Главные вкладки

    Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
    статья на тему

    Чернова Мария Олеговна

    Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

    Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые  расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

    Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

    Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

     Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

    Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

     Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного  развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.

    Поисково-исследовательская деятельность.  К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). К этому виду мы относим проектную деятельность:  «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом».

    Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада.  

    Театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.

    Дошкольная педагогика — отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики — изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Функции дошкольной педагогики:

     • Описательная - накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.

     • Объяснительная - раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.

     • Проективно-конструктивная - разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

    • Прогностическая - прогнозирование развития педагогических систем на основе познания зако- номерностей воспитания и обучения.

    • Мировоззренческая - активное формирование педагогического сознания в общественной среде. Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:

    1. Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.

    2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад - школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности).

    3. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.

    4. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).

     5. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно- ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

     6. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

    7. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ

     8. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

     9. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ. Методы научного исследования в дошкольной педагогике Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.

    Этапы педагогического исследования:

    1-определение проблемы, цели, задач, гипотезы;

    2- проверка гипотезы (эксперимент);

    3-осмысление полученных данных, обработка результатов;

    4-оформление результатов исследования;

    5-внедрение результатов в практику.

     Дошкольная педагогика в системе наук. Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология - наука о сознании и поведении ребенка, открывающая закон.

    Виды деятельности.

    • Методы физического развития

    http://detstvogid.ru/metodyi-fizicheskogo-razvitiya-doshkolnikov/.html

    Специфические методы:
    1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
    2. Игровой метод. Предполагает использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
    3. Соревновательный метод. Включает применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.
    4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.

    Общепедагогические методы:
    Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.
    К данной группе методов относятся:
    — название упражнения;
    — описание;
    — объяснения;
    — указания;
    — команды;
    — вопросы к детям и др.
    Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия.
    К практическим методам относятся:
    — показ физических упражнений;
    — имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни.

    • Методы познавательного развития.

    В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

    – наглядные;

    – практические;

    – словесные.

    Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

    В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

    НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

    К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

    – наблюдение;

     -рассматривание картин;

    – демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

    – некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

    НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

    – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

    – за изменением и преобразованием объектов;

    – репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

    Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

    – ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

    – планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

    – учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

    – высокая умственная активность и самостоятельность детей.

    НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

    Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.В педагогическом процессе детского сада используются специальные картины – предметные и сюжетные (например, «Времена года» – авт. С. А. Веретеникова, картины Левитана, Шишкина и др.). Дошкольники с легкостью узнают своих любимых сказочных персонажей в сюжетах картин Васнецова («Аленушка», «Иван Царевич…» и др.).Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве (графике, живописи) в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные и яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

    – упражнения;

    – игровой метод;

    – элементарные опыты;

    – моделирование.

    Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

    УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

    – подражательного характера;

    – конструктивного характера;

    – творческого характера;

    – игровые.

    ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

    ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

    МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

    СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

    1. Рассказы воспитателя.

    Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы.

    2. Рассказы детей.

    Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

    3. Чтение художественных произведений детям.

    Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

    4. Беседы.

    Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

    • Методы личностного развития

    Выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников.

    К числу этих требований относятся:

    -развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    -создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

    -формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

    -воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

     -приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

    - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

    - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

    Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

    - сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

    - перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

    - систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

    - коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

                Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

    В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой. Используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

    Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

    • Социализация через игру

    Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

    • Другие социальные факторы развития ребенка.

    Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует

    подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

    Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

    Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

    Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символик - моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «...

    Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

    Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста

    Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются п...

    Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....