Воспитание гражданственности детей в играх.
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Маргарита Борисовна
Воспитание гражданственности является задачей государственной важности. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности является задачей государственной важности. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. 

В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с  точки зрения   его содержательной  и  практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс  должен осуществляться не только в стенах образовательных  учреждений, но и в домашних условиях. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других.

Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.

Задачи гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи гражданского воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Большое значение для детей имеет игра. Она выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения. На этом основании важное место в гражданском воспитании дошкольников занимают игровые формы: лексические игры, сюжетно – ролевые, народные игры, соревнования, игровые ситуации, способствующие созданию эмоциональной атмосферы, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.

В данном пособии представлены игры, которые направлены на воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Их могут использовать воспитатели, родители, а также те, кому интересна эта тема.

Фото 20

Дидактические игры

по нравственно -  патриотическому воспитаниюhttp://apruo.ru/images/stories/statiy/puti-sredstva-i-metodi-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-oshkolnogo-vozrasta-chast-2.jpg

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, позволяет

 открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи,   подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Игра «Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание

права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит:

Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч   соседу и т. д.  

Игра «Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить

 умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского

 сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве

Игра «Поиски добрых слов»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»,

 воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться ,

 где и когда, как применяются эти вежливые слова

Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том

 или ином месте, какие поступки хорошие.. 

Игра «Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:

иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

Игра «Малая Родина».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего

 города, памятниках и достопримечательностях г. Заводоуковска.

Материал:  иллюстраций, фотографий города Заводоуковска.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают .

   

Игра «Флаг России»

(города Заводоуковска и Тюменской области

г. Тюмени)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города,

области, областного центра) закрепить основные цвета флага, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

   

Игра «Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать

 значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о

 членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень дидактических игр для детей младшего возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма

Материал будет полезен воспитателям групп младшего дошкольного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и развитию коммуникативных способностей детей....

Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...

Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников....

дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма

подборка дидактических игр для младших дошкольников по формированию грамматического строя  речи и воспитанию гражданственности и патриотизма по темам...

План-конспект педсовета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию разработанный план-конспект педагогического совета в форме деловой игры, на котором решаются задачи повышения знаний педагогов по разделу "Патриотическое воспитание"...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

консультация для воспитателей " Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда""

quot;Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе"...