Пути успешного взаимодействия воспитателя с семьми современных дошкольников
методическая разработка по теме

Новохатняя Елена Николаевна

Перемены, которые происходят в государстве, обществе, образовании требуют новых отношений семьи и ДОУ. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Важным направлением в работе детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Эта работа приносит успех, когда каждая группа становится единым целым, как большая сплоченная семья, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов , родителей, детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТИ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                        

                                        Воспитатель высшей категории МБДУ д/с         № 23

                                                                                        Новохатняя Е.Н.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                                                                                                                                         (А.С.Макаренко).        

Перемены, которые происходят в государстве, обществе, образовании требуют новых отношений семьи и ДОУ. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Важным направлением в работе детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Эта работа приносит успех, когда каждая группа становится единым целым, как большая сплоченная семья, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов , родителей, детей.

Как общаться с родителями? Как убедить их в необходимости участия в совместной образовательной деятельности не потому, что этого хочу я-  воспитатель, а потому, что это нужно прежде всего для развития их собственного ребенка? Ответы на эти вопросы – это поиск таких путей сотрудничества, которые одинаково нужны и мне, как педагогу, и родителям. Родителям, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребенка, а мне, чтобы эффективнее оказывать им помощь.

Современные родители образованы, и все же, трудностей в воспитании не становится меньше..Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Только вместе сотрудничая, можно лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Лейтмотивом в моей работе по взаимодействию с семьями воспитанников служит афоризм: «Излучение доброжелательности возвращается отраженным светом». Чтобы построить продуктивные, деловые отношения с родителями, мы воспитатели, должны многое знать и уметь:     представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч.

Стиль взаимоотношений с родителями говорит о профессиональном уровне педагога. Нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравиться». Выстраивая свои отношения с семьями, применяю «Методику контактного взаимодействия воспитателя с родителями» М.В.Лаврентьевой. В ее основе лежит принцип построения отношений по стадиям развития. Мне это помогает  в работе. Для изучения семьи, использую метод наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование). Это позволяет подробно познакомиться с каждой семьей и стилями семейного воспитания, а также ориентироваться в потребностях семей, учитывая их индивидуальные особенности. Хорошей находкой по привлечению семьи в жизнь ребенка в детском саду стало использование метода проектов.

Один из первых проектов, который запомнился мне, стал творческий проект «Осень и русская поэзия». Тема проекта родилась из интереса детей. Готовясь к празднику осени детей и родителей не удовлетворил подбор стихов. Это была выпускная группа, и им хотелось чего-то более содержательного и красивого. Мы обсудили проблему и решили, что родители сами подберут нужный материал. Подошли творчески: учили стихи, знакомили с русскими поэтами Баратынским, Некрасовым, Пушкиным, Модзалевским. Любовались поэтическим звучанием слова , слушали музыку Чайковского, рассматривали пейзажи художников, делали изумительные подарки из природного материала и завершили эту работу конкурсом чтецов и награждением всех участников. Результат стал бесценным  достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Групповой проект «Давайте познакомимся» помог мне донести  до родителей мысль о том, что воспитание ребенка это общее дело педагогов и родителей, что вместе предстоит прожить много интересных дней и что в детском саду живется весело и дружно.

Интересным был проект «Праздник яблочного пирога». Родители совместно с детьми готовили угощения из яблок: здесь были и шарлотки, и яблочные блины, и маленькие пирожки. Дети рассказывали, как  помогали маме, угощали друг друга, радовались. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей, дает возможность познакомиться и узнать интересы других семей, даже подружиться, создает положительный  эмоциональный комфорт  в группе. Дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников, т.к. родитель, участвующий во всех делах, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения.

Включение родителей в образовательную деятельность веду в нескольких направлениях: - мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педпроцессе «Встречи с интересными людьми».

Мама-повар, папа - военный, бабушка-доктор.

Дети открывают для себя, какие интересные люди их папы, мамы. Бабушки и дедушки.

Для улучшения результата своей работы  в родительский уголок поместила «Почтовый ящик», куда родители опускают записки с пожеланиями и предложениями. Это не заменяет непосредственного общения, а разнообразит его.

Таким образом, и семья, и педагоги ДОУ дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом создаются условия для вхождения ребенка в большой мир. Стараюсь в этом убедить родителей и сделать их активными участниками и помощниками педагогов. От такого взаимодействия выигрывают все, и прежде всего – дети.

Список использованной литературы:

  1. Детский сад и семья.(Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.).
  2. Воспитателю о работе с семьей.(Под ред. Виноградовой Н.Ф.).
  3. Взаимодействие педагога ДОУ с родителями.(Агавелян М.Г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение психолого-педагогических игр, как залог успешного взаимодействия воспитателя с детьми.

Презентация "Применение психолого-педагогических игр, как залог успешного взаимодействия воспитателя с детьми" предназначена для воспитателей и педагогов - психологов ДОУ. Одной из задач психолога в о...

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями

Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителямиНайти подход к членам семьи ребенка невозможно практически, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним...

Пути совершенствования взаимодействия воспитателей с родителями в речевом развитии детей

Взаимодействие с родителями. Круглый стол "Пути совершенстования взаимодействия воспитателей с родителями в речевом развитии детей"...

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы....

педагогический совет: «Пути совершенствования взаимодействия воспитателей с родителями детей».

Совершенствовать систему работы ДОУ по взаимодействию с семьями детей...