Выступление психолога на родительском собрании на тему "Воспитываем добротой"
консультация

Пулина Марина Викторовна

Семья как важнейший институт социализации ребенка.

Типы воспитания и влияние на развитие ребенка.

Наказание и поощрение детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Воспитываем добротой» (1 слайд)

(2 слайд)  Семья является важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений (привести примеры: если в семье  родители часто ссорятся, ругаются  матом, дерутся, то и ребенок будет вести себя подобным образом с окружающими и т.д.).  То, что родители являются примером для подражания ребенка, стало уже давно нерушимой парадигмой. Но придаем ли мы этому должное внимание? Ребенку без разницы, какому примеру он подражает, хорошему или не очень. Зачастую родители удивляются, откуда у малыша та или иная черта в поведении, а ведь стоит присмотреться к себе. Очень важно понимать, что родители – это первый пример для подражания в жизни ребенка, это его первые учителя. И именно они закладывают фундамент его личности. Отталкиваясь от их примера, он будет развиваться. Именно родители должны начать объяснять ребенку что хорошо, а что плохо.

(3 слайд) Воспитание по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи, приводит к формированию эгоистичности у ребенка. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

 Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности и могут стать источником их психического нездоровья.

(4 слайд) Советы по воспитанию детей:

(5 слайд) Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники (диалог с родителями на тему «Какие и как вы отмечаете семейные праздники»). Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких.

(6 слайд) В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

(7 слайд) Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок!

(8 слайд) Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

 (9 слайд)                                                  Наказывать или прощать?

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

(10 слайд) Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Показ слайда 11 и 12, раздача памяток.  



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

•         Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

•         Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

•         Будьте терпеливы.

•         Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

•         Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

•         Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

•        Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

•         Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

• Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»

• Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

•        Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

•        Поощряйте любопытство.

•        Не скупитесь на похвалу.

•  Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.

•  Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.

РАДУЙТЕСЬ  ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ!!!

«Искусство наказывать и прощать»

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. И. Леви:

•        Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

•        Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

•        Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным степени его вины.

•        Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

•        Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

•        Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

•        Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

•        Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

•        Наказание не должно вредить здоровью.

•        За один проступок – одно наказание.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семья является важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка и оказывает решающее влияние психическое развитие ребенка. Очень важно понимать, что родители – это первый пример для подражания в жизни ребенка, это его первые учителя. Отталкиваясь от их примера он будет развиваться и взаимодействовать с окружающими.

Слайд 3

Факторы риска: воспитание по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе. отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними . Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения, агрессивности и могут стать источником их психического нездоровья.

Слайд 4

Несколько советов по воспитанию детей: - Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений. - Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение. - Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных. - Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным. - Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.

Слайд 5

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Слайд 6

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения.

Слайд 7

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.

Слайд 8

Если ребенок провинился Ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

Слайд 9

Наказывать или прощать? Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Слайд 10

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых. Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх. Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же. Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Слайд 11

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах: • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки. • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным степени его вины. • Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей. • Следует учитывать срок давности проступка. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова. • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы. • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается. • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны. • Наказание не должно вредить здоровью. • За один проступок – одно наказание.

Слайд 12

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже: Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка; Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения; Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан. Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Слайд 13

Спасибо за внимание! УДАЧИ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: «Психологическое здоровье дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Выступление психолога на родительском собрании...

Выступление психолога на родительском собрании в 1-ой младшей группе "Давайте познакомимся"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Выступление психолога на родительском собрании...

Выступление психолога на родительском собрании в доу

Психологическая готовность ребёнка к школе...

Выступление психолога на родительском собрании по адаптации к ДОУ

Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно....

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе «Особенности детей 4–5 лет. Игра и сказка»

Добрый вечер, уважаемые родители!Наши дорогие ребята стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада.Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 ле...

Выступление на общем родительском собрании. Воспитание добротой

Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и с...