Рациональная организация двигательной активности детей в условиях Крайнего Севера
консультация

Герасименко Татьяна Анатольевна

Консультации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональная организация двигательной активности детей в районах Крайнего Севера

           На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья  детей  в разных регионах страны. Всемирная  организация  здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье  ребёнка  зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.                                                                                                

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму ребёнка высокие требования. Следствием резкого изменения природно-климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.          

Показатели иммунитета на севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны, наблюдается повышенная заболеваемость ОРВ и ОРЗ.  Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо проявляющимися в весеннее время.                                                                

Крайне неблагоприятно действуют на детей ограничения подвижности из-за малого пребывания на свежем воздухе из-за длительного холода, ветра и неприспособленного для игр жилья. Низкие температуры  воздуха ограничивают возможность двигательной  деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма.                                                                                                  

Для дошкольников социальные условия во многом определяются оптимальным соотношением режимов двигательной активности и «пассивного» времяпрепровождения. Гиподинамия оказывает существенное тормозящее влияние на физическое развитие детей. Одним из путей укрепления здоровья дошкольников должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих обеспечить адаптацию на Крайнем Севере и существенно снизить темп истощения резервов организма, повысить жизнестойкость. Поэтому основным  фактором, влияющим на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,  является  двигательная активность.                                                    

(ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим  условием  всестороннего развития и воспитания  ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только  двигательная   активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для  ребёнка  последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним  условиям.  Гиперкинезия (чрезмерно большая  двигательная   активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма  ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения  детей   рациональным  уровнем ДА в условиях Крайнего Севера.                                                

Возрастные и индивидуальные особенности ДА  детей  в значительной мере определяются как условиями организации  деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства  двигательной  деятельностью  детей,  воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования  двигательного  режима  детей  в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового  ребёнка  и его разностороннему развитию. В основу разработки  двигательного  режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование  двигательной и интеллектуальной  активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого  ребёнка, мобилизацию его  активности  и самостоятельности.                                                                                                                

Двигательный  режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность  детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке  рационального   двигательного  режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности  детей  в  двигательной   активности, но и предусмотреть  рациональное  содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.   Двигательная   активность  дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому  ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об  организации  детской  двигательной  деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.                          

Содержательная сторона  двигательного  режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей  детей.                                                                                                                             Рациональное  сочетание разнообразной деятельности по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение физкультурно-оздоровительных мероприятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.                                                                                     Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, походы при благоприятных метеорологических условиях, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно - оздоровительные задачи.  Для повышения работоспособности детей проводятся двигательные  паузы  между НОД и физкультминутки  во время НОД. С  целью усиления двигательного режима  в течение дня необходимо проводить дыхательную, артикуляционную,  пальчиковую,  мимическую гимнастику, психогимнастику, двигательные паузы, подвижные игры, что способствует снятию утомления у детей  и повышают их умственную работоспособность.                                                                                                                   При НОД приобретаются необходимые навыки, умения, знания.                                                                                                                                   Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.     Кружки по интересам развивают  двигательные  способности и творчество  детей Индивидуальная, и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и  двигательного  развития.                                                                   Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно – профилактические задачи и предназначена для  детей  с ослабленным здоровьем.     Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у  детей  и развития моторики.                                                                                                                      

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды деятельности, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный  двигательный  режим дошкольников.                                                                                                                  

Придавая особую значимость роли  двигательной   активности  в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.                                   Первое место в  двигательном  режиме  детей  принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды  двигательной  деятельности: утренняя гимнастика под музыку и без, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.                                                        

С целью оптимизации  двигательной   активности  и закаливания  детей  в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий  двигательного  характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: оздоровительный бег в зале и на воздухе при благоприятных метеоусловиях; ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;  гимнастика после дневного сна; двигательная  разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с  детьми  по развитию движений и регулированию ДА; прогулки; корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела; корригирующая гимнастика  для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.                                                                                                                                

Второе место в  двигательном  режиме  детей  занимают НОД по физической культуре – как основная форма обучения  двигательным  навыкам и развития оптимальной ДА   детей. Необходимо проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).                                                          

Третье место отводится самостоятельной  двигательной  деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных  двигательных  возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником  активности  и саморазвития  ребёнка.  Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений  детей  в  двигательной  деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью  детей  должно быть построено с учётом уровня ДА каждого ребёнка.                                                                                           Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и  дети  соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры – соревнования, спартакиады.                                                                       В  двигательный  режим старших дошкольников входят также  дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия  детей  совместно с родителями, участие родителей в физкультурных оздоровительных массовых мероприятиях  дошкольного учреждения).                                                            

Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя,  и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую  двигательную   активность  каждого  ребёнка  в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что  двигательная   активность  оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и  двигательной  подготовленности  детей, а также когда обеспечивается её соответствие  условиям  среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Таким образом, целью  физкультурно-оздоровительной работы является достижение каждым дошкольником максимально высокого уровня функциональных проявлений, компенсирующих отрицательное влияние условий Крайнего Севера.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рациональная организация двигательной активности

Консультация на тему: «Рациональная организация двигательной активности»            Рекомендации ведущего физиолога Ю.Ф.Змановского....

Рациональная организация двигательной активности детей

Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания им окружающего мира, от сознания того, что тело под...

"Рациональная организация двигательной активности детей"

quot;Рациональная организация  двигательной активности детей"...

Мастер - класс "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства"

Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....

Буклет "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства".

Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....

Рациональная организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение к...