"Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия музыки.
статья

Мишина Елена Анатольевна

Предствален опыт работы по знакомству дошкольников с классической музыкой в интересной игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_aktivnogo_vospriyatiya_20g_.docx33.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия классической музыки».

СЛАЙД 2

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний.

Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир,

надо развивать у него способности,

 и прежде всего музыкальный слух

и эмоциональную отзывчивость».

Н. А. Ветлугина

Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. Это самая приятная, прекрасная, доступная и полезная форма общения взрослого и ребенка. Посредством музыкального воспитания и правильного подхода к его реализации, возможно развитие эмоционального интеллекта, уникальное развитие возможностей мозга, развития способности к нестандартному мышлению, а также к эмоционально – двигательному самовыражению и самопознанию.

В этом стремительном современном потоке времени человек подвержен переменам. Меняются потребности взрослых, потребности детей, меняются и совершенствуются методы и приемы обучения. Стандарт образования требует от нас другого подхода к обучению и развитию детей, отличного от того, который мы применяли. В связи с этим я стала анализировать свою работу, и поняла, что при знакомстве с музыкой, разговор о чувствах с ребенком бесполезен, так как музыка необъяснима.

 

СЛАЙД 3

Научные труды музыковедов Е. Незайкинского «Психология музыкального восприятия» и В. Медушевского «Интонационная форма музыки» дают музыкальной педагогике понимание того, что путь развития музыкальных способностей дошкольников лежит через движения, игру, спонтанную деятельность. Так у ребенка появляется яркий эмоциональный импульс, который необходим для восприятия. Поэтому главной задачей в своей работе я вижу грамотное становление и развитие музыкального восприятия.         

СЛАЙД 4

Нельзя игнорировать гениальные слова композитора Р.Шумана, что «лучший способ говорить о музыке – молчать о ней»! Преждевременное использование музыки, которую ребенок не в состоянии самостоятельно воспринять и исполнять, наносит вред его развитию в виде потери интереса. Следовательно, репертуар для слушания должен быть очень тщательно подобран по принципу доступности.  Детскую программную музыку дети слушают с удовольствием, причем время восприятия достигает не более 30-40 секунд.  Дальше она надоедает, и внимание ребенка рассеивается.  Тогда я поняла, что ребенок, слушая музыку, должен насытиться, наиграться, получить массу эмоций от прослушанного, тогда впоследствии он радостно и восторженно воспримет ее повторное звучание на следующих занятиях.  Опираясь на эту теорию, делаю вывод, что нужно организовать сначала игру, действие с этой музыкой, а впоследствии уже ее спокойно прослушать (через 3-4 занятия, когда дети наиграются, переживут ее эмоционально в движении). Движение помогает переводить слушание в восприятие.  

         В своем выступлении хочу поделиться теми методами и приемами, которые помогают доставлять детям радость и удовольствие от восприятия классической музыки.

СЛАЙД 5

Большой восторг у моих воспитанников вызвала музыка симфонической сюиты Шарля - Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Здесь композитор с улыбкой продемонстрировал возможности музыки. В этих изящных миниатюрах виртуозно изображаются музыкальные портреты животных. Талантливая, яркая по своей образности и остроумная музыка К. Сен-Санса находит понимание и живой интерес у маленьких слушателей. Для этого перед знакомством с сюитой, я рассказала небольшую сказочку, которая настроила их на понимание музыки: «В одном сказочном городе был объявлен праздничный карнавал. Не только люди, но и животные решили принять в нем участие. Но для этого им нужно было приготовить какой-нибудь музыкальный номер»…  

Далее идет знакомство с номерами, опираясь на музыкальную композицию каждого из них. От этого и будут зависеть какие методические приемы будут включены в работу с детьми в той или иной музыкальной картине.  В заключении, когда запланированные музыкальные номера будут выучены, можно устроить настоящий Карнавал животных, где ребята покажут то, чему они научились. Это могут быть мини – проекты. Их можно включить в план работы городского проекта «Классическая музыка в детском саду», в котором мы работаем из года в год.

Каждый музыкальный номер сюиты – это не только номер для выступления, это бесценный материал для знакомства детей с музыкальными жанрами, танцевальными движениями. Это и развитие креативного импровизационного движения.

СЛАЙД 6

Музыкальный номер «Аквариум» является прекрасным вариантом для развития креативного движения детей. Работа с этой музыкой делится на несколько этапов:

СЛАЙД 7

  1. Я предлагаю детям послушать стихотворение, но не говорю названия:

Подводный лес качается, как будто на ветру

Здесь сумрачно, таинственно и в

холод и в жару.

Перламутровые струйки, разноцветные чешуйки

Рыбки- бабочки порхают, словно звездочки мерцают.

Мурена, барракуда, куда плывут, откуда?

Большая каракатица по дну куда-то катится.

Звезды в небе высоко, звезды в море глубоко.

Там сияют, здесь мерцают, а достать их не легко.

  1. Беседуем с ребятами о содержании стихотворения. Обговариваем какие живут существа, пробуем показать в движении рук как они передвигаются. Говорим о морском дне. Что там находится. Что стоит, а что движется и что растет. Говорим о свойствах воды (о волнах, пузырьках).  Представляем, как растительность движется в волнах… Обязательно беседу строю так, чтобы дети сами рассказывали друг другу об этом, а педагог уже подкрепляет картинками, фото, видео и т.д.

  1. Рассматриваем дно аквариума, и в игровой соревновательной форме выкладываем на голубой ткани дно аквариума из имеющегося природного материала (ракушки, камушки, цветной грунт и т.д.). Далее слушаем музыку и пытаемся руками создать движения животного мира в своих аквариумах. Дети выбирают рыбок, специально приготовленных для этого номера, фигурки из пальчикового театра и т.д.

СЛАЙД 8

  1. Пытаемся без музыки   движениями тела изобразить флору и фауну подводного мира.  Подбираем атрибутику.
  2. Выстраиваем «живую картину». Импровизационная театрализация. (видео)

СЛАЙД 9

Эту познавательную деятельность проводим совместно с воспитателями в рамках мини-проекта, результат которого -  постановка импровизированного элементарного театра «Аквариум» и выставка детских рисунков на эту тему.

Такой глубокий и разносторонний творческий подход к музыкальному восприятию зажигает ребенка, вовлекая его в игру, где можно фантазировать, импровизировать и креативить.  Полезным это будет только тогда, когда дети сами будут инициаторами и выдумщиками. Под чутким незаметным для ребенка руководством педагога.

СЛАЙД 10

Музыкальный номер «Слон» -  прекрасная образная музыка в танцевальном жанре.  Следует подчеркнуть, что музыка шуточная, юмористическая. Педагог предлагает детям превратится в больших и неповоротливых слонов, которые будут танцевать на карнавале Вальс. Во вступительной беседе дети рассуждают о том, что вальс танцуют легкие снежинки, бабочки, осенние листочки, потому, что музыка легкая и воздушная, побуждающая нас кружиться, качаться, летать. Но Слоны тоже очень хотят танцевать.

СЛАЙД 11

  1. Сначала  знакомлю детей  с метро – ритмической особенностью этого жанра. Начинается знакомство с музыкой через определение сильной доли. Для этого предлагаю детям поиграть со своим телом. На «раз» ударять рукой по разным частям тела так, как они сами хотят. Это поможет убедиться, что ребята слышат и определяют сильную долю.
  2.  Делее предлагаю превратиться в слонов и потанцевать. Но сначала выучим движения без музыки. Выполнить несколько звучащих жестов в виде хлопков, шлепков по коленкам, топание ногами.  Затем «танцуем» это под музыку 2-3 раза, чтобы дети поняли и услышали сильную долю («раз»). (видео)

СЛАЙД 12

  1. Добавляем простые движения на 2ю и 3ю долю к уже выученным. (видео)
  2. Когда основные движения будут хорошо усвоены детьми, можно выстроить танцевальный рисунок.

Мы видим, что шуточная игра образов вызывает у детей огромный интерес. Благодаря этому, дети не только запоминают эту музыку, они учатся фиксированным вальсовым движениям через сказку, игру, юмор.

Каждый музыкальный номер сюиты очень ярок, незабываем и интересен. Если педагог заинтересован превратить его в сказку и игру, то музыка подскажет ему как это можно сделать.

Не только образы животных являются предметом исследовательского импровизационного движения для дошкольников. Красота природы, ее явления, изменения и преображение так же увлекают ребят в своем творчестве.  Волшебная музыка Антонио Вивальди помогает ребятам увидеть картины времен года. Невероятная изобразительность музыки рисует в нашем воображении все детали этих картин. Знакомство с этой музыкой проходила следующим образом.

СЛАЙД 13

«Осень» А. Вивальди

  1.  Знакомство с музыкой Вивальди началось с исследовательской деятельности. Ребята с родителями и воспитателями наблюдали за осенней природой: за листьями, деревьями, осенним небом и т.д.

СЛАЙД 14

Рассматривая знаменитые картины известных художников «Золотая осень» и «Поздняя осень» И. Левитана на занятиях мы сравнивали их с тем, что сами видели, гуляя по парку, лесу, полю.

  1.  Исходя из личных наблюдений детям не сложно было придумать движения, описывающие деревья в осеннем парке, листопад в солнечную погоду золотой осенью и листопад в дождливую погоду поздней осенью.  В этой творческой деятельности дети пытаются объяснить свое чувство мимикой, движением.

  1. Когда дети подобрали движения, характерные разным явлениям природы, подобрали атрибуты, мы впервые послушали музыку, подобирая подготовленные картинки (мнемо – карты) в нужной последовательности (солнце, листопад, дождь…) исходя из изобразительности музыки.  
  2. Все эти нюансы ребята постарались передать в «Живой картине» музыки Антонио Вивальди.  (видео)

СЛАЙД 15

Интересна и увлекательна для ребят музыка Роберта Шумана. Всем известен его «Альбом для юношества». Пьески из него стали основой репертуара по слушанию в детском саду. В разных возрастных группах мы возвращаемся к ней из года в год. Хочу поделиться своими методическими приемами при знакомстве с произведением

 Р. Шумана «Веселый крестьянин».  

Я целенаправленно включила это произведение в план работы на 1й квартал. Оно обогатило выступление детей подготовительных групп в Музыкально – литературной гостиной «Это осень к нам пришла»!

СЛАЙД 16

  1. Но, прежде, чем прозвучала эта музыка и дети впервые ее услышали, я рассказала им небольшую историю… «В одной деревушке жил крестьянин. Он имел землю, где выращивал урожай (слушаю дополнения детей…) овощей, фруктов, злаковых, а также небольшую ферму, где жили (дополнения детей…) лошади, коровы, козы, куры и петухи. Большое было хозяйство у крестьянина. Много работы было у него. Но не смотря на усталость, он всегда был веселым и радостным…. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей) Потому, что он знал, что, собрав весь свой урожай осенью, он и его семья не останется голодной. Будут продукты в закромах и деньги, на которые семья будет жить до следующего урожая.  Поэтому он возвращался с работы всегда веселый. А когда нам весело что мы любим делать? (ответы детей…) Танцевать и петь.  И наш знакомый крестьянин тоже любил петь.  Вот такую песенку он сочинил, и любил ее напевать».
  2. Я проговариваю текст в ритме  этого музыкального произведения со словами, и на доске, по порядку выкладываю картинки тех персонажей, о ком поется. (мнемо-карты)

Иду, иду, веселый я домой,

По лесу и по полю я иду домой.

Иду, иду веселый я домой,

И бабочки, и птички вьются надомной.

Туда, туда, пойдем мы все туда.

Иду, иду, веселый я домой

И солнышко сияет в небе надомной.

Туда, туда. пойдем мы все туда….

Иду, иду, веселый я домой

И песенка веселая всегда со мной.

