самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)
тренажёр по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Рогозинская Марина Анатольевна

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.

 Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №150 г.Иркутск

«План по самообразованию педагога»

Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет

2023-2024
(учебный год)

                                                               

 Воспитатель: Рогозинская Марина Анатольевна

 

                                                            подготовительная группа №4.  

 Иркутск  2023г.

«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет».

 

Цель программы:

Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.

- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

 

Задачи программы:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме: «Формирование

графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет». Изучить и подобрать различные техники и методики для развития

графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. Реализовать программу по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет». Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.

- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.

- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.

 

Сроки программы: Программа рассчитана на 1 год (сентябрь 2023 г. – май
2024 г.)

Участники: 

Дети:

  1. Агейчик Вероника
  2. Батухтина Есения
  3. Булава Артемий
  4. Герасимович Таисия
  5. Каримов Марк  
  6. Кулесик Иван
  7. Купчина Софья
  8. Кривошеева Настя
  9. Логвиновский Степан
  10. Малаханова Юлия
  11. Малиненко Тимофей
  12. Мартаева Камила
  13. Мельникова Татьяна  
  14. Никитасов Михаил
  15. Соловьев Кирилл
  16. Таюрская Вероника
  17. Тешебаев Азирет
  18. Эпов Григорий    

 Родители

Педагоги

Предполагаемые результаты: - в результате проведённой работы по формированию  графических навыков, как средства подготовки руки к письмудети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и  уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

Актуальность. 

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше

подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т.д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.

 

Программа заключается:

в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.

 

Формы работы:

беседы

дидактические игры и упражнения

работа в тетрадях в клетку

- пальчиковые игры и физ. минутки

работа на готовых печатных листах

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

Сентябрь

Диагностика

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

«Знакомство с тетрадью»

Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.

1.Пальчиковая гимнастика «Замок».

2.Работа в тетради.

 

Родительское собрание «Подготовка руки к прописи»

«Дождь»

Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».

3.Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Молния».

 Анкетирование

Октябрь

«Забор»

Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Слуховой диктант.

Консультации по тренажёрным тетрадям.

 

«Уголки»

Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

1.Пальчиковая гимнастика «Птички».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Уголки».

4.Работа в альбоме.

Выступление на пед-  совете по теме самообразовании.

«Флажки»

Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз «Жмурки».

4.Работа в альбоме.

«Платочек»

Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

1.Пальчиковые шаги «Курочка».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз «Зигзаги».

4.Работа в альбоме.

Ноябрь

«Шкаф»

Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».

2. Выкладывание прямоугольника из палочек.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Прямоугольники».

4.Зрительный диктант.

 Консультация  по  графическому диктанту

«Волны»

Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

1.Пальчиковая гимнастика «Котята».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Волны».

4.Слуховой диктант «Дорожка».

5.Работа в альбоме.

Мастер класс с педагогами

«Снежок»

Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

1.Игра «Соберём жемчуг со дна моря».

2.Работа в тетради.

3.Упр. для глаз «Пузырьки».

4.Зрительный диктант.

5.Работа в альбоме.

«Снеговик»

Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

1.Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Рыбки плавают».

4.Зрительный диктант.

5.Работа в альбоме.

«Фонарик»

Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.

1.Пальчиковая гимнастика «Шарик».

2.Работа в альбоме.

3.Упр.для глаз «Поймай зайку».

4.Зрительный диктант «Фонарики».

5.Работа в альбоме.

Декабрь

«Ёлочка»

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4.Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

Индивидуальные беседы  по особенностям детей и их подготовки руки к письму

«Бусы»

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз.

4.Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

«Знакомство с графическим диктантом»

Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Овалы».

4. Графический диктант «Стул».

5. Игра «Паучок».

 Поделиться опытом с педагогами.

«Ключик»

Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Зрительный диктант «Конфета».

5.Графический диктант «Ключик».

6.Работа в альбоме.

Январь

«Рисование посуды»

Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

1.Пальчиковые шаги «Улитка».

2.Работа в тетради «Чашка».

3.Упражнение для глаз.

4. Работа в альбоме.

   

 Консультация «Как можно укрепить мышцы рук»

«Кошка»

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

1.Пальчиковая гимнастика «Гвозди».

2.Работа в тетради.

3. Графический диктант «Кошка».

4.Упражнение для глаз «Уголки».

5.Зрительный диктант «Часы», «Телевизор».

6. Работа в альбоме.

«Рисование вертушек»

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4.Графический диктант «Вертушка».

5.Игра «Покажи где…».

6.Работа в альбоме.

«Птичка»

Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4.Графический диктант «Птичка».

5.Физ. минутка «Дружно встали».

6.Работа в альбоме.

 Консультация « рисуем, лепим, складываем фигурки из бумаги  с детьми»

Февраль

«Продолжи узор»

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

1.Пальчиковая гимнастика «Папочка».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант «Василёк».

4.Упражнение для глаз «Цветок».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

6.Работа в альбоме.

«Кораблик»

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание.

1.Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Ручейки».

4.Графический диктант «Кораблик».

5.Физ. минутка «Зима».

6. Работа в альбоме.

 Беседа « « как ребёнок может развивать  моторику самостоятельно»

«Цветок»

Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.

1.Пальчиковая гимнастика «Одежда».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Рисуем шарики».

4.Графический диктант «Цветок».

5.Физ. минутка.

6.Работа в альбоме.

 Консультация для педагогов

«Сугроб»

Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

1.Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4.Графический диктант.

5.Физ. минутка «Обувь».

6.Работа в альбоме.

Март

«Домик»

Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

1.Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Графический диктант «Домик».

5.Зрительный диктант «Дом».

6.Работа в альбоме.

«Девочка»

Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.

1.Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».

2.Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».

3.Гимнастика для глаз «Поймай звезду».

4.Работа в альбоме.

 Консультация « Развитие точности при письме»

«Ракета»

Продолжать работать над координацией речи и движений.  Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.

1.Пальчиковая гимнастика «Наперсток».

2. Работа в тетради.

3.Графический диктант «Ракета».

4. Физ. минутка.

5. Игра «Слог, слово, предложение».

6. Работа в альбоме

 Круглый стол

«Бабочка»

Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе

бумаги; развивать внимание и память.

1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».

2.Работа в тетради «Закончи строчку».

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Бабочка».

5. Задание «Заштрихуй картинки»,

раскрась только гласные» в прописи.

Апрель

«Гусеница»

Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

1.Пальчиковая гимнастика «Весна».

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Гусеница»

4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».

5. Игра «Путаница».

«Продолжи узор»

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».

2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».

3. Гимнастика для глаз.

4. Игра «Что ты видишь».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

«Продолжи узор»

Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.

 

1.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

2. Работа в тетради

3.Гимнастика для глаз

4. Графический диктант.

5. Игра «Повтори за мной»

«Продолжи узор»

Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память.

1.Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант

5. Игра «Что мы делали, не скажем..»

Май

«Полянка»

Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания.

1.Пальчиковая гимнастика «Весна»

2.Работа в тетради

3.Гимнастика для глаз «Поймай звезду»

4.Графический диктант «Полянка»

 Отчёт о проделанной работе по самообразованию

«Слон»

Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память.

1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2.Работа в тетради

3.Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»

4. Графический диктант «Слон»

5. Физминутка «Дружно встали»

«Дорисуй половинку»

Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур.

1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2.Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Ручейки»

4. Графический диктант «Дорисуй половинку»

«Продолжи узор»

Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка.

1.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

2. Работа в тетради

3.Гимнастика для глаз

4.Графический диктант «Продолжи узор»

 

Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь.

Квест- игра «Король-графики»


Список литературы

1.        Киселёва Г.А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2.     Колесникова Е.В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3.     Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», 2005.

4.     Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.

5.     Крушельницкая О.И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.

6.     Подрезова И.А. « Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.

7.     Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

8.     Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...

«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...