Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте
статья (средняя группа)

Дуплинская Татьяна Владимировна

В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность, а также имеет большое значение в психическом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_vedushchaya_deyatelnost_v_doshkolnom_vozraste.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Солнышко» с. Томское, Серышевский район

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте

                                                                                                              Подготовила:
                                                                                                              воспитатель первой
                                                                                                              квалификационной
                                                                                                              категории
                                                                                                              Т. В. Дуплинская

         В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность, а также имеет большое значение в психическом развитии ребенка. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план: у младших дошкольников игровые действия с опорой на предметы – заместители выполняются очень развернуто, у старших они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом.  По мнению  Н.Я.  Михайленко,   игра  выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

В соответствии с законом познания творчество - это форма, в которой деятельность из способа познания превращается для ребенка в форму самовыражения, реализацию им своей индивидуальности (многократная смена ролей в игре). Выполняя ее, ребенок оказывается в роли исследователя, артиста, стремится показать свои достижения. Овладение адекватной самооценкой результата деятельности позволяет ребенку развивать в себе талант в той или иной области жизни.

Самодеятельность - это самостоятельное выполнение ребенком деятельности:

- по своей инициативе берется за выполнение деятельности;

-выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, но не вмешивается;

- дает полученному результату адекватную самооценку.

Важно подчеркнуть также, что самодеятельность, превратившаяся в форму, «освобождает» предметное самосознание для открытия им новых знаний, а значит расширяются возможности для развития интеллекта. Внутри освоенной деятельности создаются условия для новой области познания. Это закон развития.

Таким образом, игра - «это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Игры в свободной деятельности способствуют закреплению и развитию сформированного навыка.

Одной из причин возникновения и развития у ребенка нравственной регуляции поведения, по мнению С.Н.Карповой, является развитие у дошкольников сюжетно-ролевой игры, которая ведет к организации  «детского общества». Именно в детском обществе дети учатся избегать конфликтных ситуаций или разрешать их путем использования определенных норм и правил. Следование правилам требует от ребенка отказа от своих импульсивных желаний, а его поведение становится все более осознаваемым, регулируемым и произвольным. Следовательно, необходимо создание таких условий, в которых ребенок будет стремиться отказываться от асоциальных форм поведения. В процессе игры ребенок начинает ориентироваться в общественных функциях взрослых. На этой основе у него возникает возможность подчинять свои непосредственные импульсивные устремления мотивам успешного осуществления своей роли. С другой стороны, у ребенка к концу дошкольного возраста появляется и осознается новый мотив - мотив реального осуществления определенного действия.

Интерес к творческим ролевым играм развивается у ребенка 3-4 лет в связи с появлением потребности участвовать в общественной жизни. Л.С. Выготский отмечает «…противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и тем не менее не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра , которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний».

Развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное руководство воспитателя игровой деятельностью, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

Ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в игровых ситуациях воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, пожарного, образцы их действий. «Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. И хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью» (И.Ю.Кулагина).

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Возрастная психология. Дошкольный возраст....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, перед...

«Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»

Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания...

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность, а также имеет большое значение в психическом развити...