  1. Разучиваем с ребятами текст песенки, опираясь на мнемо-карты. Они  помогают быстро запомнить текст. Декламируя стихи, дети сопровождают хлопками в ладоши. Такой прием использования речи и движения позволил детям легко усвоить ритмический рисунок. (видео)

СЛАЙД 17

В движениях передаем содержание того, о чем поем. Таким образом у ребят идет      яркое и образное запоминание последовательности частей в музыке. (видео)

Говорю детям, что эту песенку услышал композитор Роберт Шуман, и написал музыкальное произведение, которое так и назвал «Веселый крестьянин

СЛАЙД 18

  1.  Предлагаю ребятам подобрать музыкальные инструменты из предложенных, для музицирования,  так же опираясь на мнемо-карты. Обговариваем какому образу какой инструмент подойдет, тем самым распределяя партии. Закрепляем что, когда и как звучит.  
  2. Исполняем как аккомпанемент к песенке со словами. (Видео)
  3.  Когда ребята запомнят порядок исполнения, и будут исполнять ритмично, слова уже не произносим. (видео)

Таким образом рождается оркестровка произведения, путем активного восприятия музыкального произведения через сказочный образ, речевую декламацию сочиненного текста со звучащими жестами (хлопки, шлепки и т.д.) и импровизационные движения в изображении заданных образов. Детям предоставляется возможность выбора инструментов, что очень важно в развитии музыкальной фантазии.

СЛАЙД 19

Хочу поделиться еще одним, не менее интересным вариантом знакомства с классическим произведением.

«Пиццикато» Лео Делиба

СЛАЙД 20

  1.  Знакомство начинается с пальчиковой игры, когда под музыку пальцы бегают по всему телу, как «таракашки», но в нужном месте (акценты в музыке) хлопают в ладошки. В средней части музыка меняется – лирическая. Здесь дети танцуют только руками, используя разные варианты. (видео)

СЛАЙД 21

  1. Затем предлагаю детям: «так же как бегали пальцы по телу, будут бегать наши ноги, и ладошки будут хлопать так же, но мы им поможем и скажем слово «привет». Бегаем в разные стороны, но когда нужно будет хлопать, повернемся к рядом стоящему ребенку и скажем ему «Привет»!  В лирической части дети танцуют импровизированный танец. Можно одному, можно группами. Так рождается подвижная игра – приветствие «Привет». (видео)

СЛАЙД 22

  1. Предлагаю детям для игры шумовой инструмент, изготовленный из коробочки из-под йогурта, с натянутой на нее резинкой. Ребята попробуют извлечь звук. Как это можно сделать?  Дети исследуют инструмент, осваивают прием игры «пиццикато» (звук извлекается путем дергания за резинку). Это вызывает у детей интерес и восторг. Рассказываю о струнных инструментах, что на них можно играть разными способами. Показываю на любом струнном инструменте. Называем и запоминаем этот прием игры.  Используем эту коробочку далее в игре. Там, где хлопали ладоши – «играют» пиццикато на коробочке. (видео)

СЛАЙД 23

  1. Подбираем инструменты для оркестровки, анализируя музыку, исходя из личного опыта. Итогом знакомства с музыкой становится игра в оркестре. (видео)

Свободное движение, использованное при восприятии музыки, разнообразные музыкально – речевые двигательные игры с использованием «звучащих жестов», с музицированием на ДМИ– это короткий путь к психологическому раскрепощению, личностному росту, а так- же к творческому развитию ребенка.  Когда видишь горящие глаза ребенка, наполненные интересом, заряжаешься этой энергией. Хочется еще больше творить и вытворять вместе с детьми, подбирать для них интересный музыкальный материал и перерабатывать его в игры, сказки, оркестровки, театрализацию…        

О музыке не говорят, а ею ДЫШАТ…

Другие вздохами МОЛЧАТ

И сердцем что-то СЛЫШАТ.

И хочется с ней

СЧАСТЬЕМ НАСЫЩАТЬСЯ

И чем-то СОКРОВЕННЫМ НАПОЛНЯТЬСЯ! (С. Фрумович)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры. Их значение в воспитании детей дошкольного возраста»

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения.Знакомить с народными традициями необходимо со старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для дет...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.

В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей и культурой своей страны. Способствовать развитию  нравственного и духовного воспитания....

Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность

Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....

Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность

Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....

Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое нача...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот м...