Методическая разработка для конкурса на ГМЦ по формированию осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице
методическая разработка (младшая группа)
https://docs.google.com/document/d/156rPnUXwXiGjcE...
Проблема формирования осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в нашем обществе. Поэтому обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, пропаганда безопасного образа жизни приведет к сохранению и укреплению жизни и здоровья детей. Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома, ядовитый и опасный для детей растительный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 1512»
Методическая разработка
по формированию осознания у ребенка
безопасного поведения в доме и на улице
Прозорова Татьяна Васильевна воспитатель ул. Красный Казанец, д. 19А 89154826695 |
г.Москва, 2019
Проблема формирования осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в нашем обществе. Поэтому обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, пропаганда безопасного образа жизни приведет к сохранению и укреплению жизни и здоровья детей. Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома, ядовитый и опасный для детей растительный мир.
Одна из важнейших задач родителей и воспитателей – это научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно только в процессе практической деятельности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности, здоровья, здорового образа жизни из-за увеличения частоты проявления неправильного отношения к своему здоровью (алкоголизм, наркомания, драки и другие пороки человеческого общества), из – за отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях и т.д. Целесообразно отметить, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением, включающем здоровьесберегающие технологии, приведут к положительным результатам. Здоровье детей дошкольного возраста обусловлено такими факторами, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, также является система воспитания и обучения. Исходя из вышеизложенного, мною был создан проект, направленный приобретение знаний о здоровом и безопасном образе жизни, формирование желания безопасного поведения в доме и на улице и нести ответственность за свое здоровье и безопасность.
Ссылка на проект в младшей группе:
https://docs.google.com/presentation/d/1Q0PAPLbEPAPaeY9F0l1S-8S13-UnkRnxeAFOSdBvczQ/edit?usp=sharing
https://yadi.sk/i/HbqdlZ2Rw86l6A или
https://docs.google.com/presentation/d/1Q0PAPLbEPAPaeY9F0l1S-8S13-UnkRnxeAFOSdBvczQ/edit?usp=sharing
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный
Участники:
Дети младшей группы 2-4 года, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок исполнения проекта - с октября по декабрь 2018г.
Цель:
- Формирование знаний детей о правилах безопасного поведения в доме и на улице.
Задачи:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- Дать элементарные знания поведения на улице, проезжей части, познакомить с ППД;
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице;
- Развивать умение передавать свои впечатления от увиденного в ИЗО-деятельности;
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, умение действовать согласованно;
Актуальность
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома; ядовитый и опасный для детей растительный мир.
Одна из важнейших задач родителей и воспитателей – это научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе практической деятельности.
Проблема
У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.
Формы организации работы с детьми
- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение и рассматривание познавательной, художественной литературы, исследовательская деятельность, пение песен, посещение автодрома, игры, беседы, продуктивная творческая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экспериментирование.
- Проблемные ситуации.
- Самостоятельная деятельность детей: рассматривание альбома, иллюстраций, познавательной литературы, творческая продуктивная деятельность.
Прогнозируемые результаты:
Дети должны знать:
- об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, один дома);
- причины пожара;
- сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения;
Дети должны уметь:
- объяснять и давать оценку в правилах дорожного движения;
- проявлять интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
Дети должны иметь представление:
- о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
- об использовании своих знаний в экстренных случаях;
- о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).
Содержание работы по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы о безопасности:
- «Дорога до детского сада», «Наш друг светофор», «Как переходить проезжую часть», - развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Один дома».
- «Таблетки на столе», «Сосульки – это «вкусно» - рассказать о вреде, который можно нанести здоровью таблетками и сосульками.
- «Осторожно горячая вода»- рассказать как вести себя радом с кипятком.
- «Знакомство с улицей» - формировать представление об окружающем пространстве.
- «Берегись автомобиля», «Не играй на перекрестке» - закреплять правила дорожного движения.
- «Мы на горке» - напомнить ребятам о правилах поведения на горке
• Настольные игры: «Город, в котором мы живём», «Знаки дорожного движения», «Огнеопасные предметы».
• Дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «С чем нельзя в лес ходить?», «Внимание, дорога!».
• Сюжетно-ролевые игры: «Мы - шофёры», «Мы - пожарные», «Медицинский центр».
Художественно-эстетическое развитие:
• Аппликация «Светофор, зебра», рисование «Пожар в доме», конструирование «Дорожное движение нашего города».
• Рассматривание плакатов: «Азбука безопасности на дороге», «Пожарная безопасность».
Познавательное развитие:
• Совместная деятельность: драматизация сказки К.И.Чуковского «Путаница», «Лесное путешествие со Знайкой», «Азбука безопасности».
• Наблюдения: «Работа водителя», «Машина пожарных», экскурсии по детскому саду.
Речевое развитие:
• Заучивание стихотворений о ПДД, загадки о пожаре
- Прослушивание аудиосказок К.И.Чуковского
• Выставка в книжном уголке.
Физическое развитие:
•Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Весёлый пешеход», «Пожарные на учениях», «Самолёты», «Мышеловка».
Результат проектной деятельности:
• Мультимедийная презентация проекта на педагогическом совете.
• Оформление опыта работы в пед/кабинет по проекту и самообразованию «Азбука безопасности».
Взаимодействие с родителями:
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества и совместной деятельности.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
3. Привлечь родителей к подготовке атрибутов.
Содержание работы с родителями:
Оформление ширм:
«Безопасность ребёнка на улице», «Безопасность на транспорте», «Здоровье детей в наших руках».
Стенгазета:
«Безопасность в быту и на улице!»
Индивидуальные и групповые консультации:
«Игра, как средство воспитания», «Родители - пример для подражания», «Чему мы можем научить?», «Что такое ОБЖ»; «Как уберечь ребенка от травм».
Совместная деятельность детского сада и семьи
Рекомендации по чтению художественной и познавательной литературы. Совместная художественно-творческая деятельность. Составление памяток, рекомендаций, альбомов, фотогазеты. Оформление выставки и материала по проекту.
Обеспечение проекта:
- Детская художественная литература
• Чуковский К.И. «Федорино горе», «Путаница»
• Михалков С. «Трезор»
• Маршак С.Я. «Пожар», «Кошкин дом»
• Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»
• Жидков Б. «Пожар в море», «Дым», «Пожар»
• Стихи, загадки по ПДД и пожарной безопасности
2. Дидактический демонстрационно-наглядный материал
• Знаки дорожного движения
• Плакаты по пожарной безопасности
• Плакаты по ПДД
• Плакаты «Один дома»
• Автогородок
3. Настольно-дидактические игры
• «Знаки дорожного движения»
• «Угадай профессию»
• «Огнеопасные предметы»
Методическая литература:
• «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е.Вераксы
• Авдеева Н.Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс, 2002.
• Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва, 2003.
• Извекова Н.А. «Правила дорожного движения».
• Сайт для заботливых родителей.
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путём использования разных методов и приёмов. Дети с увлечением стремятся к познанию объектов окружающего мира, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, уверенно называют правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе. У детей накопился социальный опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, в ходе реализации проекта, направленного на формирование потребности у детей ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении и семье была создана здоровьесберегающая среда, способствующая полноценному и гармоничному развитию ребенка, формированию потребности быть здоровым. Стоит отметить, что в процессе совместной деятельности между детьми и родителями сложились доверительные отношения, что позитивно отразилось на работе дошкольного учреждения, и, на эмоциональном состоянии всех участников проекта, в частности
Выводы:
В детском саду закладывается фундамент для дальнейшего формирования представлений о здоровье человека и предупреждении заболеваний. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни, что предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Наш детский сад активно движется по пути сохранения, укрепления и оздоровления детей.
Перспективы дальнейшей работы:
Продолжать работу по:
- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
- воспитанию культурно-гигиенических навыков;
- формированию представлений о ЗОЖ;
- разработке системы интегрированных занятий по теме: «Безопасного и здорового образа жизни»;
- проведению с родителями тренинга на тему: «Укрепление здоровья детей в домашних условиях»;
- формированию познавательной сферы ребенка, т.е. закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма;
- взаимодействию с семьей;
- ознакомлению со сказками, легендами, мифами народов мира, художественными и научными текстами, где отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
Список использованной литературы:
1. Иванова А.И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н. и др. Планирование работы по образовательной области «Познание» (проектно-исследовательская деятельность: игровое экспериментирование, проекты для детей 2–7 лет). – М.: ЦДО «Восхождение», 2012.
3. Белая К.Ю. Как подготовить и провести педагогический совет в ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Профилактическая работа с детьми по воспитанию правил безопасного поведения на улице"
Методическая разработка представлена в виде презентации, которая содержит материалы по оганизации развивающей предметно-протранственной среды, формы работы с детьми и формы работы с родителями....
Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»
в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...
"Использование конкурсов чтецов в формировании осознанного чтения у дошкольников"
Презентация опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....
Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий
В ходе ООД у детей продолжают формироваться элементарные математические представления. Дети продолжают учиться решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается раб...
Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.
Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаяс...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....