Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Черкасова Наталия Алексеевна

В ходе ООД у детей продолжают формироваться  элементарные математические представления.  Дети продолжают учиться  решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается работа на закрепление  количественного счета, умение сочетать числительные с существительными. Формируются  умения различать плоские и объемные геометрические фигуры, выкладывать плоские  геометрические фигуры в определенной последовательности (круг, квадрат, треугольник).

 У детей развивается  логическое мышление, сообразительность, внимание, любознательность. Продолжается  развитие коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.Формируется  потребность в здоровом образе жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_femp_-cherkasova_n.a.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области

Конспект образовательной деятельности

по  формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения    с  использованием здоровьесберегающих технологий

Автор: Черкасова Н.А., воспитатель

с. Староюрьево

Цель: . Продолжать формировать у детей элементарные математические

представления.

Задачи:

Образовательные:

1.  Продолжать учить решать простейшие задачи на сложение и вычитание.

 2.Закрепить количественный счет, умение сочетать числительные с существительными.

3.Формировать умения различать плоские и объемные геометрические фигуры, выкладывать плоские  геометрические фигуры в определенной последовательности (круг, квадрат, треугольник).

4. Закреплять и расширять словарный запас детей:

Развивающие.

1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, любознательность.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.

3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

4. Формировать умение самостоятельно решать задачи.

Воспитательные.

1.Воспитывать самостоятельность, активность, взаимопомощь.

2.Воспитывать интерес, желание активно участвовать в ходе занятия.

3.Воспитывать нравственные качества личности дошкольников, ответственность.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).                                                

Наглядный (использование иллюстрации).                                                      

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).                                                                                                            

 Практический (работа с карточками, составление из геометрических фигур).                                                                                                                     Поощрение, рефлексия занятия.

Предварительная работа: чтение сказок с героями - Незнайкой, крокодилом

Геной,  Чебурашкой  и рассматривание иллюстраций о них. Изготовление

пособий для дидактических игр совместно с детьми.

Дидактические игры с математическим содержанием. Составление и решение

задач на сложение и вычитание. Разучивание физкультминуток, игры с

пальчиками.

Демонстрационный материал: сказочные игрушки - крокодил Гена,

Чебурашка, Незнайка; домик; корзинка с угощением, доска; таблица с

геометрическими фигурами; красивый  мешочек с объемными и

плоскими геометрическими фигурами.

Раздаточный материал: карточки с нарисованными карандашами на

каждого ребенка, коробки с цветными карандашами на каждого ребенка,

конверты с  геометрическими фигурами (круги, овалы, квадраты,

треугольники).

Методическое обеспечение: слайдовая презентация

Ход мероприятия:

  Воспитатель:    Ребята, сегодня нас ожидает очень интересное путешествие

в мир сказок и чудес. Но чтобы оно прошло хорошо, нужно иметь хорошее

настроение. Так  давайте его себе создадим.

               Доброе утро, улыбнитесь скорее

               И сегодня весь день будет веселее.

               Мы погладим лобик, носик и щечки

               Будем мы красивыми, как цветочки.

               Разотрем ладошки сильнее – сильнее,

               А теперь похлопаем смелее – смелее.

               Ушки мы теперь потрем и  здоровье сбережем.

               Улыбнемся снова – будьте  все здоровы!

Вот теперь мы с вами здоровы и с хорошим настроением.

- Сегодня к нам  в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого и что

там написано?  Сейчас мы его распечатаем и прочитаем.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам, воспитанный и в меру упитанный

Карлсон. Я хочу сделать вам сюрприз, но я его спрятал. А чтобы его найти,

надо отправиться в страну  «Математика». Вас ожидают интересные

приключения. Счастливого вам пути!»

- Вы  согласны отправиться в путешествие? Но прежде, чем отправиться в

путь, надо одеться по погоде. А что это значит? (Ответы детей)

- Для чего нужно одеваться по погоде? Правильно, чтобы не простудиться и

не заболеть. Если мы хотим быть бодрыми, здоровыми, и веселыми, не

простудиться в дороге, надо сделать зарядку:

                      Рано утром на полянку, друг за другом мы идем.

