Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.
презентация к уроку (подготовительная группа)

Валентина Савельевна Гаревских

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и практика диалогического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

в образовательной программе

«Воспитательный диалог» Телегина М.В.

Подготовила  Гаревских В.С.

педагог-психолог

2.

«Воспитательный диалог» -  системная, научно обоснованная, методически обеспеченная образовательная  программа,  предназначенная  для детей старшего дошкольного возраста. В контексте основной образовательной программы ДОУ она может выступать в качестве парциальной программы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и включаться в часть программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Выходные данные: Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста.  – 3-е изд.  – ООО «Издательство «ДеНово», 2012.  – 288 с.  ISBN 978-593536-079-5

3.

 Автор программы – Телегин Михаил Владимирович родился в 17.06.1969 года в г.Серпухове Московской области. После службы в армии с отличием окончил Московский Областной Педагогический Институт им. Н.К.Крупской по специальности «учитель истории и общественно-политических дисциплин», аспирантуру Психологического института РАО. Работал в Психологическом институте РАО, Международном Образовательном и Психологическом Колледже,  Московском  психолого-педагогического университете.  Доцент кафедры «Педагогическая психология», руководитель программы «Философия для детей» МГППУ.

Лауреат Челпановской премии. Автор 15 научных и художественных книг, более 50 статей. Автор образовательной программы «Воспитательный диалог», соавтор программы «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»).  Как сказал сам Михаил Владимирович: «Моя профессиональная карьера, да что там карьера, вся жизнь, прочно переплелась с детской философией. И я счастлив!» - так звучит эпиграф к его книге «Философия для детей».  Трагически погиб в аварии в 2012 году.

4.

  «Воспитательный диалог» - одна из первых в современной России воспитательных программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, творческих компонентов мышления старших дошкольников. Основа программы – диалогическое воспитание.

Вопрос «Как воспитать Человека?» принадлежит к числу вечных, ключевых для любой культуры на все времена. И особенно актуален в драматичные «эпохи перемен».  Привычные приемы не срабатывают.  Где найти точку опоры? Не будем оригинальны - в педагогическом опыте предков! Мы не Иваны, не помнящие родства. Последние годы еще раз ярко высветили непреложную истину: любые образовательные инновации принесут плоды только при наличии мощной, разветвленной корневой системы. «Воспитательный диалог» - программа, укорененная в благодатной почве особой, диалогической педагогической традиции.

Как историк, Владимир Михайлович анализирует исторический педагогический опыт.

5.

XVII век. Чехия. Ян Амос Коменский - педагог всемирно-исторического масштаба, заложивший фундамент традиционного образования, автор «Великой дидактики» - книги, где впервые описана классно-поурочная и лекционно-семинарская формы обучения. Коменский, открывший принцип природосообразности (учить необходимо в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка), писал: «Детский мозг мягок и податлив как воск, он способен воспринять все существующие на свете предметы»; «обучение надо начинать с наиболее общих вопросов». Поэтому в так называемой «материнской школе», спроектированной Коменским, шестилетки «знакомились с началами философии, искусства, религии, истории и права», «не вычитывая мудрость из книг», но черпая ее из бесед, «из созерцания земли и неба».

6.

XVIII век. Швейцария. Иоганн Генрих Песталоцци главным направлением развития ребенка младшего возраста считал его нравственное воспитание, а способом достижения этой благой цели – «беседы о правде, долге, справедливости, чудесном устройстве мира».

7.

      Перенесемся в Россию. Перечислим поименно самых ярких наших учителей.

Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836; псевдоним Антоний Погорельский) - писатель, педагог, философ, автор знаменитых сказок «Черная курица», «Лафертовская маковница».  В центре его произведений - нравственные коллизии, разрешить которые предстоит маленьким читателям. Перовский предостерегает: «Не следует унижать ребенка, навязывая ему готовые мнения». «Читайте мои книги и беседуйте с детьми о мире, в котором живете», – призывает писатель.

8.

В середине XIX века педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский создает замечательные сказки для детей 5-7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам». Воспитательные беседы по мотивам философских по своему содержанию сказок «Городок в табакерке», «Червячок», «Мороз Иванович» «преследовали добрую цель» - «привести в ясность детские представления», «оказать могучее действие на внутреннее развитие ребенка». Диалоги с детьми, считает Одоевский, «непременно должен вести умный и чуткий воспитатель», функции которого – «обеспечить обмен живыми словами, отражающими детские представления», «встать на ту ступень, на которой стоит ребенок, и повести его вверх, соизмеряя свои силы с силами ребенка».

 9.      В начале 20 века, в 1905 - 1906 годы, Лев Николаевич Толстой пишет две книги «Беседы с детьми по нравственным вопросам» и «Евангелие для детей», философские по содержанию сказки Толстого, адресованные самым маленьким читателям.  Взрослые призваны «познакомить детей с духовными исканиями человечества», «истинами, открытыми религией, философией, искусством», – отвечает Лев Николаевич. Взрослые обязаны дать духовную пищу для ума и сердца воспитанников, привить вкус к размышлениям о высоких материях.

10.     Неоценимо значение советского периода в становлении диалогической педагогической традиции.  Достаточно указать на Антона Семеновича  Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. Макаренко справедливо считал «обсуждение нравственных вопросов нормой жизни коллектива», «средством воспитания коллективизма, товарищества». Каждого вновь прибывшего в колонию беспризорника он встречал вопросом: «Чего ты хочешь добиться в жизни?»

 В. А. Сухомлинский, советский педагог, в 1951 году, будучи директором Павлышской средней школы, вел воспитательные, мировоззренческие диалоги с опаленными войной ребятишками. Прежде чем постигать азы арифметики и грамоты, дети УЧИЛИСЬ любить Родину, верить в доброту людскую, мечтать о новой, счастливой жизни. Об этом повествует его тонкая, полная лиризма книга «Сердце отдаю детям».

 

 Анализ данного наследия показывает, что воспитывая ребенка, даже очень маленького, надо учить его философствовать, в диалоге с другими людьми строить свой ковчег - смысл жизни.

     

   11.   Интуитивные прозрения великих педагогов прошлого в теоретической позиции М.В Телегина синтезированы со строгими, научно обоснованными концепциями выдающихся отечественных психологов – Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича  Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева,  Сергея Леонидовича Рубинштейна,  Даниила  Борисовича  Эльконина,  Василия Васильевича Давыдова. Некоторые образовательные программы опираются на какую-либо одну психологическую теорию, концепцию. «Воспитательный диалог» явно не принадлежит к их числу. У диалогического воспитания и развития детей множество психологических истоков.

Программа «Воспитательный диалог» твердо стоит на трех «китах» – фундаментальных отечественных психологических концепциях: культурно-исторической теории становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

12. Культурно-историческая теория

становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

Л.С. Выготский писал: «Всякая психическая функция выходит на арену психического развития дважды, сначала как деятельность «интерпсихическая» (совместная), затем, интериоризируясь («вращиваясь», переходя из внешней, совместной формы во внутреннюю), «как деятельность интрапсихическая» (субъективная). Значит, если формировать у ребенка подлинно научное мировоззрение, умение мыслить посредством теоретических понятий, то необходимо спроектировать совместную деятельность детей таким образом, чтобы, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, в сотрудничестве, в сотворчестве, ученики сами открывали исходные для изучаемого понятия способы рассуждения, деятельности; сначала вместе, а потом индивидуально «выводили» искомое понятие.         

  13.  Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:

«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней».

14.  

  В последней трети XX века в СССР, на базе теории деятельности, была разработана психологическая теория учебной деятельности. Её авторы, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов определили, что  овладение основами теоретического мышления есть ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов дерзко предположили — уже младшему школьнику вполне по плечу мышление не в спонтанных, житейских, а в самых что ни на есть теоретических, научных понятиях.  В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

15.

В результате вывод:

Если мы хотим созидать мировоззрение ребенка, если мировоззрение в развитых, культурных формах воплощается в философии, то необходимо спроектировать совместную деятельность детей таким образом, чтобы они освоили генетически исходную для философии деятельность - философствование; в сокращенном, сжатом виде повторили действительный исторический процесс зарождения и становления философии.

16.

Принципы и подходы  программы

    Современный российский социум перестал быть традиционным, единым, распался на множество общностей, каждая из которых реализует собственные смыслы и цели. Мы плывем без руля и ветрил, находимся в полной власти стихии. Общенациональную идею еще только предстоит обрести.

С самого раннего возраста наши дети являются свидетелями ожесточенной борьбы различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в детском саду -другому, на улице – своя правда, телевизор лучше не смотреть. Из свидетелей дети превращаются в жертву, отсюда – цинизм, агрессивность, апатия, страх, подверженность манипуляциям, потребительское отношение к жизни.

Что делать? Строить теплицу? Ограждать? Не поможет! У человека должен быть «стержень», должны быть ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, не подаренное родителями, не купленное в магазине, не спущенное свыше. То, что создано трудом, то нам и дороже. Ребенок должен быть способен вступать в диалог с окружающими – не о достоинствах той или иной модели одежды, того или иного автомобиля или способа времяпрепровождения, а о вечном: любви, красоте, счастье, предназначении человека, совести, Родине. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться.

Возможности для этого имеются в возрастных особенностях детей. Старший дошкольный возраст – время «фактического складывания личности» (Д.Б. Эльконин); «формирования иерархии мотивов,  достаточно устойчивой «Я-концепции» (B.C. Абраменкова); «возникновения первого абриса детского мировоззрения» (А.Н. Леонтьев). В сюжетно-ролевой игре, других видах детской деятельности стремительно развивается наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку отражать не только внешние, но и внутренние, существенные отношения объективной реальности. Растет произвольность и опосредствованность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют утверждать: воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы.

     Согласно выдвинутой и экспериментально подтвержденной основной гипотезе программы «Воспитательный диалог», дети старшего дошкольного возраста обладают спонтанными мировоззренческими представлениями (образы памяти и воображения, которые субъективно, психологически связаны с «абстрактными» словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей: «добро», «красота», «счастье», «время» и т.д.). Старшие дошкольники имеют собственное видение мировоззренческих проблем, свое мнение относительно способов их преодоления. Дети вполне способны «давать ответы», создавать версии разрешения изучаемых морально-нравственных вопросов.

     Основным способом реализации образовательных целей программы «Воспитательный диалог», в отличие от многих других программ, является создание психологических условий для развития уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих представлений, «доращивания» их до уровня культурных. Именно актуальный уровень развития детей, их собственное мнение по обсуждаемым вопросам — исходный пункт для организации воспитательных диалогов. В этом состоит особенность педагогической технологии программы «Воспитательный диалог».

17.

Образовательные цели и задачи программы «Воспитательный диалог»

1. Формирование основ мировоззрения и личности; создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям, традиционным для нашей Родины ценностям.

2. Разрушение личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация детей.

3.Привитие вкуса; создание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, гносеологических, онтологических, морально-нравственных) проблем.

4. Проектирование «зоны ближайшего развития» для уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих понятий; «доращивание» ДСМП до уровня культурных представлений и предпонятий.

5. Всемерное развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; развитие способности соотносить, координировать различные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения.

6. Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.

7. Помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения; минимизация негативных последствий кризиса; личностная подготовка к школе.

18.                                  Содержание программы

     В программу входит  краткое изложение теоретических оснований диалогического воспитания.

      В качестве материалов для организации воспитательных (мировоззренческих) диалогов с детьми старшего дошкольного возраста  автор программы предлагает специальные стимульные тексты «Короткие истории про Свету и Милу», поднимающие насущные проблемы воспитания. Всего 29 историй. Двадцать девять действительно лаконичных, простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом. Незамысловатые на первый взгляд истории - слепок с повседневной жизни детей. Вместе с тем каждая история имеет важное воспитательное, если хотите, философско-мировоззренческое измерение и выступает своего рода стимульным материалом, «отправной точкой», «затравкой» для задушевного разговора.

  К каждой истории разработаны методические указания    

19.

Структура методического указания к отдельному фрагменту (истории) повести  «короткие истории про Свету и Милу»

Название темы.

Название темы отражает сущность, центральную идею того или иного фрагмента (истории) повести «Короткие истории про Свету и Милу» и тем самым создает обобщенный контекст, выполняет функию макроориентира деятельности педагогов, намечает границы проблемного поля, выделяет ведущую проблему, вокруг которой организуется воспитательный, развивающий диалог. Формулировка названия темы дана в редакции, предназначенной для взрослых — воспитателей, учителей, гувернеров, родителей. Педагоги не должны сообщать название темы учащимся.

Представления детей

Согласно выдвинутой и экспериментально подтвержденной основной гипотезе программы «Воспитательный диалог», дети старшего дошкольного возраста обладают спонтанными мировоззренческими представлениями (образы памяти и воображения, которые субъективно, психологически связаны с «абстрактными» словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей: «добро», «красота», «счастье», «время» и т.д.).

Старшие дошкольники имеют собственное видение мировоззренческих проблем, свое мнение относительно способов их преодоления. Дети вполне способны «давать ответы», создавать версии разрешения изучаемых морально-нравственных вопросов.

Основным способом реализации образовательных целей программы «Воспитательный диалог», в отличие от многих других программ, является создание психологических условий для развития уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих представлений, «доращивания» их до уровня культурных. Именно актуальный уровень развития детей, их собственное мнение по обсуждаемым вопросам — исходный пункт для организации воспитательных диалогов. В этом состоит особенность педагогической технологии программы «Воспитательный диалог».

Опираясь на установленные отечественной и зарубежной психологией закономерности мышления и сознания детей старшего дошкольного возраста, обобщая богатый эмпирический материал, в этом разделе методического руководства мы приводим описание наиболее типичных спонтанных мировоззренческих представлений детей, пытаемся реконструировать логику мышления учащихся. Эти материалы позволяют педагогу понять, с какими высказываниями, мнениями детей он столкнется на начальном этапе диалога, раскрыть актуальный уровень развития мировоззренческих представлений его собеседников.

Цель и основные направления дискуссии

В данном разделе методического руководства автор пытается дать не директивный, многовариантный ответ на самый распространенный вопрос педагогов-практиков: «Куда мы должны вести детей?» Наша цель — помочь педагогам увидеть различные перспективы развития диалога, типичные противоречия мышления старших дошкольников, наметить контуры культурного образца решения мировоззренческих проблем. Мы стремимся описать выводы, к которым могут прийти дети в результате воспитательного диалога, раскрыть для педагогов зону ближайшего развития спонтанных мировоззренческих представлений учащихся, содержание тех обобщенных представлений и предпонятий, которые могут быть сформированы у детей. Кроме того, этот раздел отвечает на вопрос «Как строить диалог?», содержит примерные описания хода занятия.

Методические задания

В этом разделе педагоги найдут различные игры и вопросы, логические задачи и задания для самостоятельной работы, упражнения и головоломки, пословицы и афоризмы. Они представлены как возможный набор к теме и не выстроены в логической последовательности для использования.

Методические задания не догма, а руководство к действию, подспорье для педагогов, деятельностное средство развития спонтанных мировоззренческих представлений детей.  В зависимости от хода конкретного диалога педагог выбирает из репертуара методических заданий те, которые необходимы для достижения образовательных целей курса.

Одна история - как правило, один, иногда два диалога по 25-30 минут, включая игры и упражнения. Оптимально проводить занятия еженедельно, хотя и здесь возможны, а иногда просто необходимы, варианты. Можно заниматься с группой детей (до 15 человек) в детском саду, по месту жительства или отдыха. Можно проводить развивающие беседы, что называется, «с глазу на глаз», «тет-а-тет» с сыном или дочкой. Прекрасно зарекомендовала себя практика воспитательных диалогов с одаренными детьми, и напротив, с ребятами, имеющими отклонения в развитии. Наибольший эффект достигается в работе с дошкольниками, испытывающими трудности в общении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаревских В.С. педагог – психолог

Слайд 2

«Воспитательный диалог» Телегина М.В. Выходные данные: Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – 3-е изд. – ООО «Издательство «ДеНово», 2012. – 288 с. ISBN 978-593536-079-5 Интернет версия книги на сайте: http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog

Слайд 3

Автор программы – Телегин Михаил Владимирович. «Моя профессиональная карьера, да что там карьера, вся жизнь, прочно переплелась с детской философией. И я счастлив!» - так звучит эпиграф к его книге «Философия для детей».

Слайд 4

«Воспитательный диалог» - одна из первых в современной России воспитательных программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, творческих компонентов мышления старших дошкольников. Основа программы – диалогическое воспитание.

Слайд 5

XVII век. Чехия. Ян Амос Коменский - педагог всемирно-исторического масштаба, заложивший фундамент традиционного образования, автор «Великой дидактики» - книги, где впервые описана классно-поурочная и лекционно-семинарская формы обучения. В его «материнской школе» дети «знакомились с началами философии, искусства, религии, истории и права», «не вычитывая мудрость из книг», но черпая ее из бесед, «из созерцания земли и неба».

Слайд 6

XVIII век. Швейцария. Иоганн Генрих Песталоцци главным направлением развития ребенка младшего возраста считал его нравственное воспитание, а способом достижения этой благой цели – «беседы о правде, долге, справедливости, чудесном устройстве мира».

Слайд 7

1787-1836. Россия. Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836; псевдоним Антоний Погорельский) - писатель, педагог, философ. В центре его произведений - нравственные коллизии, разрешить которые предстоит маленьким читателям. Перовский предостерегает: «Не следует унижать ребенка, навязывая ему готовые мнения». «Читайте мои книги и беседуйте с детьми о мире, в котором живете», – призывает писатель.

Слайд 8

Середина 19 века. Россия. Педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский создает замечательные сказки для детей 5-7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам».

Слайд 9

Начало 20 в ека. Россия. Лев Николаевич Толстой пишет две книги «Беседы с детьми по нравственным вопросам» и «Евангелие для детей», философски t по содержанию сказки Толстого, адресованные самым маленьким читателям. Взрослые обязаны дать духовную пищу для ума и сердца воспитанников, привить вкус к размышлениям о высоких материях.

Слайд 10

Советский период Антон Семенович Макаренко Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 11

Научные концепции выдающихся отечественных психологов Программа «Воспитательный диалог» твердо стоит на трех «китах» – фундаментальных отечественных психологических концепциях: культурно-исторической теории становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Слайд 12

Культурно-историческая теория становления высших психических функций ( Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия ) Л.С. Выготский писал: «Всякая психическая функция выходит на арену психического развития дважды, сначала как деятельность «интерпсихическая» (совместная), затем, интериоризируясь («вращиваясь», переходя из внешней, совместной формы во внутреннюю), «как деятельность интрапсихическая» (субъективная).

Слайд 13

Теория деятельности или деятельностный подход Алексей Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Слайд 14

Психологическая теория учебной деятельности (Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов « учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия».

Слайд 15

Вывод: Если мы хотим созидать мировозрение ребенка, то необходимо спроектировать совместную деятельность детей таким образом, чтобы они освоили генетически исходную для философии деятельность – философствование; в сокращенном, сжатом виде повторили действительный исторический процесс зарождения и становления философии.

Слайд 16

Принципы и подходы программы Старшие дошкольники имеют собственное спонтанное видение мировоззренческих проблем, свое мнение относительно способов их преодоления. Дети вполне способны «давать ответы», создавать версии разрешения изучаемых морально-нравственных вопросов. для развития уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих представлений, «доращивания» их до уровня культурных необходимо создание психологических условий.

Слайд 17

Образовательные цели и задачи программы: Формирование основ мировоззрения и личности; создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям, традиционным для нашей Родины ценностям. Разрушение личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация детей. Привитие вкуса; создание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, гносеологических, онтологических, морально-нравственных) проблем. Проектирование «зоны ближайшего развития» для уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих понятий; «доращивание» ДСМП до уровня культурных представлений и предпонятий. Всемерное развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; развитие способности соотносить, координировать различные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения. Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.

Слайд 18

Содержание программы В качестве материалов для организации воспитательных (мировоззренческих) диалогов с детьми старшего дошкольного возраста автор программы предлагает специальные стимульные тексты «Короткие истории про Свету и Милу», поднимающие насущные проблемы воспитания. Всего 29 историй. Двадцать девять действительно лаконичных, простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом.

Слайд 19

Структура методического указания к отдельному фрагменту (истории) повести «короткие истории про Свету и Милу» - тема диалога; - представления детей (описание наиболее типичных спонтанных мировоззренческих представлений детей); -цель и основные направления дискуссии; - методические задания (вопросы, игры, упражнения).

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Краткосрочная образовательная практика "Пуантилизм" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание картин в нетрадиционной технике рисования «пуантилизм», развитие чувства цвета, творческого мышления,  мелкой моторики рук.Количество занятий: 4Количество детей: 12Возр...