Современный дошкольник.
консультация (средняя группа)

Гараева Милеуша Мунавировна

Правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс не простой и очень трудоемкий. Педагог в своей работе с детьми сталкивается с проблемами воспитания, адаптации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_doshkolnik.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Гараева Милеуша Мунавировна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Чулпан» с. Асеево Азнакаевского района РТ

«Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации в дошкольном возрасте»

        Правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей работе с детьми в условиях  ФГОС ДО сталкивается с новыми проблемами воспи-тания детей  дошкольного возраста, которые практически не существовали раньше. Какой  он современный дошкольник? Ученые и практики подчер-кивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интел-лектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эруди-рованные.  У современных детей повышенная потребность к восприятию ин-формации. Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних.  Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, неодобрение, унижение, упреки оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, они активнее отвечают насилием на насилие. На первый план перед педагогами и родителями выходит проблема фор-мирования культуры использования Интернета. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения и совместной деятельности со своими детьми, оказания им должной духовной поддержки. Малышам не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. По сути, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. Здесь существует ещѐ одна особенность воспитания современных детей - это повышенная занятость родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда - не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. С учетом сказанного, задача воспитания современных детей должна состоять также в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность. Приход в детский сад  коренным  образом  меняет  положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения  со сверстниками и с взрослыми  рассматриваются теперь  через призму  норм,  моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни. 

    Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть - адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей. Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований.

      Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

    Решению задач социальной адаптации помогает раздел  ФГОС  ДО соци-ально-коммуникативное развитие  детей дошкольного возраста. Оно  вклю-чает в себя следующие параметры:

·        уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, ува-жительного отношения к окружающим;

·        уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

·        уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстника-ми;

·        уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;

.      уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

·        уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

·        уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятель-ности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

·        уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

     Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому са-ду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Для облегчения социальной адаптации детей, родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

    Во многом  успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Список использованной литературы:

  1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
  3.   Современные дошкольники: какие они? // Обруч С Грэй, Дж. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО Издательский дом «София», с. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей на тему:"Во что играть и о чем говорить с современным дошкольником"

Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним в...

Консультация для родителей по теме "Во что и как играют современные дошкольники"

В статье описывается, какие сюжеты являются наиболее популярными у дошкольников. Какое влияние на игру современных дошкольников оказывает теле- и видеопродукция. Как это ни парадоксально, но именно ...

Музыкальные увлечения современных дошкольников

Данная статья содержит материал для музыкальных руководителей, родителей, методистов ДОУ по музыкальным увлечениям современных дошкольников....

Пути успешного взаимодействия воспитателя с семьми современных дошкольников

Перемены, которые происходят в государстве, обществе, образовании требуют новых отношений семьи и ДОУ. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».Важным направлением в раб...

Взгляд на некоторые вопросы развития современного дошкольника

В статье описан опыт работы специалистов Консультативного пункта дошкольного образовательного учреждения...

Современный дошкольник и дошкольник 10 лет назад

Выполнил: инструктор по ФИЗОЛебедева И.А.ГБОУ лицей №1524 ДО Солнышко д/с 2716...