Консультация музыкального руководителя для воспитателей на тему «Музыкотерапия в жизни ДОУ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильина Виктория Викторовна

Данная консультация предназначена для воспитателей всех возрастных групп, так как здесь раскрыта тема применения некоторых видов здоровье сберегающей технологии в образовательной и других областях в ДОУ. Также применяются практические задания, где педагоги могут прочувствовать на себе всю важность и потребность в использовании этих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9

Колпинского района

г. Санкт-Петербург

Консультация музыкального руководителя для воспитателей на тему «Музыкотерапия в жизни ДОУ»

Составила: Ильина В.В.

2019 г.

Консультация музыкального руководителя для воспитателей на тему «Музыкотерапия в жизни ДОУ»

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования здоровье сберегающих технологий в образовательной деятельности.

Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальность применения здоровье сберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников.

Многие виды сберегательных технологий вы уже используете в своей образовательной деятельности, такие как – физкультминутки, пальчиковые гимнастики, самомассаж, техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

 Также в процессе свободной деятельности воспитатель может использовать следующие виды здоровье сберегающих технологий: дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации. Представленные ниже упражнения помогут вам в проведении дыхательной гимнастики: «Часики» - короткие вдох и выдох носом, темп от медленного к быстрому; «Надуй шарик» - короткий вдох носом, длинный выдох ртом (надуваем) и наоборот – длинный вдох носом, короткий выдох ртом. «Ёжик» - сморщив нос начинаем делать короткие вдох-выдох (пыхтим), темп быстрый; «Сдуй пёрышко» - делать три коротких выдува на ладонь (сдуваем) и другие. Научаясь правильно дышать, дошкольники тем самым улучшают работу головного мозга, сердечно-сосудистой системы, укрепляют иммунитет. Важно помнить – дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении при температуре 18-20 С.

Следующий вид здоровье сберегающих технологий - офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глаза воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Поэтому для глаз тоже необходимы грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления.                                              С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием ИКТ. Здесь рекомендуется применять офтальмотренаж совместно с музыкотерапией. Как это работает? Спокойно звучащая мелодия без слов уже настраивает мозг ребёнка на релаксацию всех органов и членов организма. Отсюда усиливается терапевтический эффект на глазное яблоко в целом. Поэтому в глазной гимнастике можно использовать произведения следующих композиторов-классиков: А.Гречанинов «Материнские ласки», Э.Григ «Утро», Т.Попатенко  «Листопад», а также различные музыкальные зарисовки на темы природы – птичья трель, шум дождя, моря и т.д.

Также в процессе образовательной деятельности можно использовать элементы музыкотерапии, которые обладают психотерапевтическим расслабляющим действием и используются в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Отсюда можно использовать этот вид здоровья сбережения и в работе с родителями. Поэтому применение музыкотерапии несет в себе фундаментальный характер в использовании здоровье сберегающих технологий в ДОУ.

Ниже представлены музыкальные композиции, рекомендуемые к применению в музыкотерапии на различных этапах работы с детьми, это, например, паузы после активного вида деятельности для настроя на более спокойное мероприятие, требующее усидчивости и большого внимания от детей, также это предсонные паузы, необходимые для расслабления перед сончасом. Также это паузы для активизации детей после пробуждения, во время массажа или настрой на обед, ужин и т.д.

Итак, рекомендуемая музыка для слушания во 2 младшей группе: 

«Вальс - Кабалевский Д
Весною - С Майкапар
Воробей - А Руббах
Во саду ли в огороде Баян - Рус нар
Грустный Дождик - Кабалевский Д
Дождик - Н Любарский
Дождик и радуга - С Прокофьев
Есть у солнышка друзья - Е Тиличеевой
Зайчик - Людм Лядовой
Игра в лошадки - П Чайковский
Колыбельная - С Разоренов
Ласковая песенка - Л Некрасовой
Лесные картинки Утро в лесу - А Караманов
Листопад - Т Попатенко
Марш (Лесной марш) - Ю Чичков
Марш - Д Шостакович 1
Марш - Д Шостакович 2
Марш - Журбин М (Майкапар С)
Медведь - В Ребиков (Е Тиличеевой)
Мишка с куклой пляшут полечку - М Качубриной
Осенью - С Майкапар
Плакса Резвушка Злюка - Д Кобалевский
Плясовая - Рус нар
Подснежник Апрель - П Чайковский
Резвушка и Капризуля - В Волков
Со вьюном я хожу - Рус нар
Солдатский марш - Р Шуман
Ёлочка - М Красев

Для слушания в средней группе

Ах ты береза - Рус нар
Бабочка - Э Григ
Болезнь куклы - П Чайковский
Вальс снежных хлопьев - П Чайковский
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева
Жаворонок - М Глинка
Итальянская полька - С Рахманинов
Как у наших у ворот - Рус нар
Как у наших у ворот - Рус нар-
Колыбельная - А Гречанинов
Котик выздоровел - А Гречанинов
Котик заболел - А Гречанинов
Мама - П Чайковский
Марш - Л Шульгин
Марш - С Прокофьев
Материнские ласки - А Гречанинов
Музыкальный ящик - Г Свиридов
Новая кукла - П Чайковский
Осенняя песенка - Д Васильев-Буглай
Пьеска - Р Шуман
Смелый наездник - Р Шуман

Для слушания в старшей группе

Весёлый марш - Д Шостакович
Вечер - С Прокофьев
В церкви - П Чайковский
Дед Мороз - Детские
Детская полька - М Глинка
Жаворонок - М Глинка Орк
Зима Февраль Карнавал - П Чайковский
Зимнее утро - П Чайковский
Колыбельная - А Лядов
Колыбельная - Г Свиридов
Концерт Ф-но с Орк №5 - Л Бетховен
Кто придумал песенку - В Кожухин
Листопад - Т Попатенко
Мама - Ю. Чичков
Марш - Д Шостакович
Марш - С Прокофьев
Мотылёк - С Майкапар
Моя Россия - Г Струве
Музыка - Г Струве
Осенняя песня Октябрь - П Чайковский
Парень с гармошкой - Г Свиридов
Первая потеря - Р Шуман
Первоначальная полька - М Глинка
Пляска птиц - Н Римский-Корсаков
Полька - Д Львов-Компанеец
Полька Деревенская кадриль - Д Львов-Компанеец
Прелюдия Ля-мажор 28-7 - Ф Шопен
Раскаяние - С Прокофьев
Тревожная минута - С Майкапар
Утренняя молитва - П Чайковский
Утро - С Прокофьев

Для слушания в подготовительной группе

Бах - Токката и фуга ре-минор Орган
Вивальди - Весна
Вивальди - Зима
Вивальди - Лето Времена года
Вивальди - Осень
Глинка - Детская полька
Гречанинов - На гармонике
Григ - В пещере горного короля
Григ - Шествие гномов
Даргомыжский - Табакерочный вальс
Кабалевский - Кавалерийская
Лист Ф - Кампанелла Этюд N3
Майкапар - Менуэт
Моцарт - Колыбельная
Мусоргский - Рассвет на Москва реке
Прокофьев - Марш
Р-Корсаков - Белка
Р-Корсаков - Океан море синее
Р-Корсаков - Снегурочка - Пляска птиц
Рахманинов - Итальянская полька
Свиридов - Весна и Осень
Свиридов - Грустная песня
Свиридов - Старинный танец
Свиридов - Тройка
Филатова Н - Незабудковая Гжель
Хачатурян А - Танец с саблями
Чайковский - Болезнь куклы
Чайковский - Зимнее утро
Чайковский - Камаринская
Чайковский - Новая кукла
Чайковский - Песня жаворонка
Чичков - Ромашковая Русь
Чичков Ю - Свирель да рожок
Шостакович - Вальс шутка
Шостакович - Танец кукол
Шостакович - Шарманка
Шуман - Веселый крестьянин

Важно знать, что громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. Также длительное воздействие звука на организм – звуковое давление, ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Поэтому рекомендуется заниматься элементами музыкотерапией от 1 мин, но не более 5 в вышеперечисленных случаях и следить за уровнем динамики.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"

Консультация  музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"...

Консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений

К консультации прилагается картотека игр и упражнений в детском саду и дома.Содержание:         Музыкотерапия в жизни дошкольника.Что такое музыкотерапия.........................

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей...