая делать пассы, дети говорят:

    — Водичка, чистая, здоровая, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым. Этой «заряженной» водой дети затем полощут горло. Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует эффективному закаливанию.

    Игры – «мирилки»

    Полуплоскостная игрушка – мирилка « Доброе солнышко», представляет собой мягкую игрушку с вязанными разноцветными ладошками, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности;

     

    «Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку солнышка и вместе проговаривают мирилку.

    Чтобы солнце улыбалось,

    Нас с тобой согреть старалось,

    Нужно просто стать добрей

    И мириться нам скорей! 

    Хватит нам уже сердиться,

    Веселятся все вокруг!

    Поскорей давай мириться:

    — Ты мне друг!

    — И ты мне друг!

    Мы обиды все забудем

    И дружить как прежде будем. 

    Следует похвалить за состоявшееся примирение и предложить детям если они станут свидетелями ссоры друзей, помочь им помириться с помощью «мирилки», как сделали это они.

    Ритуал приветствия «Солнышко»

    Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

    Описание игры: Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

    Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

    Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

    Ходит солнышко по кругу

    Дарит деточкам свой свет.

    А со светом к нам приходит

    Дружба – солнечный привет.

    Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.

    Ритуал приветствия «Солнышко»

    Солнышко, солнышко, в небе свети!

    (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

    Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

    Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

    В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами)

    Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

    Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)

    С песнями водим мы хоровод.

    Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу)

    Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)

    Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)

    Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

    Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)

    «Давайте порадуемся»

    Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

    А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

    И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

    «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

    «Доброе утро!» - маме и папе

    «Доброе утро!» - останется с нами.

    «Мирилки»  в стихах

    Мирись, мирись, мирись

    И больше не дерись.

    А если будешь драться,

    За нос буду кусаться.

    Но кусаться нам нельзя,

    Ведь с... (имя ребёнка) мы друзья.

    Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

    Большее... (имя ребёнка) не дерусь.

    Ну а если подерусь,

    Сразу в луже окажусь.

    Давай с тобой мириться

    И во всем делиться.

    А кто не будет мириться,

     С тем не будем водиться.

    Пальчик за пальчик

          Пальчик за пальчик

    Крепко возьмем

    Раньше дрались,

    А теперь ни по чем

     Ссориться не будем.

    Будем мы дружить,

    Клятву не забудем,

    Пока мы будем жить.

    Не дерись

    Не дерись, не дерись,

    Ну-ка быстро помирись!

    Ссориться не будем

    Хватит сердиться

          Хватит нам уже сердиться,

    Поскорей давай мириться:

    - Ты мой друг!

    - И я твой друг!

    Мы обиды все забудем

    И дружить, как прежде будем!

    Давай дружить

          Чем ругаться и дразниться

    Лучше нам с тобой мириться!

    Очень скучно в ссоре жить,

    Потому – давай дружить!

    Подружки

          Давайте не ссориться подружки,

    Нам ведь так грустно друг без дружки

    Давайте все мириться

          Давайте все мириться

    Игрушками делиться.

    А кто не станет мириться-

    С тем не будем водиться!

    Солнце

          Чтобы солнце улыбалось,

    Нас с тобой согреть старалось,

    Нужно просто стать добрей

    И мириться нам скорей!

    Тёплый лучик

          Солнце выйдет из-за тучек,

    Нас согреет тёплый лучик.

    А ругаться нам нельзя,

    Потому что мы друзья.

    Чтобы солнце улыбалось

          Чтобы солнце улыбалось,

    Нас с тобой согреть старалось,

    Нужно просто стать добрей

     И мириться нам скорей!

    ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ.

    На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.

    Можно подобрать или адаптировать известные игры, придумать новые, прекрасно усвоить методику их проведения в различных нозологических группах, и все же игра не будет проходить успешно, если ведущий эмоционально скован, зажат, слишком серьезен. Поэтому взрослому тоже следует уметь играть — для развития навыков общения, эмпатии и понимания других людей, активизации познавательной деятельности и развития личностных качеств, необходимых в работе с проблемными детьми. Уметь играть — значит быть непосредственным, уметь вжиться в любой, в том числе и отрицательный, образ, не бояться быть смешным и непонятным. Такие качества не появятся сами по себе. Поэтому, прежде чем начинать занятия с детьми, надо поработать над собой.

     Ниже приводятся несколько игр, которые могут помочь взрослым лучше узнать себя и раскрыть свои способности.

    1. «Пойми меня»

    Цель: развитие у детей способности принимать общие решения в затруднительных условиях общения.

    Количество игроков может быть любым.