                      И все дружно по порядку упражнения начнем.

                      Раз – подняться, потянуться (встать на носки, поднять руки  

                        вверх)

                     Два – согнуться, разогнуться (наклон, встать, руки в стороны)

                     Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

                     На четыре – руки шире (руки в стороны)

                     Пять – руками помахать (взмахи руками)

                     Шесть – на место тихо встать.

- Молодцы! Вот теперь можно и отправиться в путешествие.  Подумайте, на

чем можно добраться до страны «Математика»? (Дети предлагают свои

варианты, вместе выбираем ответ на поставленный вопрос).

- Решили, мы летим на самолете.

Игра «Летчики, на аэродром»

    Завели мотор, расправили крылья и полетели.  (Дети двигаются по кругу

друг за другом, руки в стороны, имитируют полет самолета). 

    Приземляемся (дети присаживаются на корточки).  Вот мы и прилетели.

Смотрите, ребята, перед нами ворота, а чтобы их открыть надо решить

задачки, которые написал нам в письме Карлсон.

   Слушайте внимательно:

1.На елке висело 5 яблок. Два яблока сорвал Мишка для своего друга Ежика.

Сколько яблок осталось на елке? (0, т. к. на елках яблоки не растут).

      2. Привела гусыня – мать 6 детей на луг гулять.

        Все гусята как клубочки, 3 сыночка, а сколько дочек? (Ответы детей)

3.5 цветочков у Наташи и еще 2 дал ей Саша.

       Кто тут может посчитать, сколько будет 2 и 5? (Ответы детей)

4. На кусте роз распустилось 4 ромашки, через два дня распустилось еще 3

бутона. Сколько всего ромашек  распустилось? (на розах ромашки не

растут).

- Молодцы! Правильно решили все задачки. Но ворота почему-то не

открываются. Давайте постучим:

Пальчиковая гимнастика

                      Громче пальчики стучите (сжать руки в кулачки)

                      Тук, тук, тук; тук, тук, тук (стучим указательными пальцами

                      друг о друга)

                      Кулачки им помогите (стучать сжатыми кулаками друг о

                      друга)

                     Тук, тук, тук; тук, тук, тук.

Воспитатель: Вот ворота и открылись. Заходим в страну «Математика».

 Эта страна  большая, красивая, в ней  много интересного и живут здесь

сказочные герои. Смотрите, ребята, кто это такой грустный сидит около

домика?  Да, это Незнайка. Давайте, ребята, с ним поздороваемся.

– Незнайка, здравствуй, что случилось, ты не заболел случайно?

Незнайка:  Здравствуйте! Нет, я здоров. Беда у меня, я хотел порисовать, а

мои карандаши потеряли почему-то цвет.

Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? Тогда садитесь за столы (на столах

лежат листы бумаги с нарисованными карандашами без цвета).

 Давайте поможем раскрасить карандаши.  Первый карандаш  закрасим

желтым цветом;  четвертый – синим цветом; второй – зеленым;  пятый –

красным цветом; третий – коричневым;  а шестой – оранжевым.

Дети выполняют задание.

-А теперь проверим, как вы его выполнили.

Синий карандаш который по счету?

На котором по счету месте оранжевый карандаш?

Какого цвета пятый карандаш? И т. д. (индивидуальные ответы детей).

- Молодцы! Ульяна , собери листочки. А ты, Лиза, отдай их Незнайке, он

очень обрадуется.

Незнайка: Спасибо, (радуется) пойду рисовать.

Воспитатель: Ребятки, хорошо мы с вами потрудились, а теперь можно и

отдохнуть. Кстати, а вот и детская площадка. Давайте покатаемся на

каруселях.

Физкультминутка: 

Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! 
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
 Повернись вокруг себя.
Раз – присели, 
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.

Воспитатель: Ну вот мы отдохнули, а теперь продолжаем свой путь.

Ребята, смотрите, крокодил Гена идет и плачет.

- Здравствуй, Гена, кто тебя обидел?

Гена: Здравствуйте! Старуха Шапокляк спрятала мою гармошку и отдаст ее

в том случае, если я решу все ее задания. Вот красивый мешочек, а в нем

много геометрических фигур. Из них надо выложить красивые бусы, а я

забыл, как они называются.

Воспитатель:  Не расстраивайся, Гена, мы с ребятами тебе поможем.

Подойдите ко мне поближе, давайте присядем на лужок и посмотрим, что за

фигуры лежат в мешочке.

Дидактическая игра «Узнай фигуру»

Дети достают из мешочка фигуры, объемные и плоские, называют их,

говорят, чем они отличаются.

- Молодцы! Садитесь за столы, теперь будем выкладывать бусы. Ребятки,

постарайтесь, они должны понравиться Шапокляк.

Дидактическая игра «Собери бусы»

 У каждого на столе лежат в конвертах геометрические фигуры.

Выкладывать будем в определенном порядке: вначале круг, затем квадрат,

треугольник и опять круг, квадрат, треугольник и т. д.

- Молодцы! Гена, посмотри, сколько бус дети для тебя сделали. Теперь

старуха Шапокляк обязательно вернет тебе твою гармошку.

Гена: Спасибо, вы меня выручили, до свидания (радуется).

Воспитатель: А нам снова в путь пора (дети встают из-за стола и идут,

звучит музыка Шаинского «Вместе весело шагать»).

- Дети, видите, кто по улице нам навстречу идет?

- Здравствуй, Чебурашка. Ты случайно, не знаешь, где Карлсон спрятал

сюрприз для нас?

Чебурашка: Знаю. Помогу, если вы сможете ответить на мои вопросы..

Согласны? Тогда слушайте.

- В пустом стакане есть орехи?  (Нет)

- Снег идет летом?  (Нет) 

- У квадрата есть углы? Сколько?  (Есть, 4)

- Сколько солнышек на небе?  ( Одно)

- Назовите  фигуры  без углов?  (Круг, овал)

- Сколько огоньков у светофора?  ( 3)

- Суп едят вилкой?  (Нет)

- Дерево выше, чем куст?   (Да)

- Морковь бывает синяя?  (Нет)

- Понедельник после вторника?  ( Да)

Чебурашка: Вы просто молодцы. Вот ваш сюрприз, который спрятал для вас

Карлсон, получайте. Вы его заслужили (достает из-под стульчика

корзинку).

Воспитатель:  Спасибо, Чебурашка. Дети давайте посмотрим, что это за

сюрприз? Сколько много сладостей, фруктов - на всех хватит. Угощение

съедим в детском саду. А когда прилетим в детский сад, обязательно

напишем письмо Карлсону, поблагодарим его за угощение.

А чтобы вы хотели пожелать доброму Карлсону?

Дети отвечают:

                - Всегда быть добрым и веселым.

                - Чаще говорить вежливые слова.

               - Быть всегда здоровым.

               - Заниматься спортом и делать зарядку каждый день.

               - Гулять на свежем воздухе.

               - Есть полезные продукты, овощи и фрукты.

               - Одеваться по погоде.

Воспитатель: Молодцы! Нам возвращаться пора, заводим мотор у самолета,

расправили крылья и полетели (дети медленно бегут по кругу, руки в

стороны, изображая полет самолета).

Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Устали, сейчас немножко отдохнем.

   Ложитесь на ковре на спину, вытяните  руки вдоль туловища, закройте

глаза (упражнение на расслабление).

               Напряжение улетело…

               И расслаблено все тело (2раза)

               Будто мы лежим на травке,

               На зеленой мягкой травке…

               Греет солнышко сейчас…

               Руки теплые у нас…

              Жарче солнышко сейчас…

              Ноги теплые у нас…

              Дышите легко…ровно…глубоко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обуч...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Актуальность использования занимательного материалаЦели, задачи,формы и методы предоставления занимательного материалаСредства реализацииПринципы организации образовательного процессаСоздание педагоги...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических ус...

Методическая разработка "Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих...

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»...