Консультация "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
консультация (подготовительная группа)

Клочкова Татьяна Львовна

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание  толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна,

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»!»

Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее в песне следует описание «…большеглазых, озорных, черных, рыжих и цветных, грустных  и веселых…», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно, неплохо уживались в одной стране.

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления нацизма, расизма, фашизма, осквернение религиозных или культурных символов. В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты».

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

 «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
— этика и стратегия ненасилия;

— идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
— необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Толерантности нельзя научить. Ее надо воспитывать в полном смысле этого слова уже с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше чем разум. Поэтому, наиболее синзетивным периодом для воспитания этого чувства является дошкольный возраст, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Воспитание толерантности очень тонкое и ювелирное дело, поскольку крайние ее проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе

Россия — многонациональное государство, поэтому уже с  дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. В настоящее время в детских садах вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому воспитателям необходимо сделать детский сад действительно добрым, светлым, теплым для всех. Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
— детская непосредственность;

— ограниченный жизненный опыт;

— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;

— детская бестактность и т.д. 

  Воспитание толерантности не одновременный акт, оно не должно сводиться только к разовым мероприятиям. Это длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Процесс формирование межэтнической толерантности идет под воздействием множества факторов. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Детей надо знакомить не только со своей национальной культурой, искусством, детской художественной литературой, но и с национальной культурой других народов.  Ознакомление должно осуществляется через все виды деятельности дошкольников: игровую, образовательную, изобразительную, музыкальную, речевую,  двигательную.

Традиции по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно сказывается на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. По своей сущности традиции, а, следовательно, и подлинно национальные идеи носят интернациональный характер. Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее.

К средствам формирования межэтнической толерантности можно отнести:

-общение;

- художественную литературу

- сказки;

- пословицы и поговорки;

- национальные куклы;

- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

произведения искусства и др.

Одним из важных средств формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения.

В детских садах в основном используются систематическое этнотолерантное воспитание детей. Направленное на сближение детей разных национальностей в этом случае влияние оказывают общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. При таком объединении детей необходимо продуманное, целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области толерантного воспитания, проявлять такт и чуткость по отношению к детям любой национальности.

Другой путь в толерантном формировании – практическое участие в жизни другого человека.  Наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду.

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям.

Сила воздействия  литературного  произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика.  Поэтому для воспитания дружеских  чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.

Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как:

-познавательные рассказы о республиках;

- рассказы о труде и быте людей других национальностей ;

- рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов;

- рассказы о жизни детей разных национальностей.

Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим,  при подборе художественных произведений национальных авторов необходимо ориентироваться  на следующее: симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость должны проявляться в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия. Важно, чтобы и в домашнем чтении не было стихийности, случайности. Поэтому в помощь семье в уголках детского сада вывешивается список литературы, рекомендуемой для чтения.

Эффективным средством формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста,  являются,  сказки,  которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

 Через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Большую роль в формировании межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.  Например « Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская). Постоянное обращение к национальному фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.

Так же  формированию толерантных  чувств  способствует  национальная игрушка, а  точнее национальная  кукла. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с народным бытом, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Но нередко кукла вносится в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Обычно особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают. Куклы несут радость детям. И  нет ребенка, который бы равнодушно отнесся к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств  к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

При проведении подвижных игр особое внимание  обращается на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

С большим желанием дети  включаются в игротерапию.

Это игры и игровые упражнения, направленные на развитие толерантности

 Например, психогимнастика на снятие напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы (игры «Веселый-грустный», «Мое настроение»), этюды на воспитание уважения к людям разных национальностей и рас («Спиной друг к другу»),упражнения на воспитание гуманных и доброжелательных отношений («Подарок»).

Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка. У детей обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждается творческая активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Мероприятия, в которых будут принимать участие дети и родители, послужат хорошим средством воспитания толерантности.

 Воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста, взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучению детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.

 Рассказ «Ладная семья».

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь; Прощение; Терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Действительно любовь, прощение, терпение, являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга, какими мы есть, т. е. быть толерантными.

Список использованных источников

1. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. — С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

2. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. — 2002. -№15. -С. 6.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2004. — 175 с.

4. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2003. -№11. -С. 51.

6. Буре Р.С. ,Социально-нравственное воспитание дошкольников- М. Мозайка-синтез,-2012-,с.78.

7. Победа Н.А. ,Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация// Социологические исследования. -2010-.№ 6. с.13-28.

8. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. — 2003. — № 3. — С. 51-52.

9. Интернет ресурс: https://infourok.ru/formirovanie-tolerantnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2544336.html. Дата обращения 10.09.2018.

10. https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html Дата обращения 22.08.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...