    Инструкция. Участники объединяются в подгруппы по три человека. Ведущий дает задание: каждая подгруппа должна выработать общее решение, договориться о каком-либо действии. Например, выйти из комнаты в коридор или встретиться в следующее воскресенье в два часа на Дворцовой площади. Но при этом у каждого участника (конечно, условно) есть серьезные проблемы, которые затрудняют для него общение с остальными. Первый не видит (ему завязывают глаза), но слышит и говорит. Второй все видит и слышит, но не может говорить и двигаться (сидит на стуле). Третий абсолютно не слышит (затыкает уши), зато может видеть и двигаться. Участники договариваются о распределении ролей. После этого ведущий сообщает задание каждой тройке.

    Методические указания. По окончании упражнения дается время на обсуждение. Выясняется, сколько времени понадобилось участникам на выработку общего решения, какую стратегию они избрали в достижении цели, какие чувства испытывает человек с какой-либо проблемой и как можно помочь таким людям.

    2. «Запомни имя»

    Цель: развитие воображения, двигательной памяти.

    Количество игроков — 6—10.

    Инструкция. Участники группы встают в круг. Один из них делает шаг вперед, называет свое имя, любимый вид спорта и показывает движения, характерные для этого вида спорта. Следующий участник повторяет его имя и показанные движения. Затем называет свое имя и «демонстрирует» свой любимый вид спорта. И так далее по кругу. В конце упражнения выясняется, что все участники знают друг друга по именам и даже помнят, каким видом спорта увлекается каждый.

    Методические указания. Эту игру не следует проводить со слепыми или слабовидящими детьми.

    3. «Разноцветные движения»

    Цель: развитие воображения, творческих способностей.

    Количество игроков — б—10.

    Инструкция. Из числа играющих выбирается водящий, которому предлагается на несколько минут выйти из аудитории. За это время участники придумывают, как можно движением изобразить цвет. Сначала загадывается какой-либо из простых цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Когда все готовы, приглашают водящего и сообщают ему, что группа выбрала один из четырех цветов. Изображают его движением, каждый по-своему.

    Успешное проведение игры во многом зависит от того, удастся ли группе преодолеть своеобразный психологический барьер.

     Взрослому руководителю необходимо помочь группе добиться первого успеха. Первую попытку следует предоставить наиболее изобретательному участнику игры, а водящим назначить того, кто способен фантазировать и не растеряется в этой роли.

    Вариант: если будут отгадыватъся почти все задуманные цвета, задание можно усложнить или немного изменить: вместо цвета задумать и показать вкусовые ощущения (горький, сладкий, кислый, соленый), звуки музыкальных инструментов и т.п. Можно изменять и «язык», на котором выражается задуманное понятие, — это могут быть позы, прикосновения, мимика, взгляд, изменение голосовой интонации и др.

    Методические указания. В условия этого упражнения включается правило: прямых подсказок быть не должно. Например, нельзя изображать предмет, окрашенный в задуманный цвет, или жестом указывать на него. В движениях нужно попытаться изобразить характер, ощущение этого цвета. Так, большинство людей красный цвет ощущают как резкий, сильный, возбуждающий. Это может быть выражено энергичными, резкими движениями. Синий цвет, напротив, чаще связывают с движениями мягкими, плавными, замедленными.

    Обычно после объявления этого задания участники говорят, что не знают, как это сделать, что это просто невозможно. Если ни один человек не решается попробовать первым, следует для начала сделать попытку всей группой. Когда задуманный цвет наконец впервые угадан, участники с увлечением начинают придумывать «разноцветные движения».

    4. «Зоопарк»

    Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

    Количество игроков — А—20.

    Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2—3 человека. Ведущий, указывая

    на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают — какое.

    Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

    5. «Видеотелефон»

    Цель: развитие воображения, творческих способностей.

    Инструкция. Участники выстраиваются в одну колонну. Ведущий тихо называет последнему в колонне какое-либо слово (либо показывает карточку со словом). Игрок придумывает, как это слово можно передать невербально (с помощью движений, жестов, мимики), затем касается плеча впереди стоящего. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего». Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения. Методические указания. По окончании передачи следует обсуждение и анализ работы всей группы. Выясняется, верно ли было передано слово или же где-то произошел сбой.

    6. «Покажи сказку»

    Цель: развитие творческих способностей, раскованности в движениях.

    Количество игроков — 4—20.

    Инструкция. Участники объединяются в две подгруппы — команды. В каждой команде игроки договариваются, сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители полностью просматривают подготовленный спектакль-пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

    Методические указания. После просмотра второй сказки участники обсуждают свои спектакли, отмечают наиболее удачные сценки и предлагают свои версии пантомимы.

