Консультация для воспитателей «Развивающие игры В.В. Воскобовича»
консультация

Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это игровая технология («Сказочные лабиринты игры»), способствующая раскрытию каждой из пяти представленных в ФГОС областей развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_vv_voskobovichu.docx257.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад №41 «Росинка»

Консультация для воспитателей

«Развивающие игры В.В. Воскобовича»

Консультацию разработала:

Никифорова Т.Д., воспитатель

2017 г.

г.  Нижневартовск.

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это игровая технология («Сказочные лабиринты игры»), способствующая раскрытию каждой из пяти представленных в ФГОС областей развития ребёнка.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х годов. Наиболее известные из них – это «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат». (см. Приложение)

Игры В.В. Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В их основу заложены три основных принципа:

  • Интерес. «Сказочные лабиринты игры» – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
  • Познание. Второй принцип технологии Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
  • Творчество. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей.

Особенности развивающих игр В.В. Воскобовича:

  • Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» – это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» – прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» одновременно использованы жесткость и гибкость.
  • Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.
  • Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек.
  • В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Дети имеют возможность воплощать свои творческие задумки в реальность.
  • Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается.
  • Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, который сам занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича можно применять как в домашней обстановке, так и в детских садах, развивающих центрах.
  • Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.
  • Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Все игры Воскобовича имеют различную направленность. Одни развивают у ребенка воображение и логическое мышление, другие – обучают чтению, третьи – формируют математические навыки, четвертые направлены на конструирование и моделирование.

Во время занятий с ребенком по играм Воскобовича следует обратить внимание на:

  • подготовку: перед тем как предлагать игру ребенку – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
  • речь: в основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
  • статичность: занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.
  • усидчивость: для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Таким образом, развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Приложение

«Геоконт»

«Геоконт» («дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки») представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг – навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг – голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются «оранжевым криком Красного зверя», «зеленым свистом Желтой птицы» или «синим шепотом Голубой рыбы». В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

E:\АТТЕСТАЦИЯ\721_img3.jpg

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4-х цветным (для детей 3-7 лет). У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами».

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» – зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют  «Квадрат-трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями квадрата (например, подними левый или правый уголок) – своеобразный пальчиковый театр.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и мелкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

E:\АТТЕСТАЦИЯ\910553_20160403055403_0666_600x600.jpg      E:\АТТЕСТАЦИЯ\kHbtqJ4VEKA-800x800.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развивающие игры В.В. Воскобовича"

Консультация для родителей "Компьютер за и против"Развивающие игры В.В. Воскобовича"...

Консультация для воспитателей. Развивающие игры В.В. Воскобовича

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенк...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В.Воскобовича"

Консультация для воспитателей на тему: "Развивающие игры В.Воскобовича".Сравнительно недавно, среди многообразия творческих подходов,игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась ...

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Развивающие игры В.В Воскобовича»

Один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки....

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация    для воспитателей "Развивающие игры   В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"   Игровая деятельность являетс...