Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»
проект по развитию речи (младшая группа)
Дата проведения: ноябрь 2021 года.
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладывается патриотизм и любовь к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции?
Цель проекта:
1. Расширять представления детей о народной игрушке -матрёшке
2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством
3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Задачи:
1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.
3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их .
4. Расширять представления детей о народной игрушке матрёшке.
Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:
1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».
2. Аппликация: «Нарядные матрёшки»
3. Игра: «Чаепитие с матрёшкой»
4. Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.
5. Музыка: танцевальная, певческая, двигательная.
Ожидаемый результат.
- Познакомить детей с матрёшкой, с традицией чаепития;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Этапы проекта.
1. Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
2. Планирование деятельности.
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Весёлые матрёшки».
Цель: познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!»
Цель: знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар)
«Что растёт в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с матрёшкой.
- Продолжают знакомиться с русскими народными играми.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде)
- Повышается интерес к фольклору.
Итог:
1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.
2. Обогатили словарный запас детей.
3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Знакомство детей перой младшей группы с народной культурой и традициями»
Дата проведения: ноябрь 2021 года.
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладывается патриотизм и любовь к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции?
Цель проекта:
1. Расширять представления детей о народной игрушке -матрёшке
2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством
3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Задачи:
1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.
3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их .
4. Расширять представления детей о народной игрушке матрёшке.
Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:
1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».
2. Аппликация: «Нарядные матрёшки»
3. Игра: «Чаепитие с матрёшкой»
4. Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.
5. Музыка: танцевальная, певческая, двигательная.
Ожидаемый результат.
- Познакомить детей с матрёшкой, с традицией чаепития;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Этапы проекта.
1. Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
2. Планирование деятельности.
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Весёлые матрёшки».
Цель: познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!»
Цель: знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар)
«Что растёт в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с матрёшкой.
- Продолжают знакомиться с русскими народными играми.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде)
- Повышается интерес к фольклору.
Итог:
1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.
2. Обогатили словарный запас детей.
3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»
Здесь представлена система всестороннего ознакомления детей с воробьём....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
Задачи:1. Образовательные:...
Конспект спортивного развлечения для второй младшей группы. Тема: «Народная культура и традиции»
Цель: Закрепление полученных представлений по знакомству о культуре и традициях русского народа....
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...
Проект по экологическому воспитанию детей в ДОУ на тему: "Знакомство детей первой младшей группы №3 с миром домашних животных"
Актуальность. Впервые с миром зверей ребенок сталкивается в дошкольном возрасте. Любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным, надо начинать формировать с раннего возраста, в таком слу...
Проект в первой младшей группе «Русская народная культура и традиции»
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Наследие традиционной народной культуры является источником соврем...
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) Тема"Народная культура и традиции"
Цель: Развитие и обогащение потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобраз...