План по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"
материал (подготовительная группа)

Ивлева Оксана Викторовна

Данная тема самообразования была выбрана мною, исходя из учета возрастных особенностей детей, и направлена на развитие речевого, образного мышления и графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, на комплексную подготовку детей к школе, гармоничное развитие психомоторных, художественных, речевых и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для детей их возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_ivleva_o.v.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №28»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет»

подготовительная группа №1

Срок реализации: 2025-2026 учебный год

Составила: воспитатель Ивлева О.В.

первой квалификационной категории

г.Бузулук, 2025 г.

Пояснительная записка

Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (Л.А.Венгер, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи, связанные с развитием детей:

- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь

- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости

- Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями

-Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции

Задачи, по самообразованию:

-Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников.

-Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности:

Просвещать родителей (законных представителей) по теме «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Используемые принципы при реализации программы:

Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.

Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.

Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.

Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.

Педагогическая диагностика

Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле. (см.Приложение№1)

Работа с детьми

Количество занятий: 1 раз в неделю - 25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.

Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Перспективное планирование на 2025-2026 уч. г.

Месяц

Неделя

Содержание работы

Октябрь

1

Диагностика

2

Диагностика

3

«Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

4

"Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

Ноябрь

1

«Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

2

"Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.

3

«Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Формировать умение обводить рисунок по точкам.

4

Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.

Декабрь

1

«Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

2

«Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Штриховка двумя руками одновременно.

3

«Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

4

«Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать зрительное внимание, память.

5

«Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Январь

2

«Дорисуй узор».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

3

«Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

4

Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения.

Февраль

1

Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.

2

Соединение предметов плавной линией , упражнение в рисовании по клеточкам.

3

Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента.

4

Соединение точек плавной линией,

отработка уверенных движений руки.

Март

1

Отработка вращательных движений руки.

2

Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.

3

Прорисовывание недостающих элементов.

4

Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Апрель

1

повторение рисунка по клеточкам

2

повторение рисунка по клеточкам

3

Диагностика

4

Диагностика

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

октябрь

Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков» (Приложение 2)

ноябрь

Консультация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"

декабрь

Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"

январь

Рекомендации для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

февраль

Изготовление папки передвижки « Формирование графических навыков у дошкольников»

март

Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"

апрель

Фотовыставка работ детей и занятий с детьми.

Этапы реализации

Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2025г.)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

- Проведение входной диагностики.

Этап реализации (октябрь – апрель)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2026г.)

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

По окончании реализации программы воспитанник должен:

- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

- Завязывать узелки на веревке.

-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.

- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Литература:

В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил.

Олеся Жукова «Рисуем по клеточкам и точкам.

Приложение 1

Мониторинг развития графических навыков в подготовительной группе №1

Критерии оценивания

Ф.И. ребенка

Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру.

Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

итог

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1 балл – низкий результат

2 балла – средний результат

3 балла – высокий результат

Приложение 2

Анкета для родителей (формирование графомоторных навыков)

1. Считаете ли Вы необходимым, формирование графомоторных навыков у детей в детском саду?

Да. Нет. Затрудняюсь ответить (не знаю, что такое графомоторные навыки).

2. Имеете ли Вы какую- либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать графомоторные навыки?

Да. Нет.

3. Знаете ли Вы пальчиковые упражнения?

Да. Нет.

Если да, то используете ли Вы их вместе с ребёнком, когда выполняете домашние задания в выходные? Да. Нет.

4. Любит ли Ваш ребёнок играть (нужное подчеркнуть) с мелкими 1) игрушками, 2) деталями, 3) природным материалом, 4) бросовым материалом (крышки, катушки?

5. Часто ли Ваш ребёнок рисует дома?

Да. Нет.

6. Что ребёнок чаще использует при рисовании (нужное подчеркнуть) : ручку, карандаш цветной, простой, фломастеры, краски, мелки?

7. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к раскраскам, тетрадям для штриховки?

Да. Нет. Редко.

8. Как часто Вы покупаете своему ребёнку раскраски, штриховки?

1 раз в неделю. 1 раз в месяц. не покупаю.

9. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к пособиям, в которых нужно написать элементы букв, буквы (прописи?

Да. Нет. Редко.

10. Есть ли у Вас дома азбука: магнитная, разрезная.

Да. Нет.

11. В свободное время Ваш ребёнок «перепечатывает» самостоятельно какой- либо текст, своё имя?

Да. Нет. Редко.

12. Отметьте, какой рукой (нужное подчеркнуть) правой, левой, обеими, Ваш ребёнок предпочитает действовать (писать, держать ручку?

13. Обращаете ли Вы внимание на положение ребёнка во время рисования, печатания: осанка, положение тетради, ручки (карандаша, захват ручки (карандаша?

Да. Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...

самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...

Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированной направленности №4»города Сосновоборска        Индивидуаль...