Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
статья по теме

Даник Ольга Владимировна

Игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_vedushch._deyatelnost_rebenka_doshk.vozrasta.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Тема: «Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного      возраста».

                                

                                        Введение

Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения), формируются навыки общения со сверстниками.

Проблеме развития игровой деятельности уделяли особое внимание такие педагоги-психологи, как Н. Ф. Комарова, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова,                       Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. П. Усова, А. В. Запорожец.

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике.

                 Актуальность проблемы, заключается в том, что:

-педагоги недооценивают значение игры

В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строить отношения со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень развития игры дошкольников

Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень психологической готовности детей к школе 

Психологическая готовность к школе рассматривается как условие успешного перехода детей от игровой деятельности к учебной деятельности. В разных видах игры происходят важнейшие изменения психики детей, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Дети не умеют согласовывать свои действия при решении общей задачи, затрудняются учитывать точку зрения партнера.

Полноценное развитие игры дошкольников зависит в целом от того, как происходит развитие игровой деятельности в разные периоды дошкольного детства.

Рассмотрим аспекты организации игры с младшими дошкольниками.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.

Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей игровой деятельности:

- научить ребенка принимать игровую роль и обозначать ее для партнера по игре;

- осуществлять специфические для роли предметные действия;

- развёртывать ролевое взаимодействие-диалог;

- изменять в ходе игры ролевое поведение и игровую роль в зависимости от сюжета;

- развивать игры детей с опорой на их личные интересы.

Педагогические принципы:

-для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть с детьми;

-воспитатель должен играть вместе  с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом следующем этапе развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

-начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому и сверстнику

-на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Условия формирования игры

-создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды

-деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя

субъектами игры

-создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали

-способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во

вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских

игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.

         

Предметно-пространственная среда

 (в соответствии с требованиями ФГОС ДО):

-насыщенность среды;

-трансформируемость игрового пространства;

-полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм);

-доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства;

-вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр);

-безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).

На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности — ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью, пишет Д.Б. Эльконин. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

По определению, ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Такую характеристику сюжетно-ролевой игре дает Д.Б. Эльконин.

 Вопрос о роли игры в детском развитии на данной возрастной ступени чрезвычайно важен и интересен, а потому и достаточно велик по объему.

                Структура сюжетно-ролевой игры в развернутом ее виде

Под развернутым видом сюжетно-ролевой игры понимают состояние игры к моменту полного оформления, какое она занимает у ребенка старшего дошкольного возраста.

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Роль

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Важный вопрос, который возникает в связи с этим, можно сформулировать так: «Каковы условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли?» При ответе на поставленный вопрос следует учитывать три обстоятельства. Во-первых, ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Основным же источником, откуда дети черпают сюжеты своих игр, является действительность. Знакомство с ней — главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры.

Ребенок играет только в магазин потому, что лишь эта сторона действительности ему знакома. Потому, что единственное место, куда он ходит с мамой, выйдя за пределы своей квартиры, — магазин.

Во-вторых, знакомство с этой действительностью должно проходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Экскурсия в зоопарк описана в одной из работ Д.Б. Эльконина. Дети не играли в зоопарк, когда вернулись в группу. Тогда была предпринята вторая попытка повести детей в зоопарк, в ходе которой внимание детей обращалось на деятельность человека, на виды работ, которые он осуществляет, будучи работником зоопарка. Изменения, внесенные в содержание экскурсии, привели к желаемому результату. Дети стали играть в зоопарк.

В-третьих, в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к деятельности взрослого человека. Е. Платнер- немецкая исследовательница, обращает внимание на ситуации, когда в условиях детского сада детей знакомят с миром профессий. Происходит это все в реальной ситуации и выглядит следующим образом: в группу приходит женщина с гладильной доской и бельем, которое она должна выгладить. Если, обращает внимание Е. Платнер, она будет недовольно ворчать в процессе выполнения работы, если будет хмурить брови, говорить о том, как все тяжело и как неинтересно все то, что она делает, то никто из детей никогда не захочет быть «гладильщицей» или «гладильщиком». Совсем по-другому будет выглядеть ситуация, если пришедшая в группу «гладильщица» будет в хорошем настроении.

                                        Игровые действия

Взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредством игровых действий. Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому кассир (начальник станции, буфетчик), подчеркивает Д.Б. Эльконин, что он продает билеты, объявляет об отправлении поезда, дает разрешение машинисту, торгует печеньем и т.д. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами для выполнения роли пассажиров и кассира.

Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

                                Игровые и реальные отношения

В процессе игры выделены две формы отношений между детьми.

Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное — выполнение взятой на себя роли.

Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают и реальные отношения. Их место при переходе детей от младшего к среднему, а от него к старшему дошкольному возрасту изменяется. Все больше они уступают место отношениям игровым. И если в младшем школьном возрасте они постоянно вторгаются в ход игры, то в старшем дошкольном возрасте такое вмешательство невозможно. Отношения игровые полностью подчиняют себе реальные отношения детей.

Вместе с тем, затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи, обращает внимание Д.Б. Эльконин. В процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают, тем не менее относиться друг к другу как товарищи по игре. Как говорит Д.Б. Эльконин, они не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» может вдруг изменить подчеркнуто любезный тон в обращении с покупателями и упрашивать детей: «Не забирайте все, а то у меня ничего не останется в магазине».

Реальным коллективным отношениям в игре исследователи придают большое значение. Играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла.

В игре дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей. Но соподчинение и согласование действий определяются не только ролью, но и теми реальными отношениями, которые возникают между детьми в игровом коллективе. Эти реальные отношения внутри играющего коллектива требуют от каждого играющего хорошего и правильного выполнения своей роли. По мере того как дети научаются выполнять свои ролевые функции, эти требования, идущие непосредственно от коллектива и обнаруживающиеся в прямых указаниях его членов, все больше и больше свертываются. Но даже тогда, когда они внешне не выражены, они незримо присутствуют в каждой коллективной игре.

                                Предметы-заместители

В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы, которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого мира (ложечки, лопатки, вилочки и т.д.), но и предметы-заместители. Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Но все ли в игре может быть всем? Этот вопрос поставил Л.С. Выготский. И ему он показался далеко не праздным. По мнению Л.С. Выготского, перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

                                                Правила

В игре, отмечает Д.Б. Эльконин, впервые возникает новая форма удовольствия, которое испытывает ребенок, — радость от того, что он действует так, как требуют правила. Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности, отмечает Д.Б. Эльконин. В ней действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности.

Всякая ролевая игра — это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

Наличие во всякой ролевой игре правил наиболее отчетливо проявляется в тех случаях, когда правило ролевого поведения вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, возникающими по ходу игры. Эксперименты показали, что подчинение детей правилу и отказ от мимолетных желаний постоянно сопутствуют ролевой игре. Так, в одной из экспериментальных ситуаций (игра в «дочки-матери»), описанных Д.Б. Элькониным, дети отводят своих «детей» в «детский сад» и должны там расстаться с привлекательной игрушкой, передав ее в руки других детей. Здесь налицо конфликт между правилом поведения «матери» и непосредственным желанием ребенка подержать как можно дольше в руках понравившуюся куклу.

С возрастом, отмечает Д.Б. Эльконин, устойчивость в подчинении правилу неизменно повышается. Между ролью и связанным с ней правилом, тем не менее существуют закономерно изменяющиеся отношения. Д.Б. Эльконин сформулировал развитие игр в следующей формулировке: развитие игр идет от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

                                Воображаемая ситуация

В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть воображаемой ситуации. Суть воображаемой ситуации подробно исследовал А.Н. Леонтьев. Эти исследования чрезвычайно интересны и оригинальны. По этому поводу А.Н. Леонтьев пишет, что рождение воображаемой игровой ситуации происходит в результате того, что в игре предметы, а значит, и операции с этими предметами включены в действия, которые обычно осуществляются в других предметных условиях и по отношению к другим предметам. Игровой предмет сохраняет свое значение, ребенку известны его свойства, известен способ возможного употребления, возможного действия с ним. Это и есть то, что образует значение данного предмета. Однако в игровом процессе значение не просто конкретизируется. Например, ребенку известно значение палочки. Однако в игре операции с палочкой включаются в совсем другое действие, чем то, которому они адекватны. Поэтому палочка, сохраняя для ребенка свое значение, вместе с тем приобретает для него в этом действии совершенно иной смысл. Например, палочка приобретает для ребенка смысл лошади.

Итак, существуют реальное действие, реальная операция и реальные образы реальных предметов, но при этом ребенок действует с палочкой как с лошадью. В результате складывается ситуация, когда игровые операции оказываются как бы несоответствующими действию. Игровые операции неадекватны действию. Но в игре, действие и не преследует этой задачи: ведь ее мотив, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, лежит в самом действии, а не в его результате.

Построив такой ряд рассуждений, А.Н. Леонтьев решает достаточно важную с его точки зрения задачу. Он пытается доказать реальность игрового действия, показав тем самым, что нет фантастических элементов в психологических предпосылках игры. Это доказательство чрезвычайно важно в решении вопроса о месте игры в ряду других видов деятельности. Именно реальный характер игровых действий придает ей непреходящее значение в ряду видов деятельности, определяющих детское развитие.

Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. Элементарный труд также предполагает тесный контакт ребенка со взрослым человеком. Однако возможности этих контактов ограничены в силу недостаточных возможностей самого ребенка. В мир взрослого человека ребенок попадает в деятельности, названной восприятием сказки. Однако это вхождение не реально. Оно существует лишь в воображении ребенка.

Также велика доля воображения и в изобразительной деятельности ребенка. Учебная же деятельность у ребенка дошкольного возраста еще не сложилась, а потому нет и возможности пока говорить о ее значении в психическом развитии ребенка.

                                                Сюжет

Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Они достаточно подробно описаны в работах Д. Б. Эльконина. Однако, как показывает анализ, все они укладываются в трехчленную классификацию. Так, можно вести речь о трех группах игр: игры с сюжетами на бытовые темы; игры с производственными сюжетами; игры с общественно-политическими сюжетами.

        К первой группе относят игры в семью, парикмахерскую и т.д. Вторую группу представляют игры строительные, сельскохозяйственные и т.п. Третью группу составляют игры в войну.

Время вносит свои поправки в сюжеты детских игр. Одни из них, будучи популярными в одно историческое время, сменяются другими, сюжеты которых ставит на повестку дня жизнь. Так, дети сегодня не играют в сельскохозяйственные игры и челюскинцев, о которых писали Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев. Современные дети сегодня чаще играют в парламент и черепашек-ниньдзя.

Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, пишет Д.Б. Эльконин, намечается определенная закономерность в их развитии. Здесь можно говорить, по крайней мере о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д.Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. Развитие сюжетов идет не только по линии охвата все новых сфер действительности, но и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью). У старших дошкольников они становятся все более разнообразными (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т. д.). Однако Д.Б. Эльконин обращает внимание на то обстоятельство, что на разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная работа с детьми. Так, результаты ряда исследований по данному вопросу показали, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для ее возникновения и развития необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребенка со взрослыми. Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время. Ссылаясь на данные А.П. Усовой, Д.Б. Эльконин подчеркивает: у трех-, четырехлетних детей продолжительность игры составляет всего 10—15 минут, у четырех-, пятилетних — 40—50 минут, а у старших дошкольников наблюдаются игры, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.

                                Содержание игры и его развитие

Указание на сюжет, отмечает Д.Б. Эльконин, еще не может характеризовать игру полностью, так как некоторые сюжеты могут встречаться и у младших и у старших детей. Простое указание на то, во что играют дети, еще не говорит о том, какую именно сторону действительности дети выделили в качестве основной.

Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Развитие содержания игр выражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей — через свое содержание и сюжет игра связывает ребенка с широкими общественными условиями, с жизнью общества.

                        От действий с игрушками к играм с правилами

Интересные данные об основных линиях развития содержания ролевых игр Д.Б. Эльконин позаимствовал из работы Л.С. Славиной. Так, было замечено, что основным содержанием игр младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами. Эти дети «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом «морковка», которую ребенок «натер», куклам не дается.

Тарелочки с разложенным на них «обедом» не ставятся куклам на стол. Посуда моется, когда она еще не загрязнена. Ребенок «режет хлеб» не для того, чтобы дать его куклам. Здесь содержание игры заключается в воспроизведении действий с предметами. При этом действия на данном этапе отличает максимальная развернутость: они никогда не бывают сокращенными и не заменяются словесными обозначениями.

Старшие дети производят внешне те же действия. Но для них на первый план выступает использование результата произведенных действий для другого участника игры. Если «каша» накладывается в тарелочки, нарезается «хлеб» или натирается «морковка», то все дается куклам. Действия на данной стадии развития игры более или менее коротки. Они не повторяются теперь бесконечно. Одно действие, закончившись, сменяется другим.

Действие теперь совершается ребенком не ради самих действий, а для «осуществления через них определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью». Основным в содержании игры с этого момента становятся отношения между людьми, роли, которые взяли на себя дети.

Действия при этом чрезвычайно сокращаются и обобщаются. Они приобретают условный характер. Чем старше дети, тем более сокращенный и обобщенный xарактер носят действия. Важно при этом заметить, что сами действия не исчезают бесследно. Просто с возрастом дети все больше переходят от показа результата действия к показу способа его выполнения, а затем к показу общего рисунка движений, связанных с этим действием.

Д.Б. Эльконин пишет, что изменение содержания игр может быть выявлено не только по характеру действий, но и по тому, как начинается игра и что является основной причиной конфликтов, возникающих между детьми.

У младших детей роль подсказывается самим предметом, попавшим в руки. Если у ребенка в руках оказывается трубка, то он — «доктор», если термометр — то «медицинская сестра» и т.д. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине одновременно едут два «шофера», больного осматривают несколько «врачей», обед готовят несколько «матерей». Этим объясняется и частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется до начала игры. И здесь главные ссоры возникают из-за ролей: кто кем будет. На первый план выступают отношения людей друг к другу. Действие может носить обобщенный характер, и его основное содержание может переноситься на отношение к другому человеку (шофера к пассажирам, матери к дочке, вожатого к кондуктору и т.п.).

У старших дошкольников главным содержанием игры становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Причем дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил своими товарищами по игре. И здесь в основном спорят вокруг того, «бывает так или не бывает». На данном этапе достаточно четко выступает и критика действий участников по игре.

Замечено, что коллектив играющих детей также претерпевает некоторые изменения при переходе ребенка от младшего дошкольного возраста к старшему.

Так, Л.С. Славиной было замечено, что первоначально (в младшем дошкольном возрасте), даже участвуя в совместной игре, дети мало обращают внимания на действия друг друга. Они играют «рядом», а не «сообща». У старших дошкольников игра проходит «вместе», а не «рядом».

В возрасте 4—5 лет группы охватывают от 2 до 5 детей. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, проявляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще всего по ходу самой игры.

У старших дошкольников в возрасте 6—7 лет наблюдается предварительное (до начала игры) коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго.

        Механизм влияния сюжетно-ролевой игры на детское развитие

Почему столь велико значение игры в психическом развитии дошкольника, в формировании его личности? Дело в том, что сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка этого возраста — его стремлению войти в мир взрослого человека. Предмет игры — взрослый человек как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Исследования Н.В. Королевой, как пишет Д.Б. Эльконин, показали, что в играх у детей наблюдаются такие отношения, которые вне игры им не доступны. Так, в игре дети часто становятся в отношения соподчинения и взаимной помощи. В реальной жизни подобные взаимоотношения еще не доступны детям даже старшего дошкольного возраста.

Считается, что дети в своих играх вступают в более сложные взаимоотношения, чем это имеет место в их реальной коллективной жизни. Это оказывает на них большое воспитательное воздействие.

                                        Заключение

Благодаря правильному руководству сюжетными играми младших дошкольников игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится более самостоятельной и начинает носить творческий характер.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.  

2.Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

4.Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.