самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)
тренажёр по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.
Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №150 г.Иркутск
«План по самообразованию педагога»
Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет
2023-2024
(учебный год)
Воспитатель: Рогозинская Марина Анатольевна
подготовительная группа №4.
Иркутск 2023г.
«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет».
Цель программы:
- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.
- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи программы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме: «Формирование
графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет». Изучить и подобрать различные техники и методики для развития
графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. Реализовать программу по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет». Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.
- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.
- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.
Сроки программы: Программа рассчитана на 1 год (сентябрь 2023 г. – май
2024 г.)
Участники:
Дети:
- Агейчик Вероника
- Батухтина Есения
- Булава Артемий
- Герасимович Таисия
- Каримов Марк
- Кулесик Иван
- Купчина Софья
- Кривошеева Настя
- Логвиновский Степан
- Малаханова Юлия
- Малиненко Тимофей
- Мартаева Камила
- Мельникова Татьяна
- Никитасов Михаил
- Соловьев Кирилл
- Таюрская Вероника
- Тешебаев Азирет
- Эпов Григорий
Родители
Педагоги
Предполагаемые результаты: - в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы.
Актуальность.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше
подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т.д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.
Программа заключается:
- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.
Формы работы:
- беседы
- дидактические игры и упражнения
- работа в тетрадях в клетку
- пальчиковые игры и физ. минутки
- работа на готовых печатных листах
Календарно-тематическое планирование
Тема | Программные задачи | Методические приёмы | ||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||
Диагностика | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |||||||||
«Знакомство с тетрадью» | Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. | 1.Пальчиковая гимнастика «Замок». 2.Работа в тетради.
| Родительское собрание «Подготовка руки к прописи» | |||||||||
«Дождь» | Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба». 2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор». 3.Работа в тетради. 4. Упражнение для глаз «Молния». | Анкетирование | |||||||||
Октябрь | ||||||||||||
«Забор» | Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах. | 1. Пальчиковая гимнастика «Птички». 2. Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Слуховой диктант. | Консультации по тренажёрным тетрадям. |
| ||||||||
«Уголки» | Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений. | 1.Пальчиковая гимнастика «Птички». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Уголки». 4.Работа в альбоме. | Выступление на пед- совете по теме самообразовании. | |||||||||
«Флажки» | Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. | 1.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз «Жмурки». 4.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Платочек» | Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. | 1.Пальчиковые шаги «Курочка». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз «Зигзаги». 4.Работа в альбоме. | ||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||
«Шкаф» | Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память. | 1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок». 2. Выкладывание прямоугольника из палочек. 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Прямоугольники». 4.Зрительный диктант. | Консультация по графическому диктанту | |||||||||
«Волны» | Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность. | 1.Пальчиковая гимнастика «Котята». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Волны». 4.Слуховой диктант «Дорожка». 5.Работа в альбоме. | Мастер класс с педагогами | |||||||||
«Снежок» | Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий. | 1.Игра «Соберём жемчуг со дна моря». 2.Работа в тетради. 3.Упр. для глаз «Пузырьки». 4.Зрительный диктант. 5.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Снеговик» | Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Рыбки плавают». 4.Зрительный диктант. 5.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Фонарик» | Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение. | 1.Пальчиковая гимнастика «Шарик». 2.Работа в альбоме. 3.Упр.для глаз «Поймай зайку». 4.Зрительный диктант «Фонарики». 5.Работа в альбоме. | ||||||||||
Декабрь | ||||||||||||
«Ёлочка» | Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. | 1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами». 4.Работа в альбоме. 5. Лексические упражнения. | Индивидуальные беседы по особенностям детей и их подготовки руки к письму | |||||||||
«Бусы» | Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь. | 1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Работа в альбоме. 5. Лексические упражнения. | ||||||||||
«Знакомство с графическим диктантом» | Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память. | 1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Овалы». 4. Графический диктант «Стул». 5. Игра «Паучок». | Поделиться опытом с педагогами. | |||||||||
«Ключик» | Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание. | 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Зрительный диктант «Конфета». 5.Графический диктант «Ключик». 6.Работа в альбоме. | ||||||||||
Январь | ||||||||||||
«Рисование посуды» | Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом. | 1.Пальчиковые шаги «Улитка». 2.Работа в тетради «Чашка». 3.Упражнение для глаз. 4. Работа в альбоме. |
Консультация «Как можно укрепить мышцы рук» | |||||||||
«Кошка» | Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Гвозди». 2.Работа в тетради. 3. Графический диктант «Кошка». 4.Упражнение для глаз «Уголки». 5.Зрительный диктант «Часы», «Телевизор». 6. Работа в альбоме. | ||||||||||
«Рисование вертушек» | Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья». 2. Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами. 4.Графический диктант «Вертушка». 5.Игра «Покажи где…». 6.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Птичка» | Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами». 4.Графический диктант «Птичка». 5.Физ. минутка «Дружно встали». 6.Работа в альбоме. | Консультация « рисуем, лепим, складываем фигурки из бумаги с детьми» | |||||||||
Февраль | ||||||||||||
«Продолжи узор» | Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом. | 1.Пальчиковая гимнастика «Папочка». 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант «Василёк». 4.Упражнение для глаз «Цветок». 5. Графический диктант «Продолжи узор». 6.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Кораблик» | Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание. | 1.Пальчиковая гимнастика «Ласточка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Ручейки». 4.Графический диктант «Кораблик». 5.Физ. минутка «Зима». 6. Работа в альбоме. | Беседа « « как ребёнок может развивать моторику самостоятельно» | |||||||||
«Цветок» | Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. | 1.Пальчиковая гимнастика «Одежда». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Рисуем шарики». 4.Графический диктант «Цветок». 5.Физ. минутка. 6.Работа в альбоме. | Консультация для педагогов | |||||||||
«Сугроб» | Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки. | 1.Пальчиковые шаги «Кот и бабочка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами». 4.Графический диктант. 5.Физ. минутка «Обувь». 6.Работа в альбоме. | ||||||||||
Март | ||||||||||||
«Домик» | Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. | 1.Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Графический диктант «Домик». 5.Зрительный диктант «Дом». 6.Работа в альбоме. | ||||||||||
«Девочка» | Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей. | 1.Пальчиковая гимнастика «Четыре братца». 2.Работа в тетради. Графический диктант «Девочка». 3.Гимнастика для глаз «Поймай звезду». 4.Работа в альбоме. | Консультация « Развитие точности при письме» | |||||||||
«Ракета» | Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память. | 1.Пальчиковая гимнастика «Наперсток». 2. Работа в тетради. 3.Графический диктант «Ракета». 4. Физ. минутка. 5. Игра «Слог, слово, предложение». 6. Работа в альбоме | Круглый стол | |||||||||
«Бабочка» | Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе бумаги; развивать внимание и память. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка». 2.Работа в тетради «Закончи строчку». 3. Гимнастика для глаз. 4. Графический диктант «Бабочка». 5. Задание «Заштрихуй картинки», раскрась только гласные» в прописи. | ||||||||||
Апрель | ||||||||||||
«Гусеница» | Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв. | 1.Пальчиковая гимнастика «Весна». 2. Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4. Графический диктант «Гусеница» 4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц». 5. Игра «Путаница». | ||||||||||
«Продолжи узор» | Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений. | 1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка». 2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец». 3. Гимнастика для глаз. 4. Игра «Что ты видишь». 5. Графический диктант «Продолжи узор». | ||||||||||
«Продолжи узор» | Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.
| 1.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» 2. Работа в тетради 3.Гимнастика для глаз 4. Графический диктант. 5. Игра «Повтори за мной» | ||||||||||
«Продолжи узор» | Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память. | 1.Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка» 2. Работа в тетради 3. Гимнастика для глаз 4. Графический диктант 5. Игра «Что мы делали, не скажем..» | ||||||||||
Май | ||||||||||||
«Полянка» | Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания. | 1.Пальчиковая гимнастика «Весна» 2.Работа в тетради 3.Гимнастика для глаз «Поймай звезду» 4.Графический диктант «Полянка» | Отчёт о проделанной работе по самообразованию | |||||||||
«Слон» | Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память. | 1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 2.Работа в тетради 3.Гимнастика для глаз «Проследи за рукой» 4. Графический диктант «Слон» 5. Физминутка «Дружно встали» | ||||||||||
«Дорисуй половинку» | Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур. | 1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 2.Работа в тетради 3. Гимнастика для глаз «Ручейки» 4. Графический диктант «Дорисуй половинку» | ||||||||||
«Продолжи узор» | Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка. | 1.Пальчиковая гимнастика «Ласточка» 2. Работа в тетради 3.Гимнастика для глаз 4.Графический диктант «Продолжи узор» | ||||||||||
| Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. | Квест- игра «Король-графики» |
Список литературы
1. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.
2. Колесникова Е.В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.
3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», 2005.
4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.
5. Крушельницкая О.И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.
6. Подрезова И.А. « Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.
7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.
8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...
СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...
Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...
«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к...