СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Сурма Наталья Александровна

В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подготовки руки к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapleterapiya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Сурма Наталья Александровна

                                                                                               Воспитатель

            МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №133» г.Воронеж

КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Аннотация: в данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подготовки руки к письму.

   Ключевые слова: дошкольный возраст, подготовка руки к письму, нетрадиционная техника рисования, каплетерапия.

    Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

     Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов выравнивания школьно-значимых функций.

     Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

    Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

   Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

   Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

   В изобразительной деятельности наряду с традиционными техниками рисования психологами и педагогами разрабатываются альтернативные методы. Таким методом является капельное рисование или каплетерапия.

    Рядом психологов-практиков капельное рисование применяется для подготовки к школе детей 6–7 лет и для коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников.

   Техника капельного рисования применяется нами при реализации общеобразовательных программ педагогической направленности для детей в возрасте 3–6 лет (в т.ч. при проведении совместных занятий детей с родителями).

   Использование капельного рисования в сочетании с другими методами в позволяет решать следующие задачи:  

-  подготовка руки ребенка к письму;

  совершенствование координации движений рук и ориентировки в пространстве;

  развитие мелкой моторики и речи;

  формирование произвольности;

  развитие логического мышления, концентрации внимания, памяти и воображения;

  повышение самооценки; снижение уровня тревожности и агрессии;

  развитие творческих способностей.

   Учитывая возрастные особенности дошкольников, для нетрадиционного рисования мы использовали особенные техники и приемы. Для занятий каплетерапией были использованы такой набор «инструментов»:  

- стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый);  

- обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками;

  доску для лепки из пластика белого цвета;

  губку из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель);

  листы плотной бумаги;

  салфетки для рук.

     В начале, педагог показывает ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и капли. Вместе с ребенком изучаем цвета и форму капельки и кляксы. На последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу). Постепенно ребенок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место. На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок рисует семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка, особенно, если в них есть проблемы). Задания, постепенно, усложняются, и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.

   На наш взгляд, техника капельного рисования (каплетерапия) достаточно универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте 3–8 лет. Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок любой момент при помощи губки (салфетки), что позволяет уровень тревоги у детей дошкольного возраста, может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворен его видом, что положительно влияет на его самооценку. Кроме того, каплетерапия ограничено сочетается другими видами артерапии (сказко-, фото-, цвето- и. т. д.)…

   Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет решать широкий спектр развивающих задач подготовки руки к письму, реализовывать принципы индивидуального подхода, новизны и разнообразия, поддерживать интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: В 6 т. 5 Т. – М., 2000.

2. Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод психологической коррекции личности подростков // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2014. – №1 (9). – С. 95–99.

3. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – M.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Фазлетдинова Л. Цветные капельки. Упражнения для детей с СДВГ // Школьный психолог. – М.: Первое сентября, 2012. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...

«Использование каплетерапии при подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед воспитателями и родителями будущих первоклассников.  Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школ...

самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...