    7. «Попробуй повторить»

    Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

    ·           Дарья дарит Дине дыню.

    ·           Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

    ·           В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

    Подвижные игры для детей дошкольного возраста

    8. «Узнай фигуру»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

    Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

    Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

    Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

    Методические указания

    ·           Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

    ·           «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

    ·           В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

    9. «Найди мячик»

    Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

    Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

    Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

    Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

    Методические указания

    ·           Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

         Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

    ·           Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

    ·           Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

    Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Сам-бикин, 1960).

    Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

    Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).

    Поэтому для организации игровой деятельности необхо-' димо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

    Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

    Общие требования к проведению игры

    Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых — использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих — подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

    При использовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

    Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

    Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица. В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх.

    Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

    Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабовидящий; мама — незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.

    В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью 5 секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

    При проведении игр на местности с активным использованием слуха («Чем играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходимо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

    В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

    ·        рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

    ·        общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и др.                            заболевания);

    ·        состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

    ·        наличие сопутствующих заболеваний;

    ·          

                состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

    ·           способность ребенка ориентироваться в пространстве;

    ·           наличие предыдущего сенсорного опыта;

    ·           состояние и возможности сохранных анализаторов;

    ·           состояние нервной системы.

    При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.

    Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

    Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: 2 или более человек.

    Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

    «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

    «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

    «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

     

     

     Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: 3 и более человек.

    Необходимые приспособления: стул.

    Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

    Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

    Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

     

     

     

    На мостике

    Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: 2 команды.

    Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

    Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

     

     Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: не менее двух человек.

    Необходимые приспособления: мячик.

    Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

    Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

    Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

     

    Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: не менее 4 человек.

    Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

    Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громкосчитает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когдаведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

    Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

    Но в игровой форме этому можно научить.

     

     

    Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия,развитие графических навыков.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: кратное двум.

    Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

    Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Времяна рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

    Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

     

    Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Возраст: любой.

    Количество играющих: 2 или больше человек.

    Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

    Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

    На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

    Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

      

    Клубочек

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Возраст: от 4 лет.

    Количество играющих: группа детей.

    Необходимые приспособления: клубок ниток.

    Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращаетклубок ведущему.

    Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

    Ведущим может быть выбран и ребенок.

    Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

     

     Зеркала

    Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: группа детей.

    Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

    Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

     

    Поварята (автор — Н. Кряжева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

    Возраст: старше 4 лет.

    Количество играющих: группа детей.

    Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

    Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

    Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

    Газета (автор — Н. Кряжева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

    Необходимые приспособления: газета.

    Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

    Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

    Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

     

    Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)

    Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

    Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

     

     Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

    Возраст: любой.

    Количество играющих: 2 или больше человек.

    Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

    Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

    Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

    Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

    Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

     

     

     Сотворение чуда

    Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпа-тийных способностей.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: любое четное.

    Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

    Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

    Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

     

     

     Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)

    Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: не больше 10 человек.

    Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

    Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

     

     

     Зоопарк (автор — Н. Кряжева)

    Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: две команды.

    Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

    Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

     

     

     

    Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: 8-10 человек.

    Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

    Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

    Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

    Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

    В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

     

    Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

    Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

    Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

    Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

    В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

    После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

     

    Дотронься...

    Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: 6-8 человек.

    Необходимые приспособления: игрушки.

    Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колес а, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

    Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

     

      

    Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: 5-6 человек.

    Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

    Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

      

    Тропинка

    Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: четное.

    Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

    Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

    «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

    «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

    «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

    Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

    Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

     

     

     

    Небоскреб (автор — К. Фопель)

    Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: 5-6 человек.

    Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

    Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

    Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

    В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

    Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова




    Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

    1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года).

    Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

    2. “Ласка” (2-3 года).

    Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

     

    3. “Проснись” 

    (3-4 года).

    Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.

    Взрослый. Давай поиграем.

    Описание игры: Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

    Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.

    4. “Прошу – не надо” (3-4 года).

    Описание игры: Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

     

    5. “Давай дружить” (4 года).

    Описание игры: Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.

    Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.

    Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – «Давай!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека игр на развитие ручных умений у детей конца первого начала второго года жизни

    В картотеке собраны игры для детей раннего возраста , направленные на развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать; формировать у детей представление о величине и цвете. ...

    Картотека дидактических игр на развитие умения классифицировать предметы по одному, двум и трем признакам.

    Игра "Рыбки" (вариант1)Цель: развивать у детей умение классифицировать предметы по одному, двум и трем признакам.Оборудование:  18 карточек с изображением рыбок (примерный размер карточек 5Х5), р...

    Картотека дидактических игр на развитие умения различать цвета

    Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов....

    Картотека игр на развитие умения находить друг в друге хорошие, положительные черты.

    Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по развитию коммуникативных отношений, социальной уверенности детей....

    Картотека игр на развитие умения работать в команде, договариваться

    Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверс...