Методическая разработка для конкурса на ГМЦ по формированию осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице
методическая разработка (младшая группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

https://docs.google.com/document/d/156rPnUXwXiGjcE...

Проблема формирования осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в нашем обществе. Поэтому обогащение  детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, пропаганда безопасного образа жизни приведет к   сохранению и укреплению жизни и здоровья детей.         Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома, ядовитый и опасный для детей растительный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа  № 1512»

Методическая разработка 

 по формированию осознания у ребенка

безопасного поведения в доме и на улице

Прозорова Татьяна Васильевна

воспитатель

ул. Красный Казанец, д. 19А

Alexa495@bk.ru

89154826695

г.Москва, 2019

Проблема формирования осознания у ребенка безопасного поведения в доме и на улице в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в нашем обществе. Поэтому обогащение  детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, пропаганда безопасного образа жизни приведет к   сохранению и укреплению жизни и здоровья детей.         Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома, ядовитый и опасный для детей растительный мир.

        Одна из важнейших задач родителей и воспитателей – это научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях.

       Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно только в процессе практической деятельности.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности, здоровья, здорового образа жизни из-за увеличения частоты проявления неправильного отношения к своему здоровью (алкоголизм, наркомания, драки и другие пороки человеческого общества), из – за отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях и т.д.  Целесообразно отметить, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением, включающем здоровьесберегающие технологии, приведут к положительным результатам. Здоровье детей дошкольного возраста обусловлено такими факторами, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, также является система воспитания и обучения. Исходя из вышеизложенного, мною был создан проект, направленный приобретение знаний о здоровом и безопасном образе жизни, формирование желания безопасного поведения в доме и на улице и нести ответственность за свое здоровье и безопасность.

Ссылка на проект в младшей группе:

https://docs.google.com/presentation/d/1Q0PAPLbEPAPaeY9F0l1S-8S13-UnkRnxeAFOSdBvczQ/edit?usp=sharing

https://yadi.sk/i/HbqdlZ2Rw86l6A или

https://docs.google.com/presentation/d/1Q0PAPLbEPAPaeY9F0l1S-8S13-UnkRnxeAFOSdBvczQ/edit?usp=sharing

Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный 

Участники:

Дети  младшей  группы 2-4 года, воспитатели и родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок исполнения проекта - с октября по декабрь 2018г.

Цель:

  • Формирование знаний детей о правилах безопасного поведения в доме и на улице. 

Задачи:

  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
  • Дать элементарные знания поведения на улице, проезжей части, познакомить с ППД;
  • Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице;
  • Развивать умение передавать свои впечатления от увиденного в ИЗО-деятельности;
  • Развивать познавательную активность  детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, умение действовать согласованно;

Актуальность

         Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир - это и дороги, и бытовая техника, и пожары в природе и дома; ядовитый и опасный для детей растительный мир.

        Одна из важнейших задач родителей и воспитателей – это научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях.

       Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе практической деятельности.

Проблема

       У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.

Формы организации работы с детьми

  • Совместная деятельность педагога с детьми: чтение и рассматривание познавательной, художественной литературы, исследовательская деятельность, пение песен, посещение автодрома, игры, беседы, продуктивная творческая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экспериментирование.
  • Проблемные ситуации.
  • Самостоятельная деятельность детей: рассматривание альбома, иллюстраций, познавательной литературы, творческая продуктивная деятельность.

Прогнозируемые результаты:

Дети должны знать:

  • об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, один дома);
  • причины пожара;
  • сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения;

Дети должны уметь:

  • объяснять и давать оценку в правилах дорожного движения;
  • проявлять интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.

Дети должны иметь представление:

  • о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
  • об использовании своих знаний в экстренных случаях;
  • о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).

Содержание работы по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

Беседы о безопасности:

- «Дорога  до  детского сада», «Наш  друг  светофор»,  «Как переходить проезжую часть»,  - развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

- «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Один дома».

 - «Таблетки на столе», «Сосульки – это «вкусно» -  рассказать о вреде, который можно нанести здоровью таблетками и сосульками.

- «Осторожно горячая вода»- рассказать как вести себя радом с кипятком.

- «Знакомство с улицей» - формировать представление об окружающем пространстве.

- «Берегись автомобиля», «Не играй на перекрестке» - закреплять правила дорожного движения.

- «Мы на горке» - напомнить ребятам о правилах поведения на горке

• Настольные игры: «Город, в котором мы живём», «Знаки дорожного движения», «Огнеопасные предметы».

• Дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «С чем нельзя в лес ходить?», «Внимание, дорога!».

• Сюжетно-ролевые игры: «Мы - шофёры», «Мы - пожарные», «Медицинский центр».

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация «Светофор, зебра», рисование «Пожар в доме», конструирование «Дорожное движение нашего города».

• Рассматривание плакатов: «Азбука безопасности на дороге», «Пожарная безопасность».

Познавательное развитие:

Совместная деятельность: драматизация сказки К.И.Чуковского «Путаница», «Лесное путешествие со Знайкой», «Азбука безопасности».

Наблюдения: «Работа водителя», «Машина пожарных»,  экскурсии по детскому саду.

Речевое развитие:

Заучивание стихотворений о ПДД, загадки о пожаре

  •  Прослушивание аудиосказок К.И.Чуковского

Выставка в книжном уголке. 

Физическое развитие:

Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Весёлый пешеход», «Пожарные на учениях», «Самолёты», «Мышеловка». 

 Результат проектной деятельности:

Мультимедийная презентация проекта на педагогическом совете.

Оформление опыта работы  в пед/кабинет по проекту и самообразованию «Азбука безопасности».

Взаимодействие с родителями:

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества и совместной деятельности.

Задачи:

1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.

2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

3. Привлечь родителей к подготовке  атрибутов.

Содержание работы с родителями:

Оформление ширм:

 «Безопасность ребёнка на улице», «Безопасность на транспорте», «Здоровье детей в наших руках».

Стенгазета:

«Безопасность в быту и на улице!»

Индивидуальные и групповые консультации:

«Игра, как средство воспитания», «Родители - пример для подражания», «Чему мы можем научить?», «Что такое ОБЖ»; «Как уберечь ребенка от травм».

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации по чтению художественной и познавательной литературы. Совместная художественно-творческая деятельность. Составление памяток, рекомендаций, альбомов, фотогазеты. Оформление выставки и материала по проекту.

Обеспечение проекта:

  1.  Детская художественная литература

• Чуковский К.И. «Федорино горе», «Путаница»

• Михалков С.   «Трезор»                                                                    

• Маршак С.Я. «Пожар», «Кошкин дом»                                                        

• Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»

• Жидков Б.  «Пожар в море», «Дым», «Пожар»

• Стихи, загадки по ПДД и пожарной безопасности

2. Дидактический демонстрационно-наглядный материал

• Знаки дорожного движения

• Плакаты по пожарной безопасности

• Плакаты по ПДД

• Плакаты «Один дома»

• Автогородок

3. Настольно-дидактические игры

• «Знаки дорожного движения»                                                                                              

• «Угадай профессию»

• «Огнеопасные предметы»

Методическая литература:

 • «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е.Вераксы

• Авдеева Н.Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс, 2002.

  • Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва, 2003.

  • Извекова Н.А. «Правила дорожного движения».

  • Сайт для заботливых родителей.

Итоги проекта

         В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путём использования разных методов и приёмов. Дети с увлечением стремятся к познанию объектов окружающего мира, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, уверенно называют правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе. У детей накопился социальный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, в ходе реализации проекта, направленного на формирование потребности у детей ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении и семье была создана здоровьесберегающая среда, способствующая полноценному и гармоничному развитию ребенка, формированию потребности быть здоровым. Стоит отметить, что в процессе совместной деятельности между детьми и родителями сложились доверительные отношения, что позитивно отразилось на работе дошкольного учреждения, и, на эмоциональном состоянии всех участников проекта, в частности

Выводы:

В детском саду закладывается фундамент для дальнейшего формирования представлений о здоровье человека и предупреждении заболеваний. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни, что предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Наш детский сад активно движется по пути сохранения, укрепления и оздоровления детей.

Перспективы дальнейшей работы:

Продолжать работу по:

  • сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
  • воспитанию культурно-гигиенических навыков;
  • формированию представлений о ЗОЖ;
  • разработке системы интегрированных занятий по теме: «Безопасного и здорового образа жизни»;
  • проведению с родителями тренинга на тему: «Укрепление здоровья детей в домашних условиях»;
  • формированию познавательной сферы ребенка, т.е. закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма;
  • взаимодействию с семьей;
  • ознакомлению со сказками, легендами, мифами народов мира, художественными и научными текстами, где отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.

Список использованной литературы:

1. Иванова А.И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

2. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н. и др. Планирование работы по образовательной области «Познание» (проектно-исследовательская деятельность: игровое экспериментирование, проекты для детей 2–7 лет). – М.: ЦДО «Восхождение», 2012.

3. Белая К.Ю. Как подготовить и провести педагогический совет в ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Профилактическая работа с детьми по воспитанию правил безопасного поведения на улице"

Методическая разработка представлена в виде презентации, которая содержит материалы по  оганизации развивающей предметно-протранственной среды, формы работы с детьми и формы работы с родителями....

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»

в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

"Использование конкурсов чтецов в формировании осознанного чтения у дошкольников"

Презентация опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий

В ходе ООД у детей продолжают формироваться  элементарные математические представления.  Дети продолжают учиться  решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается раб...

Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.

Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаяс...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....