Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства
методическая разработка (средняя группа)

Затравина Асия Наильевна

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало.

Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zatravina_priobshchenie_k_iskusstvu.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства

Автор статьи Затравина А.Н., воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало.

Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему.

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Но, не смотря на значительный вклад исследователей (Ветлугиной Н.В., Теплова Б.М., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А., Якобсон П.М.  и др.) в изучение проблемы приобщения  детей дошкольного возраста к произведениям искусства разных жанров и требований новых стандартов, многие ее аспекты остаются недостаточно реализованы на практике.

Мы предположили, что  приобщению детей 4-5 лет к произведениям искусства будут способствовать следующие  педагогические условия:

-   учет принципов    отбора натюрморта для детей  дошкольного возраста (соответствие возрасту, особенностям восприятия, жизненного опыта и интересов);

- целостное  и неспешное эмоциональное освоение произведения;

- соблюдение единства восприятия искусства и собственной творческой деятельности;

- использование в работе с детьми разных методов, приемов и форм ознакомления с жанром натюрморт.

В работе по данному направлению нами были использованы методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с живописью     Курочкиной Н. А.  (знакомство с натюрмортом) и Зубаревой Н.М.  (требования к отбору произведениям живописи). 

В начале нами была проведена диагностика. Детям 4-5 лет предлагалось рассмотреть репродукцию картины «Клубника» П. Кончаловского и ответить на вопросы:

  1. Что изображено на картине?
  2. Нравится ли картина, чем нравится?
  3. Что это за картина: портрет, пейзаж или натюрморт?

Данные диагностики следующие: высокий уровень восприятия детьми произведения искусства мы не выявили, в основном мы дигностировали средний и низкий уровни восприятия.

Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, о необходимости проведения работы, направленной на приобщение детей к произведениям искусства.

Нами была разработана система  бесед, которую мы разделили на   2 блока. Для более эффективной работы мы учитывали следующие принципы построения образовательной деятельности по приобщению детей 4-5 лет к произведениям искусства:

- систематичность работы,

- последовательность,

- повторность,

- доступность для данного возраста.

Нами использовались методы:

- рассказ детям о живописи;

- привлечение внимания детей к произведениям изобразительного искусства;

- составления натюрмортов разных видов;

- игровой  прием «вхождение в картину»;

- беседа с детьми и рассматривание вместе с ними художественных картин;

- рассказ детям о натюрморте и его видах.

Наша работа началась с беседы  «Путешествие в мир искусства», где дети узнали о мире изобразительного искусства и  о людях, которые  его создают, а также о том, как этот мир создается и для чего он нужен. Далее с детьми мы провели цикл бесед, где мы рассмотрели картины «Хризантемы» И. Грабаря, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Алёнушка» В. Васнецова, «Золотая осень» И.Левитана,  и «Купчиха за чаем» И. Грабаря. Беседы и рассматривание картин происходило  один раз в неделю во второй половине дня, в спокойной обстановке.

Для увеличения эффекта от знакомства с произведениями искусства, детям был предложен прием «вхождения в картину.

Детям предлагались вопросы: Если бы картина ожила, что бы мы услышали, какой запах бы почувствовали? Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы добавили?

Чтобы учить детей не просто перечислять в картине отдельные предметы, а сосредотачиваться на главном, мы просили детей задуматься над замыслом художника. В одних случаях мы задавали вопросы детям, в других пытались раскрыть главное через название картины. Учитывая возраст детей мы предлагали детям конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, для того чтобы подвести детей к пониманию содержания произведения

1.Что изображено на картине?  

2.Что самое главное в картине?

3.Как это изобразил художник?

4.Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?

5.Что этим хотел сказать художник?

6.Какое настроение передал художник?

7.Как вы догадались, что именно это настроение отражено?

8.Как художнику это удалось сделать?

9.Какое настроение вызывает у вас эта картина?

10.Что бы вы добавили сами в эту картину?

Цель второго блока расширить и закрепить  представления детей о натюрморте, как о жанре живописи и  вызвать у детей интерес к натюрморту.

С детьми были проведены беседы  «Как художник составляет натюрморт». Мы использовали репродукции картин, изображающие разные виды натюрмортов такие, как «Снедь московская. Хлебы» И. Машкова,  «Цветы и фрукты» И.Хруцкого, «Подсолнухи» В.Ван Гога, «Груши на зеленой драпировке» И.Грабаря.

Перед встречей с картиной проводилась  подготовительная  работа  по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, чтение художественной литературы, а также  ознакомление детей с теми предметами, которые в дальнейшем были  представлены на картине. В предварительной работе детям предлагалось  рассмотреть разные хлебные изделия, предметы, фрукты, потрогать, понюхать их. Дети   рассматривали картину,   обсуждали  увиденное, отвечали на вопросы.

Наша работа закончилась   беседой с детьми «Путешествие в мир искусства». Мы рассматривали знакомые картины, дети инициативно высказывались, делились впечатлениями об увиденном, называли жанры изобразительного искусства.

Далее нами была проведена та же диагностика, что и в начале работы.

Данные диагностики показали положительную динамику   приобщения детей к произведениям искусства. Низкого уровня восприятия детьми произведений искусства мы не обнаружили,  27% детей показали высокий уровень (в начале 0%), остальные дети показали средний уровень, что является очень хорошим показателем приобщения детей  к произведениям искусства разных жанров: ребенок  видит и осознаёт те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него, ребёнок получает элементарное эстетическое наслаждение, оценивает в картине  цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, форму и композицию.

Таким образом, разработанная нами система формирующей работы приобщения детей к произведениям искусства эффективна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время.Список произведений изобразительного ...

«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию произведений изобразительного искусства."

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей т...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.

В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей и культурой своей страны. Способствовать развитию  нравственного и духовного воспитания....

"Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия музыки.

Предствален опыт работы по знакомству дошкольников с классической музыкой в интересной игровой форме....

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот м...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись

Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики....