Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»
проект по развитию речи (младшая группа)

Неуютнова Анна Валерьевна

Дата проведения: ноябрь 2021 года.

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладывается патриотизм и любовь к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции?

Цель проекта:

1. Расширять представления детей о народной игрушке -матрёшке

2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством

3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Задачи:

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их .

4. Расширять представления детей о народной игрушке матрёшке.

 

Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:

1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».

2. Аппликация: «Нарядные матрёшки»

3. Игра: «Чаепитие с матрёшкой»

4. Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.

5. Музыка: танцевальная, певческая, двигательная.

Ожидаемый результат.

- Познакомить детей с матрёшкой, с традицией чаепития;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

 

Этапы проекта.

1. Организационный.

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Весёлые матрёшки».

Цель: познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди»«Маша и медведь»«Зимовье зверей»«Заюшкина избушка».

Цель: формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!»

Цель: знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар)

«Что растёт в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

 «Гуси, гуси»«Кошки мышки»«У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

3. Заключительный.

- Дети познакомятся с матрёшкой.

- Продолжают знакомиться с русскими народными играми.

- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде)

- Повышается интерес к фольклору.

Итог:

1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.

2. Обогатили словарный запас детей.

3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство детей перой младшей группы с народной культурой и традициями»

Дата проведения: ноябрь 2021 года.

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладывается патриотизм и любовь к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции?

Цель проекта:

1. Расширять представления детей о народной игрушке -матрёшке

2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством

3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Задачи:

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их .

4. Расширять представления детей о народной игрушке матрёшке.

Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:

1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».

2. Аппликация: «Нарядные матрёшки»

3. Игра: «Чаепитие с матрёшкой»

4. Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.

5. Музыка: танцевальная, певческая, двигательная.

Ожидаемый результат.

- Познакомить детей с матрёшкой, с традицией чаепития;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Этапы проекта.

1. Организационный.

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Весёлые матрёшки».

Цель: познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди»«Маша и медведь»«Зимовье зверей»«Заюшкина избушка».

Цель: формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!»

Цель: знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар)

«Что растёт в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

 «Гуси, гуси»«Кошки мышки»«У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

3. Заключительный.

- Дети познакомятся с матрёшкой.

- Продолжают знакомиться с русскими народными играми.

- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде)

- Повышается интерес к фольклору.

Итог:

1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.

2. Обогатили словарный запас детей.

3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»

Здесь представлена система всестороннего  ознакомления детей с воробьём....

Конспект спортивного развлечения для второй младшей группы. Тема: «Народная культура и традиции»

Цель: Закрепление полученных представлений по знакомству о культуре и традициях русского народа....

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...

Проект по экологическому воспитанию детей в ДОУ на тему: "Знакомство детей первой младшей группы №3 с миром домашних животных"

Актуальность. Впервые с миром зверей ребенок сталкивается в дошкольном возрасте. Любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным, надо начинать формировать с раннего возраста, в таком слу...

Проект в первой младшей группе «Русская народная культура и традиции»

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Наследие традиционной народной культуры является источником соврем...

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) Тема"Народная культура и традиции"

Цель: Развитие и обогащение потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобраз...