Использование культурных традиций в патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Озерова Елена Фаузаровна

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически , природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kulturnyh_traditsiy.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

                                                                                     

Использование культурных традиций в патриотическом воспитании дошкольников.                                              

         

             В настоящее время в системе образования произошли существенные изменения, все большее внимания уделяется нравственно-патриотическому воспитанию детей.

В соответствии с ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования самой важной задачей является формирование у детей гендерной, семейной, гражданской, принадлежности, т.е воспитание патриотических чувств.

Актуальность данной работы заключается в расширении знаний ребенка, опыте, уважению к прошлому, формированию ощущения ,осознания себя частью своей страны.

Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

 В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически , природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Задачи:

  Формировать правовое сознание дошкольников;

  Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду,    улице, городу;

  Воспитывать уважение к людям труда;

  Развивать у детей стремление к созидательной деятельности

  Повышать интерес к культуре, истории.

  Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в   труде, в быту ,поэтому в д.саду мы не должны ограничиваться разрозненными мероприятиями, а должны сделать работу систематической, интересной, содержательной.

  Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется по следующим направлениям;

 Формирование представлений об окружающем мире проходит через знакомство с :      

Народными традициями  (различные праздники День матери, Новый год, Масленица , Пасха, День города и т.д.)

 Народными  промыслами (Хохлома, Гжель, Городец,)

 С культурным наследием, достопримечательностями ,театрами, музеями и т.д.

 В представлениях о природе, городах,

 В повышении интереса к своей малой родине, городу.

 К стране ,символике (Герб, флаг, гимн) , права и обязанности (воспитание гражданской ответственности)

 Существует система последовательной работы:

 Семья(генеалогическое дерево)- детский сад – родная улица – район – город –страна –

Воспитание патриотических чувств : любви и привязанности к своей семье, уважение к труду, развитие чувства ответственности и гордости за свой народ ,чувству сопричастности к национальному достоянию (День снятия блокады, День защитника Отечества, День Победы) Развитие поискового поведения (развитие внутренней активности) ставить цели, добывать знания  т.е использовать постановку  проблемной ситуации.

 Внедрение проектов, которые имеют разносторонний подход к теме, вернее одной темой объединяются все формы работы с детьми, беседы, игры, праздники, сказки, экскурсии, театральная деятельность, досуги ,развлечения.В образовательной  деятельности использование всех видов фольклора – сказки ,песни ,пословицы, поговорки, народные игры (картотеки, кассеты с записями сказок ,стихов ,музыкальных произведений, книги, раскраски)Особенности времен года, включая природу родного края, собирать информацию о животных, растениях , освещая труд взрослых.

Необходимая часть патриотического воспитания – это создание предметно-развивающей среды в группах, кроме того, что  во всех группах имеются  сюжетные картинки, плакаты ,театры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, здесь можно дополнительно  использовать наглядные средства :Выставки ,консультации для родителей, стенды, тематические альбомы, костюмы.

 Создание мини-музея , с целью привлечения детей и родителей пополнению экспонатов , сбору готовых предметов , а также их изготовлению.(Предметы быта, предметы старины, значки, игрушки, фотографии и т.д.)

Изучению , составлению описательных рассказов, рисованию , придумыванию загадок, словом  подготовить к  проявлению словарного творчества.

Привлечь к самостоятельному рассматриванию, исследованию , играм ,выполнению совместных работ с родителями.

Посещать музеи ,выставки ,выезжать на экскурсии.

Приглашать на экскурсии детей других групп, выступать в роли экскурсовода. Это способствует расширению кругозора , словарного запаса, развивает тактильные ощущения, поддерживают интерес к коллекционированию, развивают любознательность и творческие способности..

Все дети видят и воспринимают окружающий мир по-своему. Нам необходимо как можно больше уделять внимание, развивать творческие способности и воображение не только одной формой ,а их разнообразием и сочетанием.

  1. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Е.Ю. Александрова,
  2. Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ».
  3. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  5. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Использование проектной методики в патриотическом воспитании дошкольников».

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.   Актуальность ...

Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ

Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....

Использование визуальных средств в "Патриотическом воспитании" дошкольника

Окружающие предметы,впервые пробуждающие душу ребёнка,воспитывающие в нём чувство красоты,любознательность,должны быть национальными.Это поможет детям с самого раннего возраста понять,что они-часть ве...

Из опыта работы "Русские культурные традиции и нравственное воспитание дошкольников"

В опыте работы раскрыто знакомство детей с русскими культурными традициями...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Роль семейных традиций в патриотическом воспитании дошкольников».

ТРАДИЦИЯ (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длит...

Консультация для родителей "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ- ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...