ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Симонцева Дарья Александровна

Эмпирическое исследование  старшем дошкольном возрасте формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста,  личного самосознания ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.А. Семёнова,

учитель-дефектолог

МБДОУ №14 детский сад «Солнышко»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Перестройка заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых  связано с целым рядом новообразований в психике и сознании старшего дошкольника. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение [1, с. 162].

Одним из важнейших новообразований этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Данное сравнение формирует у ребенка осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

В старшем дошкольном возрасте развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка, формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др.), возникает новый тип мотивации — иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». В данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением. Детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость поведения и создает единство их личности.

Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется идеальной, мыслимой мотивацией (К.М. Гуревич). Иерархия мотивов является той психологической основой, на которой формируются воля, произвольность и направленность личности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения [8].

Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте - произвольность, т.е. способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению [4, с. 62-63].

Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения.

Основная трудность в обучении шестилетних детей заключается в том, что у них отсутствует (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: дети не могут спокойно сидеть на занятии, постоянно отвлекаются, испытывают трудности в  умении планировать свои действия, в выполнении указаний взрослого, в соблюдении моральных норм и правил поведения, в способности сосредоточится на каком - нибудь деле и довести его до конца, в общей дисциплинированности, а также в организованности поведения.

Рассматривая в данном аспекте поведение  старшего дошкольника, становится очевидным, что часто дети действуют неосознанно- спонтанно, также в данный возрастной период у дошкольников наблюдается повышенная двигательная активность, неусидчивость, нетерпеливость, невнимательность, возникают трудности межличностных отношений, что сочетается с проблемами в  поведении.

 В связи с актуальностью этой проблемы, предпринято экспериментальное исследование, направленное на выявление признаков гиперактивности и изучение причин их возникновения у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием.

Базой исследования явился МБДОУ №14 детский сад «Солнышко». В эксперименте  приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста общеразвивающих  групп.  Данное исследование является «пилотным» и в дальнейшем планируется более подробное изучение проблематики данного вопроса.

В качестве методического инструментария было решено использовать следующие методики:

  1. Диагностический опросник Вандербильт для заполнения родителями;
  2. Корректурная проба Бурдона, результаты которой позволили оценить уровень произвольного внимания, переключаемость и устойчивость внимания;
  3. Методика «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников» А. Лурия.

При проведении диагностического обследования мы обращали особое внимание на следующие показатели:

  • Контроль поведения (может/ не может контролировать и регулировать свои действия).
  • Двигательная активность (постоянно активен/ активен в определенных случаях).
  • Характер движений (лихорадочный, беспорядочный/ беспокойные, напряженные движения).
  • Уровень активного внимания.
  • Импульсивность (отвечает, соблюдая свою очередь/ начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди).

В ходе диагностического опроса родителей удалось выявить выборку старших дошкольников, имеющих явные признаки гиперактивности. Выборка составила 11 детей (27,5 %).

Полученные данные опроса наглядно представлены в гистограмме 1

Гистограмма 1. Результаты диагностического опроса родителей на выявление признаков гиперактивности старших дошкольников по методике Диагностический опросник Вандербильт для заполнения родителями (в %)

Исходя из результатов диагностического опроса родителей, нами было принято решение исследовать уровень произвольного внимание у детей, имеющих по данным опроса признаки СДВГ и сравнить его с результатами, полученными у детей, не попавших в эту группу. Полученные данные исследования уровня произвольного внимания старших дошкольников наглядно представлены в гистограмме 2

Гистограмма 2. Результаты исследования уровня произвольного внимания старших дошкольников по методике «Корректурная проба Бурдона» (в %)

Оценивая полученные данные по методике «Корректурная проба» Бурдона, мы пришли к выводу, что у 13 из 40 детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформировано произвольное внимание. В это число детей вошли дети, которые по мнению опрошенных родителей имеют явные признаки гиперактивности. На момент диагностирования уровня, сформированности произвольного внимания у детей наблюдались следующие проявления, такие как неспособность выполнить задание до конца, отвлекаемость на внешние раздражители, непоседливость, нетерпение. Также в силу своей повышенной двигательной активности во время проведения исследования, дети долго не могли сосредоточиться на выполнении задания, не понимали инструкцию с первого раза, неоднократно переспрашивали «что надо делать», безостановочно разговаривали на отвлечённые темы во время выполнения методики.

Следующим этапом эксперимента было предпринято использовать методику исследования объема кратковременной памяти А. Лурия для получения более объективных результатов и попытки установить точное количество детей, имеющих признаки гиперактивности. Полученные данные исследования объема кратковременной памяти у старших дошкольников наглядно представлены в гистограмме 3

Гистограмма 3. Результаты исследования объема кратковременной памяти старших дошкольников по методике «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников» А. Лурия (в %)

        Согласно полученным данным по методике А.Лурия, нами было установлено следующее: 18 старших дошкольников из всей диагностируемой выборки имеют маленький объём кратковременной памяти. Одной из причин такого низкого показателя явилась неспособность детей внимательно слушать и запоминать речевой материал, предложенный экспериментатором. В ходе проведения диагностики, дети не могли сидеть на месте спокойно, находились в возбуждённом состоянии, неохотно реагировали на просьбы сосредоточиться и слушать внимательно, и как результат, воспроизводили выдуманные слова, отсутствующие в списке предложенных. Полученные данные эксперимента по выявлению признаков гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием наглядно представлены  в гистограмме 4

Гистограмма 4. Результаты эксперимента по выявлению признаков гиперактивности у старших дошкольников по трем методикам (в %)

Анализируя полученные данные, становится возможным сделать вывод об интенсивном увеличении количества детей, имеющих явные признаки гиперактивности и при этом обучающихся и воспитывающихся в группах общеразвивающей направленности с детьми с нормативным развитием. Главным образом этот рост связан с  недостаточными условиями современного воспитания и обучения в ДОУ детей, имеющих особые образовательные потребности. В современной практике дошкольного образования число детей, находящихся в общеразвивающих группах составляет разновозрастной контингент, недостаток специалистов узкой направленности, которые должны сопровождать особенных детей, и как следствие -  невозможность реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.

Таким образом, эти дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны, не могут усидеть на одном месте длительное время, невнимательны, часто задевают и толкают сверстников в силу своей гиперподвижности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций в группе детей.

Следует также отметить, что отсутствие индивидуального образовательного маршрута для ребенка с признаками гиперактивности негативно сказывается на психическом развитии самого ребенка и своевременном формировании  его личности.

Остро встает вопрос о необходимости использования специальных коррекционных методов, приемов и средств в процессе воспитания и обучения детей с СДВГ для их полноценного психического, физического и эмоционально-личностного развития. С этой целью был проведен комплекс мероприятий для воспитателей и родителей воспитанников.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2010.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. —— М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
  3. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009.
  4. Смирнова Е.О. Пути формирования произвольного поведения// Дошкольное воспитание. - 2008. - №10,  с. 62-71.
  5.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для      учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений

Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...

"Формирование произвольного поведения у дошкольников."

Данный материал раскрывает вопрос о том, как важно формировать произвольное поведение, контроль и саморегуляцию у дошкольников....

Развитие произвольности поведения старших дошкольников

Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»?  Под произвольным поведением нужно понимать пов...

Рекомендации родителям по формированию произвольного поведения у дошкольников

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одно...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...