Проект "Знакомство детей средней группы с народной культурой и традициями"
методическая разработка (средняя группа)

Черданцева Татьяна  Владимировна

В ходе реализации проекта стимулируем детей к определенным проблемам, предполагающих овладению знаниями. Дети самостотельно решают ряд проблем, и показывают практическое применение полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                         «Детский сад №39»

                   Познавательно - творческий проект

 ««Знакомство детей с народной культурой и традициями»

                          (средняя группа)

 

                                                          «Россия, Русь! Куда я не взгляну…

                                                                   За все твои страдания и битвы

                                                                  Люблю твою, Россия, старину,

                                                                 Твои леса, погосты и молитвы.»

                                                                                                Н. Рубцов

                                                                       

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                              Т.В. Черданцева

                                                    г. Усолье – Сибирское

                                                                  2018г.

                                     

                                       

                                    Информационная карта проекта

                 «Знакомство детей с народной культурой и традициями»

Вид проекта:

информационно-познавательный; групповой.

Руководители проекта:

Черданцева Т.В., Коваленко И.А.

Срок реализации проекта:

3 недели, краткосрочный с 28.01.– 15.02. 2019 год.

Участники проекта:

Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Проблема:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель проекта:

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта:

 - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

 - познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

 - познакомить детей с особенностями народного быта; ¬ воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

 - расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;  

-  развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

 - развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

 - познакомить детей с разными видами народного творчества;  

- развивать художественно — творческие способности детей;                 -  осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по  ознакомлению детей с русским народным творчеством

 - заучивание потешек, прибауток, закличек;

 - использование пословиц, загадок, поговорок;

 - чтение художественной литературы;

 - использование русских народных песен и танцев;

 - проведение русских народных игр;

 - использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

 - применение игрушек и изделий народных промыслов;

 - разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

 - рассказ о народных обычаях и традициях;

 - рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

 - беседы, вопросы, разъяснения.

Прогнозируемый результат:

Для воспитанников:

 - знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров;

 - обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

 - воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

 Для воспитателя:

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей: 

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Методическое обеспечение:

1. О.Л. Князева, М.В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

2. А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

3. Л.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

4. Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ СФЕРА».

5. О.Е. Громова «Ознакомление дошкольников с социальным миром», 2012г. «ТЦ СФЕРА».

6. Г.П. Федотова «На золотом крыльце сидели», 2000г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

Реализация проекта:

I этап - подготовительный

Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап - основной

 Интеграция образовательных областей по проекту

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие»:

- беседы;

 -НОД;

 - экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей.

 «Развитие речи»:

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов ;

-  речевые упражнения.

«Игровая деятельность»:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- игровые упражнения;

- развивающие игры;

 - строительные игры.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

- конструирование;

 - рисование;  

– лепка;

- аппликация;

-  чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

 «Физическая культура»:

-физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

III этап - заключительный

Анализ результатов проектной деятельности:

Перспективное планирование познавательно – творческого проекта

          «Знакомство детей с народной культурой и традициями»       

Этапы работы

                      Содержание работы

Сроки

               I Подготовительный

- подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

- распределение заданий между участниками проекта;

- опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?».

21.01.-25.01.

   2019 год

              II

    Практический

      (основной)

        с детьми

     Интеграция

 образовательных

       областей

«Познавательное

       развитие»

- просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;

- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;

 - НОД «При солнышке тепло, при матушки добро»;

- НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?»

28.01.-15.02.

   2019 год

«Социально-коммуникативное»

- экскурсия в городскую детскую библиотеку

«Знакомство с бытом русской избы»;

 - сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушки Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;

 - ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».

Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»

 - просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»;

 - «Гжель».

«Речевое развитие»

 - НОД «Прогулка по фольклорным дорожкам»;

- составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;

- рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушки в деревню»;

- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);

- рассказы по открыткам;

-пословицы, поговорки, загадки;

 - итоговое мероприятие «В гостях у сказки».

«Игровая деятельность»

- дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;

- строительные игры: «Дом в деревни»;

- игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».

«Художественно-

   эстетическое

       развитие»

1.Конструирование

 Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др.), «Лего»:

 - «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».

2.Рисование

Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография):

 - «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные».

3.Лепка

 Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста):

 - «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик».

4.Аппликация

- «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника».

Чтение художественной литературы

-Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие.

Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.

5.Музыка

Слушание любимых мелодий «Гусельки»:

 - «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»;  - «Во саду ли в огороде» и другие;

Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;

Организация концерта для детей 2 младшей группы: чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.

«Физическая

       культура»

1.Утренняя гимнастика:

- «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки».

2.Подвижные игры:

 - «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод».

3.Хороводые игры:

 - «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький».

4.Ходьба по массажным дорожкам:

«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».

«Познавательно-исследовательская деятельность»

1.  Рассматривание альбомов и иллюстраций:

- «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;

- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».

2.О чем рассказали фотографии?:

 - «Старый портрет»; - «На память платочек».

3.Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).

     С родителями

1.Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.

3.Привлечение к созданию библиотеки:

- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;

- создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;

- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

4.Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);

5.Выполнение домашнего задания с детьми:

 - сочинение рассказов и сказок;

- совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;

 - изготовление масок для драматизации сказок.

6.Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

7.Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».

              III

  Заключительный

- представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;

- представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;

- представление творческих работ детей «Красота дымки»;

- выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;

 - выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»

 - фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;

- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта.                                                                                                                                

14.02-15.02

   2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Конспект спортивного развлечения для средней группы. Тема: «Народная культура и традиции»

Цель: Закрепление полученных представлений по знакомству о культуре и традициях русского народа....

Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»

Дата проведения: ноябрь 2021 года.Актуальность.Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Насл...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края"

Материал поможет родителям ознакомить  ребенка с малыми фольклорными формами, расширить его кругозор, обогатить чувста и речь, воспитать интерес к народной культуре, историческому наследию Донско...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Народная культура и традиции»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе. Тема &laq...

Мастер-класс для педагогов на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой и традициями»

Добрый день,  уважаемые коллеги!  Я, воспитатель детского сада №7 «Колосок» с. Благодатного Боровко Екатерина Владимировна.Я думаю, уважаемые коллеги, все вы со мной согласитесь,...